10.4.1. Подача воды в перекачку
При недостатке воды на месте пожара возникает необходимость бесперебойной её подачи с удалённых водоисточников путем перекачки пожарными машинами или подвоза автоцистернами.
Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором боевое развертывание подразделений обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи огнетушащих средств пожар не принимает интенсивного развития. Это зависит от многих условий, и в первую очередь от тактических возможностей гарнизона пожарной охраны. Так, при наличии в гарнизоне одного рукавного автомобиля рациональным расстоянием для организации подачи воды в перекачку можно считать до 2 км, а при наличии двух рукавных автомобилей – до 3 км. При отсутствии в гарнизонах рукавных автомобилей перекачку целесообразно осуществлять при расстояниях до водоисточников не более 1 км.
Для успешного осуществления действий, связанных с перекачкой воды, в гарнизонах пожарной охраны учитываются все участки с неудовлетворительным водоснабжением, удаленными водоисточниками и составляются документы предварительного планирования действий.
Перекачка воды на пожар осуществляется следующими основными способами:
-
из насоса в насос;
-
из насоса в цистерну пожарной машины;
-
из насоса через промежуточную емкость.
В некоторых случаях используют сочетания этих способов в одной системе перекачки.
Для устойчивой работы систем перекачки воды необходимо соблюдать соответствующие условия. Например, на водоисточник следует установить наиболее мощный пожарный автомобиль с насосной установкой. При перекачке из насоса в насос на конце магистральной рукавной линии (при входе во всасывающую полость следующего насоса) необходимо поддерживать напор не менее 10 м, при перекачке из насоса в цистерну пожарной машины – не менее 3,5–4 м. Через промежуточную емкость воду подают, как правило, на излив с небольшим напором на конце линии (если емкость подземная) или с подпором, немного большим высоты емкости, если она наземная.
Важными условиями перекачки также являются: необходимость организации связи между водителями пожарных машин;
-
синхронность работы насосов;
-
поддержание напора на насосах, который обеспечивал бы длительность и устойчивость системы подачи воды;
-
назначение наблюдателей за поступлением воды в автоцистерны и ее уровнем;
-
создание резерва рукавов на линии перекачки из расчета один на 100 м; назначение постов на линии перекачки для контроля за работой насосно-рукавной системы.
Требуемое количество пожарных машин для перекачки воды устанавливают аналитически, по таблицам, графикам и экспонометрам (пожарно-техническим линейкам). В расчетах необходимо учитывать выбранный способ перекачки, тактико-техническую характеристику пожарной техники, наличие пожарных водоемов и других емкостей по трассе перекачки; число, тип и диаметр пожарных рукавов, рельеф местности. При этом расстояние от места пожара до водоисточника следует принимать не по местности, а по длине рукавной линии, проложенной по трассе перекачки, которая определяется по формуле (95). Ниже приведена последовательность аналитического метода расчета требуемого количества пожарных машин для перекачки воды.
Сначала определяют предельное расстояние до головной пожарной машины
N гол=( Нн-(Нр± Zм ±Zст))/ SQ2 (97)
где:
N гол – предельное расстояние от места пожара до головной пожарной машины в руказах, шт.;
Нн – напор на насосе пожарной машины, м;
Zм – высота подъема ( + ) или спуск (–) местности, м;
Zст – высота подъема ( + ) или спуск (–). пожарного ствола или другого прибора подачи огнетушащего средства на основе воды, м;
Нр – напор у разветвления, равный Нст +10, м;
S – сопротивление одного рукава магистральной линии (см. табл. 72);
Q – суммарный расход из стволов, подсоединенных к одной наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.
Если от головного автомобиля до ствола (ручного или лафетного) проложена рукавная линия одного диаметра, то в формуле (95) вместо напора у разветвления Нр принимают напор у ствола Нст или другого прибора подачи, например у пенного ствола Нсвп или генератора Нгпс.
Одним из условий перекачки является установка головного автомобиля ближе к месту пожара, поэтому по формуле (95) расстояние определяют в случаях, когда на пожар прибывает ограниченное количество пожарных машин.
