36. Социально-психологические характеристики террориста.
В настоящее время проблема терроризма изучается с различных сторон. Психологов интересуют не столько правовые или этические, сколько психологические, личностные и социально-психологические аспекты этой проблемы.
Исследователи предлагают три модели личности террориста:
1. Личность, руководствующаяся своими собственными убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне убежденная в необходимости своих действий для общества.
2. Агрессивная личность. Фрустрация, вызванная невозможностью удовлетворения какой-либо жизненно важной цели, продуцирует тенденцию к совершению агрессивных действий (теория Dollar - Miller).
3. Личность с психо- или социопатологическим развитием (часто связано с аномальными отношениями в семье).
Практически все исследователи указывают на следующие наиболее характерные черты личности террористов:
1. Комплекс неполноценности. Он чаще всего является причиной агрессии и жестокого поведения, которые выступают в качестве механизмов компенсации. Комплекс неполноценности ведет к сверхконцентрации на защите Я с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью.
2. Низкая самоидентификация. Террористическая группировка помогает индивидууму избавиться от недостатка психосоциальной идентификации, выполняя функцию психостабилизирующего фактора.
3. Самооправдание. Очень часто политико-идеологические мотивы указывают на главные побудительные причины вступления на путь терроризма, но, как правило, они являются формой рационализации скрытых личностных потребностей - стремления к усилению личностной идентификации или групповой принадлежности,
4. Личностная и эмоциональная незрелость. Большинству террористов присущи максимализм, абсолютизм, часто являющийся результатом поверхностного восприятия реальности, теоретический и политический дилетантизм.
Многие исследователи изучали феномен терроризма в связи с влиянием средств массовой информации. Однако John W.Williams (США) предложил иное понимание терроризма как формы массового общения, в которую в качестве одной из функций включено убеждение.
В модели общения Harold D.Lasswell (1948) присутствует ряд элементов - отправитель (кто), сообщение (что), способ передачи (канал), получатель (кому) и цель (эффект). Из этой модели следует, что общение целенаправленно и имеет целью произвести эффект на аудиторию. Это же заключение вписывается и в контекст терроризма, который также целенаправлен и имеет целью произвести эффект на аудиторию (Hacker, 1976).
- 2.Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд.
- 3.Анатомо-физиологические механизмы безопасности и защиты человека от негативных воздействий.
- 4. Основы физиологии труда и профилактика утомления.
- 5. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности.
- 6. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам.
- 7. Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики.
- 8.Дисциплина труда. Источники дисциплины.
- 9. Условия труда. Качество трудовой жизни.
- 10. Производственный травматизм. Профилактика несчастных случаев.
- 11. Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы, связанные с несчастными случаями.
- 12. Охрана труда. Социальная и техническая охрана труда.
- 13. Понятие о чрезмерных ситуациях. Классификация чс. Понятие риска.
- 14. Чс природного происхождения.
- 15. Чс техногенного происхождения.
- 16.Экологические чс и биологические чс.
- 18. Основные средства коллективной и индивидуальной защиты.
- 19. Экобиозащитная техника. Очистка газопылевых выбросов.
- 20. Очистка промышленных и бытовых стоков.
- 21. Окружающая среда и здоровье человека: химические, биологические, физические факторы.
- 22. Охрана окружающей среды. Природоохранная деятельность предприятий.
- 23. Экологическое право. Экономические механизмы охраны окружающей среды.
- 24. Глобальные экологические проблемы современности.
- 25. Город как среда повышенной опасности. Безопасное поведение в городе.
- 26. Толпа. Виды толпы. Безопасность в толпе.
- 27. Массовые погромы. Паника.
- 28. Массовые зрелища и праздники.
- 29. Физическое насилие и защита от него.
- 30. Насилие над детьми.
- 31. Кража. Мошенничество.
- 32. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье.
- 34. Средства самозащиты и их использование.
- 35. Причины терроризма.
- 36. Социально-психологические характеристики террориста.
- 37. Международный терроризм.
- 38. Борьба с терроризмом. Правила поведения для заложников.
- 39. Личностные факторы, определяющие безопасное поведение. Личность типа жертвы.
- 40. Психопатологические последствия чс. Посттравматические стрессовые расстройства.
- 41. Экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях.
- 42. Определение понятия «здоровый образ жизни» и его актуальность. Составляющие зож.
- 43. Факторы, детерминирующие здоровье человека.
- 44. Первоочередные действия при оказании первой доврачебной помощи больным и пострадавшим.
- 45. Первая медицинская помощь в условиях чс мирного и военного времени.