logo
Ответы по БЖД

36. Социально-психологические характеристики террориста.

В настоящее время проблема терроризма изучается с различных сторон. Психологов интересуют не столько правовые или этические, сколько психологические, личностные и социально-психологические аспекты этой проблемы.

Исследователи предлагают три модели личности террориста:

1. Личность, руководствующаяся своими собственными убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне убежденная в необходимости своих действий для общества.

2. Агрессивная личность. Фрустрация, вызванная невозможностью удовлетворения какой-либо жизненно важной цели, продуцирует тенденцию к совершению агрессивных действий (теория Dollar - Miller).

3. Личность с психо- или социопатологическим развитием (часто связано с аномальными отношениями в семье).

Практически все исследователи указывают на следующие наиболее характерные черты личности террористов:

1. Комплекс неполноценности. Он чаще всего является причиной агрессии и жестокого поведения, которые выступают в качестве механизмов компенсации. Комплекс неполноценности ведет к сверхконцентрации на защите Я с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью.

2. Низкая самоидентификация. Террористическая группировка помогает индивидууму избавиться от недостатка психосоциальной идентификации, выполняя функцию психостабилизирующего фактора.

3. Самооправдание. Очень часто политико-идеологические мотивы указывают на главные побудительные причины вступления на путь терроризма, но, как правило, они являются формой рационализации скрытых личностных потребностей - стремления к усилению личностной идентификации или групповой принадлежности,

4. Личностная и эмоциональная незрелость. Большинству террористов присущи максимализм, абсолютизм, часто являющийся результатом поверхностного восприятия реальности, теоретический и политический дилетантизм.

Многие исследователи изучали феномен терроризма в связи с влиянием средств массовой информации. Однако John W.Williams (США) предложил иное понимание терроризма как формы массового общения, в которую в качестве одной из функций включено убеждение.

В модели общения Harold D.Lasswell (1948) присутствует ряд элементов - отправитель (кто), сообщение (что), способ передачи (канал), получатель (кому) и цель (эффект). Из этой модели следует, что общение целенаправленно и имеет целью произвести эффект на аудиторию. Это же заключение вписывается и в контекст терроризма, который также целенаправлен и имеет целью произвести эффект на аудиторию (Hacker, 1976).