После определения предельного расстояния до головной пожарной машины вычисляют расстояние между машинами, работающими в перекачку (длину ступени перекачки) в рукавах по формуле
N м.р=(Нн-(Нвх± Zм))/ SQ2 (98)
где:
Nм.р – расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.;
Ни – напор на насосе, м.
Нвх – напор на конце магистральной рукавной линии ступени перекачки (принимается в зависимости от способа перекачки), м;
Zм – подъем или спуск местности, м.
Если подъем или спуск местности наблюдаются на участке головной пожарной машины, то при определении длины ступеней перекачки их не учитывают, а учитывают при определении расстояния до головного автомобиля. Если подъем или спуск отмечается на отдельных ступенях или на всей трассе перекачки, тогда его учитывают при определении длины ступеней или, исходя из конкретных условий, учитывают при нахождении всех предельных расстояний, чем создается определенный запас напора на насосах.
Далее определяют расстояние от водоисточника до места пожара в рукавах, используя формулу (95), а потом находят количество ступеней перекачки по формуле
Nступ=(Nр – Nгол)/Nм.р (99)
где:
Nступ – число ступеней перекачки, шт.;
Nр – расстояние от места пожара до водоисточника в рукавах, шт.;
N гол – расстояние до головной пожарной машины от места пожара в рукавах, шт.;
N м.р – расстояние между машинами, работающими вперекачку (ступенями), в рукавах, шт.
В заключение определяют общее количество пожарных машин для перекачки воды
Nм = Nступ+1р (100)
При установке головной пожарной машины у места пожара расстояние принимают, как правило, 20 м или фактически оставшееся после определения предельных расстояний между ступенями перекачки. При этом фактическое расстояние до головного автомобиля можно определить по формуле
Nг.ф = Nр – Nступ Nм.р (101)
где:
Nг.ф – фактическое расстояние до головного автомобиля в рукавах, шт.
Nступ – число ступеней перекачки, шт.
Nм.р – расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.
Если расчет проводился для каждой ступени в отдельности, го число рукавов суммируют по всем ступеням перекачки.
Пример 1. Для тушения пожара необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм, максимальная высота подъема стволов 10 м. Ближайшим водоисточником является пруд, расположенный на расстоянии 1500 м от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 12 м. На пожар прибыли АЦ-40(130)63А, два АН-40(130)64А и рукавный автомобиль АР-2, укомплектованный прорезиненными рукавами диаметром 77 мм.
Определить, достаточно ли пожарных машин для перекачки воды на тушение пожара.
Решение.
-
Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.
-
Определяем предельное расстояние до головного пожарного автомобиля в рукавах
N гол=( Нн-(Нр± Zм ±Zст))/ SQ2= [90 – (50 + 0 + 10)]/ 0,015(11,1)2= 16,6 рукавов.
Число рукавов округляем до целого числа в меньшую сторону, т.е. 16.
3. Определяем предельное расстояние между машинами, работающими вперекачку, в рукавах
N м.р=(Нн-(Zм +Нвх))/ SQ2 =(90-(12+10))/-0,015(11,1)2=37,8 рукавов
Принимаем 37 рукавов.
4. Определяем расстояние от водоисточника до пожара с учетом рельефа местности
Nр = 1.2L/20 = 1,2·1500/20 = 90 рукавов.
5. Определяем число ступеней перекачки
Nступ=(Nр – Nгол)/Nм.р = (90 – 16)/37 = 2 ступени.
6. Определяем количество пожарных машин для подачи воды вперекачку
Nм = Nступ +1=2+1=3 машины.
7. Определяем фактическое расстояние до головного пожарного автомобиля с учетом установки его ближе к месту пожара
Nг.ф = Np – Nступ Nм-р = 90 – 2·37 = 16 рукавов.
Следовательно, головной автомобиль приблизить к месту пожара нельзя, так как полученное расстояние совпадает с предельным.
В случаях, когда перекачку осуществляют по местности с равномерным уклоном или подъемом, требуемое количество машин для перекачки можно определить по формуле
Nм = [(Нм.р.л ± Zм)/(Hн – Нвх)] + 1, (102)
где:
Нм.р.л – потери напора в магистральной рукавной линии, м определяют по формуле (86);
Zм – подъем или спуск местности, м;
Нн – напор на насосах, м;
Нвх – напор на конце магистральной рукавной линии ступени перекачки, м.
