Аварии на химически опасных объектах.
Сегодня на территории страны насчитывается свыше 1500 разных объектов, которые производят, хранят или используют в технологическом процессе СДЯВ. Кроме отмеченного, круглосуточно на территории Украины транспортируется почти 15 000 единиц емкостей со СДЯВ. В Украине перерабатывается до 5% от общемирового количества минеральных удобрений, а нагрузка на окружающую среду выше, чем в странах Западной Европы в 3,2 раза, а по сравнению с США – в 6,2 раза (по данным Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы МЧС Украины).
К химически опасным объектам принадлежат:
- предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
- предприятия, оборудованные промышленными холодильными установками, очистительные сооружения и водопроводные станции, на которых используют хлор для обеззараживания воды;
- склады и базы с запасами СДЯВ;
- железнодорожные станции с подвижным составом химически опасных веществ.
Угрозу возникновения очагов химических катастроф составляют и трубопроводы, которые используются для транспортировки химически опасных веществ. На территории Украины есть етилено- и амиакопроводы. Одним из мощнейших (3 млн. т/год) является амиакопровод Тольятти-Григоревский лиман, который проходит по территории семи областей страны.
В случае аварий на химически опасных объектах токсичные вещества попадают в окружающую среду. По показаниям специалистов, во время аварии не исключена возможность распространения нескольких токсичных агентов, которые могут образовываться как результат вторичных химических реакций. При комбинированном действии нескольких ядов токсичный эффект может усиливаться (синергизм), ослабляться (антагонизм) или подытоживаться (адаптивное действие).
Наиболее опасными являются первые 10 минут развития аварии, когда происходит интенсивное испарение СДЯВ. Установлено, что в этот период в виде первичной тучи в атмосферу попадает до 30% от общего количества веществ. На этом этапе размеры первичной тучи и направление ее движения имеет неопределенный характер. Поэтому при прогнозировании распространения тучи СДЯВ выделяют зону неопределенности, радиус которой может превышать 1 км.
После попадания СДЯВ на поверхность за пределы емкости ее хранения начинается период ее постепенного испарения и формирования вторичной тучи. Очаг заражения СДЯВ охватывает площадь зоны аварии (химически опасного объекта) и площадь заражения первичной и вторичными тучами.
Исходя из данных относительно номенклатуры СДЯВ и учитывая количество отдельных сильнодействующих ядовитых веществ на территории Украины, считается наиболее вероятным возникновение химических катастроф, которые будут связаны с аммиаком или хлором.
Зарегистрировано 50 случаев с выбросом (излиянием) СДЯВ за пределы емкостей, где они хранились или транспортировались. Серьезных последствий для населения они не имели, поскольку поражающее действие СДЯВ в некоторых случаях испытал лишь производственный персонал предприятий (45 людей пострадали, из них 5 погибли), а за пределы производственных участков их влияние не распространялось.
Больше всего аварийных выбросов (излияний) СДЯВ произошло на промышленных предприятиях (33 случая), дальше идут аварии на транспорте (12) и на складах ядохимикатов и минеральных удобрений (5 случаев). Причинами аварий, главным образом, были технические неполадки и нарушения технологического процесса из-за недостаточной профессиональной подготовки или безответственности технического персонала.
- Днепропетровская государственная медицинская академия
- 3. Цель занятия:
- 4. План и организационная структура практического занятия:
- 5. Содержание лекционного материала.
- Природные катастрофы и их медико-санитарные последствия.
- Техногенные катастрофы и их медико-санитарные последствия. Техногенные катастрофы.
- Аварии на радиационно опасных объектах.
- Аварии на химически опасных объектах.
- Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.
- Аварии на шахтах.
- Аварии на биологически опасных объектах.
- Транспортные аварии.
- Социальные (специфические) катастрофы.