Правовые основы трубопроводного транспорта.
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.
Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:
перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;
выполняет роль распределительной системы комплекса;
транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.
К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах - установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через каждые 100 – 150 км. - промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.
1.Преимущества трубопроводного транспорта
Возможность повсеместной укладки трубопровода.
Низкая себестоимость транспортировки.
Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.
Меньшая материало и капиталоёмкость.
Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.
Малочисленность персонала.
Непрерывность процесса перекачки.
Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.
Главным недостатком является его узкая специализация, также для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза.
Деятельность в сфере трубопроводного транспорта определяется и регулируется рядом законных и подзаконных актов, как общего характера, так и частных.
В РФ определен порядок прокладки трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море РФ другими нормативными актами определяется порядок создания трубопроводного консорциума организации финансирования строительства трубопроводной системы. Например, в целях ускорения строительства Балтийской трубопроводной системы функций заказчика строительства БТС возложены на акционерную компанию по транспорту нефти ОАО «Транснефть» Или проектирование и строительство акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов ОАО «Транснефтепродукт» магистральных нефтепродуктопроводов Андреевка - Альметьевск и Кстово—Ярославль—Кириши - Приморск осуществляет за счет собственных и кредитных средств.
Деятельность по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта лицензируется и включает в себя:
а) испытания линейной части магистральных трубопроводов окончании строительства и ремонта;
б) диагностирование линейной части технологических трубопроводов станционного оборудования сооружений резервуарных парков и другого оборудования объектов магистрального трубопроводного транспорта.
в) эксплуатацию магистральных трубопроводов, в том числе деятельность по техническому обслуживанию компрессорных и насосных станций, резервуарных парков и линейной части магистрали трубопроводов, включая систему электрохимзащиты.
г) эксплуатацию систем управления объектами магистральных трубопроводов
д) эксплуатацию подземных хранилищ газа;
е) консервацию и ликвидацию объектов магистральных трубопроводов.
Лицензирование деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (далее именуется лицензирующий орган).
В РФ лицензируется деятельность по эксплуатации газовых сетей
Особое внимание уделяется безопасной эксплуатации трубопроводов, охране труда и системе охраны трубопроводов.
Государством определяется:
- порядок приемки и движения нефти в системе магистральных нефтепроводов;
контроля и обеспечения сохранности качества нефтепродуктов на предприятиях трубопроводного транспорта;
- сдача нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ, отводам магистральных нефтепродуктопроводов. Государство также утверждает нормы естественной убыли нефтепродуктов при Приеме, хранении, отпуске и транспортировании.
Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом на экспорт, подлежат таможенному оформлению.
Правительственная комиссия по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов дала указание вновь ввести режим декларирования нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), возобновив с 1 ноября 2002 г. действие приказа ГТК № 455. Об этом сообщил журналистам вице-премьер РФ,
Этот режим будет введен по временной схеме на зимний период чтобы обеспечить более прогнозируемую ситуацию на внутреннем рынке.
Приказ № 455, вводящий ограничения по местам таможенного оформления ряда нефтепродуктов при их вывозе за пределы таможенной территории РФ, был издан 20 июля 1999 г., а затем два раза корректировался.
Ограничения предусмотренные приказом № 455 были сняты ГТК в середине марта 2002 г.
Премьер министр подписал постановление о повышении с 1 октября 2002 г. экспортной пошлины на нефть с 21,9 до 26,2 дол. за тонну. Экспортные пошлины на нефть – это важнейший рычаг регулирования не только поставок нефти за рубеж, но и внутрироссийских цен на энергоносители поступлений в федеральный бюджет и др.
В Российской Федерации регулированию подлежит доступ к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории причем для предприятий с иностранными инвестициями предусматривается первоочередной доступ. Регулируется и порядок доступа организаций к местным газораспределительным сетям.
Государство утверждает статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за деятельностью нефте-, нефтепродуктотранспортных организаций и магистрального нефтепродуктопроводного транспорта.
На основе соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий регулируется оплата услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Предусматривается и порядок определения тарифов, их применения, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации.
Задача
20 июня завод «Маяк» предъявил иск к Управлению Северной железной дороги о взыскании штрафа за невыполнение принятых заявок на перевозку грузов в феврале и марте и возмещении убытков, понесенных заводом в виде неустойки, уплаченной заводом своим покупателям за просрочку поставки продукции из-за неподачи вагонов.