Для уменьшения времени в практических расчетах перекачки воды на пожар пользуются табличным методом определения предельных расстояний. Например, для определения предельных расстояний до головного автомобиля можно пользоваться таблицами 163–165 и рекомендациями, данными в разд. 10.3, а расстояние между машинами (ступенями перекачки) – по таблицам 166–168.
Таблица 166
Расстояние между насосами при перекачке воды по прорезиненным рукавам по схеме из насоса в насос
Число стволов, поданных от головного автомобиля, диаметр насадка | Схема подачи воды при перекачке | Диаметр рукава, мм | Напор на насосе, установленном на водоисточник, м | ||||||||||
50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 | |||
Число рукавов магистральной линии между насосами, шт. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Два Б – 13 мм | По одной рукавной линии | 66 77 | 23 53 | 26 60 | 29 66 | 32 73 | 35 80 | 38 86 | 41 93 | 44 100 | 47 100 | 50 113 | 53 120 |
Три Б – 13 мм | По одной рукавной линии | 66 77 | 10 23 | 11 26 | 13 29 | 14 32 | 15 35 | 17 38 | 18 41 | 19 44 | 21 47 | 22 50 | 23 53 |
| По двум рукавным линиям | 66 77 | 42 89 | 47 100 | 52 111 | 57 122 | 63 133 | 68 144 | 73 155 | 79 166 | 84 177 | 89 188 | 94 200 |
Два Б – 13 мм один А – 19 мм | По одной рукавной линии | 66 77 | 5 12 | 6 14 | 7 15 | 7 17 | 8 18 | 9 20 | 9 21 | 10 23 | 11 25 | 12 26 | 12 28 |
По двум рукавным линиям | 66 77 | 22 50 | 25 56 | 27 62 | 30 68 | 33 75 | 36 81 | 39 87 | 41 93 | 44 100 | 47 106 | 50 112 | |
Четыре Б – 13 мм и один А – 19 мм | По одной рукавной линии | 77 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 11 |
| По двум рукавным линиям | 66 77 | 8 20 | 10 22 | 11 25 | 12 27 | 13 30 | 14 32 | 15 35 | 16 37 | 17 40 | 18 42 | 20 45 |
Два А – 19 мм | По одной рукавной линии | 66 77 | 5 12 | 6 14 | 7 15 | 7 17 | 8 18 | 9 20 | 9 21 | 10 23 | 11 25 | 12 26 | 12 28 |
| По двум рукавным линиям | 66 77 | 23 53 | 26 60 | 29 66 | 32 73 | 35 80 | 38 86 | 41 93 | 44 100 | 47 106 | 50 113 | 53 120 |
Два А – 25 мм | По одной рукавной линии | 77 | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 11 | 12 |
| По двум рукавным линиям | 66 77 | 9 21 | 10 23 | 11 26 | 13 29 | 14 31 | 15 34 | 16 36 | 17 39 | 19 42 | 20 44 | 21 47 |
Шесть Б – 13 мм | По одной рукавной линии | 77 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 11 | 11 | 12 | 13 |
| По двум рукавным линиям | 66 77 | 10 23 | 11 26 | 13 29 | 14 32 | 15 35 | 17 38 | 18 41 | 19 44 | 21 47 | 22 50 | 23 53 |
Четыре Б – 13 два А – 19 мм | По двум рукавным линиям | 77 | 13 | 15 | 16 | 18 | 20 | 21 | 23 | 25 | 26 | 28 | 30 |
Примечания:
1. Напор на входе в последующий насос при перекачке равен 10 м.
2. При определении расстояния между насосами, работающими вперекачку, подъем местности не учитывался.
3. Напор на насосе головного автомобиля определяют по таблице 163.
