2. Негативные факторы среды обитания современного человека.
Современный человек в процессе жизнедеятельности находится в различныхсредах: природной, социальной, бытовой, производственной. Человек и среда его обитания образуют систему «человек – среда обитания», которая оказывает влияние как на самого человека, так и на среду обитания.
Среда обитания неразрывно связана с понятиями: «биосфера», «техносфера», «ноосфера».
Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия;
Техносфера – регион биосферы, преобразованный людьми в целях наилучшего соответствия своим потребностям;
Ноосфера – сфера господства разума человека, в которой люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле.
Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания» принято называть «опасностями».
Все опасности, преследующие человека в современных условиях , можно
разделить на:
опасности , имеющие естественное (природное происхождение);
антропогенные – вызванные деятельностью человека;
опасности, сопровождающие человека в области общественных отношений.
Одним из главных понятий «безопасности жизнедеятельности» является
«аксиома о потенциальной опасности» - любая деятельность потенциально опасна. Исходя из этого различают понятия: «безопасность» и «приемлемый риск».
Безопасность – состояние деятельности, при котором с определённой вероятностью исключено проявление опасностей;
Приемлемый риск – риск, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.
По степени и характеру действия на организм все негативные факторы
окружающей среды условно подразделяют на «вредные» и «опасные»:
Вредные – те, которые при определённых условиях могут стать причиной снижения работоспособности или даже заболеваний;
Опасные – которые в определённых условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.
Опасные и вредные факторы по происхождению можно подразделить на:
физические - повышенная и пониженная температура, шум, вибрация, повышенное или пониженное барометрическое давление, радиация, другие виды электромагнитного излучения и т.п.;
химические - промышленные, сельскохозяйственные и бытовые ядохимикаты, боевые отравляющие вещества, лекарственные средства и т.п.;
биологические - патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, растения и животные;
психофизиологические - организация и условия труда, производственная среда, психоэмоциональные перегрузки и т.п.
Какая- то часть опасных и вредных факторов имеет внешне определённые пространственные области проявления, которые называются «опасными зонами». Они характеризуются увеличенным риском возникновения несчастного случая. Однако, даже если человек находится в опасной зоне, но правильно организует свою деятельность, соблюдает условия безопасности –
нарушения здоровья или несчастный случай не возникают.
Условия, при которых появляется возможность для реализации существующих опасностей подразделяют на:
Опасные ситуации - при которых создаются предпосылки несчастного случая или внезапного заболевания;
Экстремальные ситуации – когда физические и психологические нагрузки достигают таких пределов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и адекватным действиям;
- Саратовский государственный медицинский университет
- 2. Негативные факторы среды обитания современного человека.
- 3. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций (чс). Их классификация.
- Контрольные вопросы и задания:
- 1. Общая характеристика чс природного происхождения.
- 2. Чрезвычайные ситуации геологического характера.
- 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера.
- 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера.
- 5. Природные пожары.
- 1. Характеристика чс, связанных с использованием транспорта.
- 2. Чс на пожаро-взрывоопасных объектах и в очагах пожара.
- 4. Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях.
- 1. Характеристика чрезвычайных ситуаций на транспорте.
- 2. Чс на пожаро-взрывоопасных объектах (пвоо) и в очагах пожара.
- 3. Характеристика чс на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
- 4. Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях.
- 1. Понятие о химически опасных объектах и химических авариях.
- 2. Характеристика аварийно химически опасных веществ (ахов).
- 3. Порядок формирования химического заражения окружающей среды.
- 4. Общие принципы оказания 1-й медицинской помощи при химических поражениях.
- 5. Содержание мероприятий противохимической защиты населения.
- 1. Понятие о радиационно опасных объектах (роо) и радиационных
- 2. Формирование радиоактивного загрязнения местности.
- 3. Поражающие факторы и основные виды поражений при
- 1. Нерадиационные:
- 2. Радиационные:
- 4. Мероприятия противорадиационной защиты населения.
- 1. Организационные мероприятия и правила поведения на загрязнённой территории:
- 2. Применение медикаментозных средств противорадиационной
- 1. Общая характеристика чс социального происхождения.
- 2. Современный терроризм, его характерные особенности.
- 3. Характеристика массовых беспорядков, принципы безопасного
- 4. Военные конфликты, опасности для мирного населения.
- 1. Общая характеристика оружия массового поражения.
- 2. Ядерное оружие: поражающие факторы и защита от них.
- 2. Химическое оружие и его характеристика.
- 4. Специфические особенности бактериологического оружия.
- 1. Задачи и организация Единой государственной системы
- 2. Силы и средства Единой государственной системы предупреждения
- 3. Гражданская оборона рф (го рф), её предназначение , структура.
- 4. Организация Гражданской обороны Медицинского колледжа сгму.
- 1. Понятие «устойчивость функционирования объектов экономики
- 2. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов экономики.
- 3. Содержание мероприятий по повышению устойчивости объектов
- 4. Специфические мероприятия по повышению устойчивости
- Тема 10: «Основы обороны государства и военной службы».
- 2. Основные задачи и структура Вооружённых Сил рф.
- 3. Задачи и организация медицинской службы вс рф.
- 4. Военная служба – особый вид государственной службы.
- Учебные материалы к практическим занятиям.
- 2. Обстоятельства, располагающие к криминогенным проявлениям.
- 3. Правила безопасного поведения в криминальных ситуациях.
- 4. Технические средства самозащиты при криминальных ситуациях.
- 1. Актуальность проблемы безопасности и охраны труда медицинских
- 2. Факторы, составляющие угрозу безопасности и здоровью
- 3. Реализация мер безопасности при осуществлении профессиональной
- 1. Актуальность проблемы безопасности и охраны труда медицинских
- 2. Факторы, составляющие угрозу безопасности и здоровью
- 3. Реализация мер безопасности при осуществлении профессиональной