logo
Первая Производственная практика Похуй Баащее -

Тема №4. Оборудование, табель положенности пожарного оборудования. Практический показ и рассказ на примере имеющейся на вооружении техники.

Последовательность работы на пожарных автомобилях:

установка на водоисточник; подача воды из цистерны (открытого водоема, водопроводной сети);

перекачка воды;

подача воды насосом от водоема с помощью гидроэлеватора;

подача воздушно-механической пены;

Автоцистерны (АЦ) пожарные предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения а так же для подачи воды и воздушно - механической пены на ликвидацию горения.

Автоцистерны могут использоваться как самостоятельные боевые единицы и как насосные станции при подаче огнетушащих средств перекачкой с одной или несколькими автоцистернами Боевой расчет на автоцистернах от 3 до 7 человек (включая водителя).

Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при боевом развертывании или по команде «Колонку - ставь!». По этой команде пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту затем кладет колонку на землю, подхватывает крюком под ушко крышку гидранта и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, одновременно убрав правую (левую) ногу назад.

После этого опускается на колено, снимает колпачок стояка гидранта, берет колонку за напорные патрубки, ставит на стояк так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана гидранта и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5 - 6 полуоборотов). После этого берется обеими руками за рукоятку колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до упора (18 - 20 полуоборотов) Вода в колонку начинает поступать после 5-6 полуоборотов рукоятки.

Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожарный насос производится по команде «Воду - дать!». При этом пожарный вращает против часовой стрелки до упора (15 - 16 полуоборотов) маховики (маховик), расположенные на напорных патрубках колонки.

Подача воды прекращается при команде «Воду - остановить!». Для этого пожарный вращает маховики (маховик) по часовой стрелке и тем самым закрывает напорные патрубки колонки.

По сигналу «Отбой!» или по команде «Колонку - убрать!» пожарный поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке закрывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки колонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее. Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает колпачок стояка и крышку колодца гидранта. После этого берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и закрывает дверцу отсека кузова автомобиля.

Установка пожарной автоцистерны на гидрант производится по команде «Автоцистерну на гидрант (указывается какой гидрант и способ соединения насоса с гидрантом) - ставь!» При этом могут быть использованы следующие способы соединения насоса с гидрантом:

- параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, достает из отсека водосборник и присоединяет его к всасывающему патрубку насоса, достает из отсека напорный четырехметровый рукав, раскатывает его в направлении гидранта и присоединяет к водосборнику. В это время пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку. Водитель вместе с пожарным достают из пенала напорно-всасывающий рукав, водитель присоединяет ближнюю соединительную головку рукава к водосборнику, пожарный присоединяет соединительные головки рукавов к колонке и пускает воду в насос (рис.1).

Рис. 1.Установка пожарной автоцистерны на гидрант

Одновременное применение одного напорного и одного напорно-всасывающего рукавов допускается в том случае, когда водителю не известно давление воды в водопроводной сети. При этом пуск воды в насос производится сначала через напорный рукав.

- параллельно на два напорно-всасывающих рукава.

Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, достает из отсека водосборник и присоединяет его к всасывающему патрубку насоса. В это время пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку. Водитель с пожарным достает из пеналов поочередно два напорно-всасывающих рукава и присоединяет их к водосборнику. Пожарный принимает от водителя рукава, присоединяет их к напорным патрубкам колонки и пускает воду в насос.

Применение напорно-всасывающих рукавов при заборе воды из гидранта допускается только в том случае, когда вода из колонки в насос поступает под давлением не более 0,3 МПа (3 кгс/см2).

- параллельно на два напорных рукава. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, достает из отсека водосборник и присоединяет его к всасывающему патрубку насоса, достает из отсека два четырехметровых напорных рукава, раскатывает их в направлении гидранта и присоединяет к водосборнику. Пожарный готовит гидрант, устанавливает колонку, берет соединительные головки напорных рукавов, присоединяет их к патрубкам колонки и пускает воду в насос.

Применение напорных рукавов при заборе воды из гидранта допускается только в том случае, когда вода поступает из колонки в насос под давлением не менее 0,5 МПа (5 кгс/см2).

В отдельных случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним затруднены (занесены снегом и т. д.), для установки автомобилей на гидрант, в зависимости от давления воды в водопроводной сети, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих или напорных 4-х метровых рукавов, 20-ти метровые напорные рукава.

Установка автоцистерны на открытый водоем производится расчетом из двух человек (водитель и пожарный) по команде «Автоцистерну на водоем (указывается, какой водоем и количество всасывающих рукавов) - савь!».

По этой команде водитель устанавливает автоцистерну к водоисточнику в указанное место, включает стояночную тормозную систему, колеса фиксирует противооткатными упорами. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава (рис.2) кладут их на землю - один рукав у насоса, второй - за первым, в сторону водоисточника. Водитель открывает насосный отсек (при необходимости), снимает заглушку со всасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водоему. Затем, пожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающего патрубку насоса, соединяют рукава между собой. Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоём так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за любой прочный предмет или на берегу. Водитель готовит насос к забору воды.

Рис. 2. Снятие всасывающего рукава

Рис. 3. Боевое развертывание отделения автоцистерны с установкой автоцистерны на открытый водоисточник:

а, 6 - с подачей стволов Б (А); в, г - с подачей пенного ствола для формирования пены низкой (средней) кратности; д - с подачей трех стволов Б

Если невозможно подъехать к открытому водоисточнику или глубина забора воды составляет более 7 м, для забора воды ис­пользуется гидроэлеватор, позволяющий забрать воду с глубины до 20 м или на расстоянии до 100 м.

При заборе воды гидроэлеватором применяются следующие способы:

через всасывающую полость насоса пожарной машины

через емкость пожарной автоцистерны или через промежу­точную емкость

Для боевого развёртывания подаётся команда:

-Автоцистерну на водоём с помощью гидроэлеватора – ставь!

Рис. 4. Боевое развертывание отделения автоцистерны с подачей отвода при заборе вода гидроэлеватором:

а - через всасывающую полость насоса,

б - через емкость автоцистерны.

Перекачка воды производится методом от насоса в цистерну следом стоящего автомобиля, при этом водитель следит за уровнем воды в цистерне ПА.

Подача ВМП производится при помощи ГПС или СВП, водитель при этом приводит в рабочее состояние пеносмеситель ПС-5, и следит за тем, чтобы давление в насосе ПА не опускалось ниже 8 Атм.

Правила эксплуатации пожарных автомобилей.

Правила эксплуатации пожарной техники подробно изложены в пр. № 34 «НАСТАВЛЕНИЕ по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России».

Список использованной литературы:

1. Программа первой учебной практики по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 280104 «Пожарная безопасность».

30