34. Современные образовательные программы для доу.
Классификация программ.
Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.
Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.
Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).
Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .
Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.
К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«3олотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под
91
В групповой комнате можно размещать всевозможные предметы, позволяющие детям построить игровое или деловое пространство в соответствии со своими замыслами и целями, которые в данном возрасте чаще всего бывают стихийными и требуют сиюминутного воплощения.
Но сначала надо научить детей играть со средой. Игры со средой - это система мероприятий, которая включает в себя ряд этапов: наблюдение за детьми с целью выявления их любимых игр; беседы по поводу замыслов и возможных вариантов игры; построение воспитателем пространства и стилистическое оформление групповой комнаты, спальни или раздевалки; помощь -участие самих детей в организации игровой предметно-развивающей среды при основной работе воспитателя; самостоятельная деятельность детей.
Творческая сюжетно-ролевая игра в данном случае основана на трансформации предметов, явлений из реального пространства в игровое. В таких играх основным импульсом для развития сюжета игры является организованная и стилизованная среда.
Таким образом, в работе по организации предметно-развивающей среды детского сада нужно придерживаться общего правила: если ребенку среда кажется привычной - это плохо организованная среда.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется на занятиях типа «Использование предмета». На начальных занятиях данного направления детям даются различные предметы, бросовый материал (коробки, большие и маленькие, доски, ветки и т.п.) и предлагается подумать и сказать, как можно использовать данный предмет в игре. Необходимо перечислить как можно больше интересных, необычных приемов использования. Поощряются нетривиальные ответы. Затем детям предлагается организовать игру и попробовать использовать в ней данные предметы. Игра должна носить эвристический характер, обеспечить высокую продуктивность идей, новых решений. На занятии детей учат не фиксировать внимание на социально-культурных смыслах предмета (коробка -класть и т.д.О, а придумать как можно больше примеров его необычного игрового использования.
В дальнейшей работе детей можно не организовывать специально, а вносить в группу необходимый «сырой» материал и предоставлять возможность свободно использовать его. Дошкольники создают из этих предметов различные игровые объекты и занятные комбинации.
При организации развивающей предметно-пространственной среды нужно несколько сократить объем игрушек с фиксированной функцией (муляжи часов, телевизоров, пупсы, коляски и т.п.), так как они в силу быстрого исчерпывания ребенком возможных с ними действий психологически малосодержательны. Группу лучше наполнить модулями, конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, а значит, способствуют развитию воображения, знаковой символической функции мышления.
При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность педагога. Создание предметного окружения должно идти в единой системе сотворчества ребенка и педагога.
ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).
В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.
Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.
Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН
- 27 Дошкольное образовательное учреждение и семья.
- Формы работы с семьей внутри детского сада
- Формы работы с детьми за пределами детского сада
- 27. Дошкольное образовательное учреждение и семья.
- 29. Организация целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
- 30, Современные концепции дошкольного образования.
- 34. Современные образовательные программы для доу.
- 2.4.1.1249-03, А общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.
- 3. Структура и содержание программ нового поколения. Комплексные программы.