Таблица 167
Расстояние между насосами при перекачке воды по прорезиненным рукавам
по схеме из насоса в насос к лафетным стволам
Число лафетных стволов, диаметр насадка | Схема подачи воды по рукавным линиям | Диаметр рукава, мм | Напор на насосе, установленном на водоисточник, м | ||||||||||
50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 | |||
Число рукавов магистральной линии между насосами, шт. | |||||||||||||
Один – 25 мм | По одной рукавной линии | 66 77 | 5 10 | 5 11 | 6 12 | 6 13 | 7 15 | 8 16 | 8 17 | 9 18 | 10 20 | 10 21 | 11 23 |
По двум рукавным линиям | 66 77 | 20 44 | 22 50 | 25 55 | 27 61 | 30 66 | 32 72 | 35 77 | 37 83 | 40 88 | 42 94 | 45 100 | |
Один – 28 мм | То же . | 66 77 66 77 | 3 6 | 3 7 | 3 8 | 4 9 | 4 10 | 5 10 | 5 11 | 5 12 | 6 13 | 6 14 | 6 15 |
11 26 | 12 30 | 14 33 | 15 36 | 17 40 | 18 43 | 20 46 | 21 50 | 22 53 | 2456 | 25 60 | |||
Один – 32 мм | По двум рукавным линиям | 66 77 | 7 16 | 8 18 | 9 20 | 10 22 | 10 24 | 11 26 | 12 28 | 13 30 | 14 32 | 15 34 | 16 36 |
Два – 25 мм | То же | 66 77 | 5 10 | 5 11 | 6 12 | 6 13 | 7 15 | 8 16 | 8 17 | 9 18 | 10 20 | 10 21 | 11 23 |
Один – 38 мм | От двух автонасосов по одной рукавной линии | 66 77 | 3 8 | 4 9 | 4 10 | 5 11 | 5 12 | 5 13 | 6 14 | 6 15 | 7 16 | 7 17 | 8 18 |
Примечания:
1. Напор на входе в последующий насос при перекачке равен 10 м.
2. При определении расстояния между насосами подъем местности не учитывался.
3. Напор на насосе головного автомобиля определяют по таблице 164.
Таблица 168
Расстояние между ПНС-110 при перекачке воды по прорезиненным рукавам
диаметром 150 мм по схеме из насоса в насос к лафетным стволам
Число лафетных стволов, поданных от головной ПНС-110, диаметр насадка | Подача воды при перекачке | Напор на насосе, установленном на водоисточнике, м | |||||||||
50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | |||
Число рукавов магистральной линии между насосами | |||||||||||
Два- | 28 мм | По одной рукавной линии | 121 | 136 | 151 | 166 | 181 | 196 | 212 | 225 | 242 |
Три– | 25 мм | 87 | 97 | 108 | 119 | 130 | 141 | 152 | 163 | 174 | |
Четыре– | 25 мм | По одной рукавной линии | 49 | 55 | 61 | 67 | 74 | 80 | 86 | 92 | 98 |
Три- | 28 мм | По одной рукавной линии | 54 | 60 | 67 | 74 | 81 | 87 | 94 | 101 | 108 |
Два– | 32 мм | По одной рукавной линии | 70 | 78 | 87 | 96 | 105 | 114 | 123 | 131 | 140 |
Два– | 38 мм | По одной рукавной линии | 35 | 39 | 43 | 48 | 52 | 57 | 61 | 65 | 70 |
Два– | 40 мм | По одной рукавной линии | 27 | 31 | 34 | 37 | 41 | 44 | 48 | 51 | 55 |
Два– | 38 мм | По двум рукавным линиям | 138 | 155 | 172 | 189 | 203 | 224 | 241 | 258 | 276 |
Четыре– | 28 мм | По двум рукавным линиям | 121 | 136 | 151 | 166 | 181 | 193 | 212 | 225 | 242 |
Два– | 40 мм | По двум рукавным линиям | 108 | 121 | 135 | 148 | 162 | 175 | 189 | 202 | 216 |
Шесть- | 25 мм | По двум рукавным линиям | 87 | 97 | 108 | 119 | 130 | 141 | 152 | 163 | 174 |
Примечания:
1. Напор на входе в последующий насос ПНС-110 при перекачке равен 10 м.
2. При определении расстояния между ПНС-110, работающими вперекачку, подъем местности не учитывался.
3. Напор на насосе головной ПНС-110 определяют по таблице 165.