Управление дороги выдвинуло следующие возражения по иску:
в отношении взыскания штрафа за невыполнение плана перевозок истцом нарушен претензионный порядок, предусмотренный ст. 120 УЖТ. Расчет по причитающимся суммам штрафа был сообщен истцу: за февраль – 6 марта, а за март - 12 апреля. Претензия же истцом была заявлена 20 мая, т.е. с пропуском установленного срока, в связи с чем она была возвращена истцу без рассмотрения;
взыскание остальных сумм не предусмотрено УЖТ, так как они представляют собой требования о возмещении убытков, понесенных истцом по своим обязательствам.
Завод настаивал на удовлетворении своих требований, заявляя, что действующее законодательство не устанавливает срок для предъявления претензии, а понесенные им убытки являются следствием невьшолнения дорогой принятых заявок на перевозку грузов.
Кто прав в этом споре и как следует решить дело?
Претензионный порядок - составляющая часть предъявления требований к перевозчику груза (грузобагажа).
Отсутствие письменной претензии, предъявленной в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, делает невозможным заявление к перевозчику судебного иска (п. 1 ст. 797 ГК).
Обязательная претензионная процедура дает перевозчику возможность своевременно расследовать допущенные нарушения, собрать необходимые доказательства, что во многих случаях ведет к удовлетворению требований грузовладельца без обращения в судебные органы, существенной экономии средств и времени.
Претензии, вытекающие из перевозки груза, предъявляют отправитель, получатель, а также (по общему правилу) страховщик, выплативший страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств.
На практике в случае несохранности груза транспортные организации нередко ссылаются на ответственность отправителя. Поэтому когда из обстоятельств дела с достаточной очевидностью не вытекает наличие ответственности только одного перевозчика, получатели груза адресуют свои претензии одновременно и грузоотправителю, который, например, ненадлежаще затарил груз, что вызвало его несохранность. Основанием предъявления таких претензий является не нарушение договора перевозки, а несоблюдение обязательств отправителя в отношении получателя по купле-продаже, поставке и др.
Транспортным законодательством предусмотрены требования о предоставлении документов, которыми заявитель должен обосновать свою претензию. Так, в ст. 120 УЖТ дан подробный перечень возможных претензий с указанием документов, которые следует приложить, и сведений, которые должны в них содержаться. Претензии необходимо заявлять, как правило, по каждой отправке с приложением подлинника транспортного документа, коммерческого акта или жалобы на отказ в его составлении, обоснования и расчета суммы претензии.
Претензионный порядок предусматривается и при предъявлении требований перевозчику в связи с нарушением обязательств по подаче транспортных средств, использованию подвижного состава или контейнеров грузовладельцев, других обязательств, не вытекающих из договора перевозки, но связанных с организацией транспортного процесса (ст. 120 УЖТ).
В случае полного или частичного отклонения претензии грузовладельца или неполучения на нее ответа в 30-дневный срок к перевозчику может быть предъявлен иск (п. 2 ст. 797 ГК). ГК не определяет срока на заявление самой претензии. Этот вопрос решается транспортными уставами и кодексами по-разному.
Согласно ст. 123 УЖТ претензии должны заявляться в течение 6 месяцев. УЖТ предусмотрен также 45-дневный срок для заявления претензий о штрафах и пени. Арбитражные суды не рассматривают указанные сокращенные сроки как пресекательные, предъявление претензии за рамками этих сроков не является основанием к возвращению искового заявления*(148). Кроме того, УЖТ и Воздушный кодекс предусматривают право самого перевозчика принять к рассмотрению претензию по истечении установленных сроков, если причина их пропуска будет признана им уважительной.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, согласно п. 3 ст. 797 ГК составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Таким моментом является, как правило, день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии (ст. 125 УЖТ). Однако на отдельных видах транспорта этот момент определяется по-другому.
Для исков транспортных организаций к грузовладельцам срок давности в силу общей редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет один год. Для возможных исков к пассажирам УЖТ (ст. 126), также предусматривают давность в один год. На других видах транспорта специальных норм по этому поводу нет, поэтому должен применяться общий срок, установленный ст. 196 ГК, - 3 года. Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозок, подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам ГК (гл. 12). Законом предусмотрена выплата процентов на сумму признанной перевозчиком претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда (ст. 395 ГК).