logo
распорядок дня студента ЗОЖ студента

О режиме дня

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет студенту выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа — формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Ппп-лов подчеркивал, что его создание—длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность. Не зря В. И. Ленин критиковал некоторых представителей интеллигенции за небрежность, беспорядок в работе, вытекающий, как он выразился «из всех привычек жизни, из обстановки их труда, ...из ненормального отделения умственного труда от физического...» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, с. 201-—202).

Великий Пушкин с гордостью заявлял:

«Владею днем моим; с порядком дружен ум;

Учусь поддерживать вниманье долгих дум».

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания занятии), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы — счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. Науке известно до 100 таких п.-шепешш. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-—20 ч, и понижается ночью.

Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2—4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать своп организм большим (ргзпчсским нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены — в 2 ч ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая—в 17—18 ч. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.

В табл. 1 и 2 предлагается приблизительный распорядок дня для студентов, занимающихся в разные смены.

Таблица 1

Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену

Время суток, ч

Элементы режима дня

7.00—7.05

7.05—7.15

7.15—7.20

7.20—7.45

7,45—8,00

8,00—13.30

13.30—14.30

14.30—15.00

15.00—16.30

16.30—18,30

18.30—19.30

19.30—21.00

21.00—22.50

23.00

Подъем, уборка постели

Утренняя гимнастика

Умывание, закалпвяюиип? процедуры

Завтрак

Ходьба пешком в институт

Учебные лпнятня !

Обод, прогулка на свежем воздухе ?

Послеобеденный отдых 1

Самоподготовка

Занятия в спортивной секции или самостоя

тельные занятия физическими упражнениями (3—5 раз в

неделю)

Ужин, отдых

Самоподготовка

Прогулка, культурно-развлекательная программ л

Отбой

Таблица 2

Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену

Время суток, ч

Элементы режима дня

8.00—8.05

8.05—8.55

8.55—9.00

9.05—9.30

9.30—11,30

11.30—13.00

13.00—13.55

14.00—19.00

19.00—20.00

20.00—21.30

21.30—22.30

22.30—23.25

23.30

Подъем, уборка постели

Утренняя зарядка повышенной трудности * (бег, гимнастика на свежем воздухе)

Умывание, закаливающие процедуры

Завтрак

Самоподготовка

Занятия в спортивной секции (3—5 раз в неделю)

Обед, прогулки на свежем воздухе

Учебные занятия

Прогулка на свежем воздухе, ужин

Культурно-развлекательная программа

Самоподготовка

Чтение, прогулка на свежем воздухе, подготовка ко сну

Отбои

* Комплекс такой зарядки приведен в разделе «Ни дня без гимнастики» последней главы.

Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального образа жизни студента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.