Пример 2. Для тушения пожара необходимо обеспечить работу двух стволов Б с диаметром насадка 13 мм и один А с диаметром насадка 19 мм. Максимальный подъем стволов на пожаре 10 м. Ближайший водоисточник – река на расстоянии 1200 м от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 8 м. Определить число пожарных автонасосов АН-40(130)64А для перекачки воды, если они укомплектованы прорезиненными рукавами диаметром 77 мм.
Решение.
1. Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.
2. Определяем предельное расстояние до головной пожарной машины от места пожара при обеспечении работы двух стволов Б и одного А. Максимальный рабочий напор на насосе принимаем равным 90 м, высота подъема стволов 10 м по условию. Следовательно, напор для преодоления сопротивления магистральной рукавной линии будет составлять
Нм.р.л = 90 – 10 = 80 м.
По табл. 160 определяем, что при напоре на насосе 80 м предельное расстояние до головной пожарной машины составляет 12 рукавов.
-
Определяем предельное расстояние между машинами, работающими вперекачку. Напор на насосе 90 м, подъем местности 8 м по условию. Следовательно, для преодоления сопротивления в магистральной линии и создания напора на входе в последующий насос расходуется 82 м напора на насосе. По табл. 165 определяем, что при напоре на насосе 82 м предельное расстояние между автонасосами составит 21 рукав.
-
Определяем расстояние от реки до места пожара с учетом рельефа местности в рукавах
Np = 1,2L/20 = 1,2·1200/20 = 72 рукава.
5. Определяем количество ступеней перекачки
Nступ = (Nр –Nгол)/ Nм.р = 72 – 12/21 =2,8 ступени (3 ступени).
6. Определяем требуемое количество пожарных машин для перекачки воды
Nм = Nступ + 1=3 + 1=4 машины.
7. Определяем фактическое расстояние до головной пожарной машины от места пожара с учетом ее приближения
Nг.ф = Np – NступNм.р = 72 – 3·21 =9 рукавов.
Следовательно, головной автонасос можно приблизить к месту пожара на расстояние 9 рукавов (180 м вместо первоначального 240 м). Расчет перекачки воды к лафетным стволам с помощью автонасосов и ПНС осуществляют аналогично.
При определении расстояния между машинами, работающими вперекачку, необходимо из рабочего напора вычесть потери напора на подъем местности и напор на входе в последующую пожарную машину.
Необходимо помнить, что если при одних и тех же расходах воду подавать по двум магистральным линиям, то расстояние между машинами, работающими вперекачку, увеличится в 4 раза [см. формулы (97) и (98)]. И наоборот, при подаче воды по двум магистральным линиям, не изменяя расстояния между машинами, расход воды на тушение пожара можно увеличить в 2 раза.
- 2. Таблицы основных физических величин и значений, англо-американская система мер
- Англо-американская система весов и мер
- 3. Классификация пожаров
- 3.1. Классификация пожаров, установленная «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности»
- 3.2. Государственным (гост) и национальным (гост р) стандартами
- 3.3. Пожарно-тактическая классификация пожаров
- 4. Классификация зданий и сооружений, категорирование производственных зон по пожарной опасности
- 4.1. Классификация веществ и материалов по пожарной опасности
- 4.2. Классификация строительных конструкций по степени огнестойкости по пожарной опасности
- 4.3 Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков
- 4.4. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности
- 4.5. Категории зданий по взрывопожарной и пожарной опасности
- 4.6. Категории наружных установок по пожарной опасности
- 5. Опасные факторы пожара и основные параметры пожара
- 5.1. Опасные факторы пожара
- 5.2 Основные геометрические и физико-химические параметры пожара и формулы для их определения
- 5.3. Физико-химические свойства некоторых веществ и материалов
- 5.4. Линейная скорость распространения горения
- 5.5. Воздействие офп на человека и их допустимые значения
- 6. Прекращение (ликвидация) горения.
- 6.1. Условия прекращения горения
- 6.2. Способы прекращения горения
- 6.3. Огнетушащие средства – виды, классификация.
- 6.4. Огнетушащие вещества и материалы
- 7. Параметры тушения пожара
- 7.1. Интенсивность подачи огнетушащих средств
- 7.2. Расходы огнетушащих средств на пожаротушение
- 7.2.1. Расход огнетушащего средства
- 7.2.2. Расход воды из пожарных стволов
- 7.2.3. Нормативные расходы воды, установленные «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности»
- 7.3. Время (периоды) тушения пожара
- 7.4. Площадь тушения (тушение по площади)
- 7.5. Тушение по объёму (объёмное тушение)
- 8. Гидравлические характеристики водопроводной сети и напорных пожарных рукавов
- 9. Тактико-технические данные пожарной техники.
- 9.1. Классификация пожарной техники и главные параметры пожарных автомобилей.
- Структурная схема обозначений пожарных автомобилей:
- 9.2. Тактико-техническая характеристика пожарных насосов
- 9.3. Основные пожарные автомобили
- 9.4. Тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения
- 9.4.1. Пожарные автоцистерны.
- 9.4.2. Пожарные автоцистерны с лестницей (ацл), пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником, пожарно-спасательные автомобили.
- 9.4.3. Пожарных автомобилей первой помощи (апп)
- 9.4.4. Пожарные насосно-рукавные автомобили.
- 9.5. Тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей целевого применения
- 9.5.1. Пожарные автомобили порошкового тушения (ап).
- 9.5.2. Пожарные автомобили пенного тушения.
- 9.5.3. Пожарные автомобили комбинированного тушения.
- 9.5.4. Пожарные автомобили газового тушения.
- 9.5.5. Пожарные автомобили газоводяного тушения.
- 9.5.6. Пожарные автонасосные станции.
- 9.5.7. Пожарные пеноподъёмники.
- 9.5.8. Пожарные аэродромные автомобили.
- 9.6. Тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей
- 9.6.1. Пожарные автолестницы
- 9.6.2. Пожарные коленчатые автоподъёмники
- 9.6.3. Пожарный аварийно – спасательный автомобиль
- 9.6.4. Пожарные автомобили газодымозащитной службы
- 9.6.5. Пожарные автомобили связи и освещения
- 9.6.6. Пожарные рукавные автомобили
- 9.6.7. Пожарный водозащитный автомобиль
- 9.6.8. Пожарный автомобиль дымоудаления
- 9.6.9. Пожарный штабной автомобиль
- 9.6.10. Автомобиль отогрева пожарной техники
- 9.6.11. Пожарная компрессорная станция
- 9.6.12. Другие типы специальных пожарный автомобилей
- 9.7. Переносные и прицепные пожарные мотопомпы
- 9.8. Сизод и воздушные компрессоры
- 9.8.1. Аппараты дыхательные со сжатым воздухом
- 9.8.2. Аппараты дыхательные со сжатым кислородом
- 9.8.3. Компрессорные установки
- 9.9. Стволы (водяные, пенные, лафетные, генераторы)
- 9.9.1. Стволы ручные
- 9.9.2. Стволы лафетные
- 9.9.3. Стволы лафетные с дистанционным управлением и роботизированные
- Технические характеристики пожарных роботов на базе лафетных стволов
- Технические характеристики пожарных роботов на базе лафетных стволов
- 9.10. Рукава (напорные, всасывающие)
- 9.11. Ручные пожарные лестницы.
- 9.12. Средства связи
- 9.13. Специальная защитная одежда
- 9.14. Высокотехнологичные средства тушения и робототехнические комплексы
- Мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения
- 10. Основы расчёта сил и средств для тушения пожаров.
- 10.1. Проведение расчета сил и средств для тушения пожара
- 10.2. Расчёты по забору и подаче воды из противопожарных резервуаров и водоёмов
- 10.2.1. Расчёт гидроэлеваторных систем.
- 10.3. Определение напоров на насосе при подаче воды и раствора пенообразователя на тушение
- 10.4. Проведение расчётов по подаче воды к месту пожара
- 10.4.1. Подача воды в перекачку
- 10.4.2. Подвоз воды автоцистернами
- 10.5. Особенности тушения пожаров на различных объектах
- 10.5.1. Подача воды на тушение в зданиях повышенной этажности
- 10.5.2. Тушение в зданиях повышенной этажности с использованием универсальных стволов.
- 10.5.3.Тушение пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах
- 10.5.3.Тушение пожаров на открытых технологических установках
- 11. Этапы боевого развёртывания.
- 12. Нормативы по пожарно-строевой подготовке (извлечения).
- 13. Сигналы управления