2. Сравнительный анализ аварийности в России и США
Как в России, так и в США данные по аварийности на трубопроводах собираются на государственном уровне в соответствии с национальным законодательством. В нашей стране регулирующим органом выступает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в США - Управление по безопасности трубопроводов и опасным материалам Министерства транспорта (Office of Pipeline Safety under the Pipeline and Hazardous Materials Safety Administration, PHMSA). Собираемые данными организациями статистические сведения находятся в открытом доступе [9, c.84].
На территории России проложена уникальная по протяженности и производительности система магистральных трубопроводов нефти, газа и нефтепродуктов. Несмотря на то, что данные по аварийности демонстрируют низкую вероятность возникновения аварий, приводящих к гибели людей, в настоящее время существует опасность возникновения экстренных ситуаций, связанных с эксплуатацией магистральных трубопроводов, перекачивающих нестабильные углеводородные жидкости, которые при аварийном выбросе могут образовывать облака топливно-воздушных смесей, характеризующихся способностью дрейфовать на расстояния до нескольких сотен метров с сохранением способности к воспламенению.
Одним из наиболее эффективных способов обеспечения безопасности людей является «защита расстоянием» - их удаление от опасного источника на необходимую дистанцию. После уфимской катастрофы 1989 г., унесшей жизни более пятисот человек, в СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» был внесен ряд изменений, повлекших заморозку проектирования и строительства новых продуктопроводов сжиженных углеводородных газов. Таким образом, установление минимальных безопасных расстояний до объектов инфраструктуры при проектировании магистральных трубопроводов сжиженных углеводородных га- зов является одной из ключевых задач промышленной безопасности в свете государственного Плана развития газо- и нефтехимии России до 2030 г.
Важнейшей характеристикой баз данных по аварийности является «экспозиция аварийности», указывающая на статистическую устойчивость характеризующих аварийность величин и измеряемая в километро-годах. Основные сведения об источниках данных по аварийности на магистральных трубопроводах приведены в табл. 1.
"right">Таблица 1Основные характеристики баз данных по аварийности
Характеристика / страна |
Общая протяженность трубопроводов, тыс. км / экспозиция, всего |
Магистральные газопроводы |
Магистральные нефтепроводы |
Магистральные нефтепродуктопроводы |
Магистральные трубопроводы сжиженных углеводородных газов (МТ СУГ) |
|
Россия |
254.5 |
180 |
52.9 |
21.6 |
1.7 |
|
США |
768.8 |
480.8 |
88.8 |
104.4 |
94.8 |
|
Экспозиция наблюдения аварийности, млн км/год |
||||||
Россия |
3.5 |
2.3 |
0.86 |
0.31 |
0.02 |
|
США |
20.0 |
13.0 |
2.0 |
2.8 |
2.2 |
Отметим, что общее число зарегистрированных аварий в базах данных по состоянию на 2015 г. составляет в России - 502 и в США - 4019. Данное различие вызвано фактом покрытия статистическими данными разных периодов: если в США сбор информации ведется начиная с 1984 г., то в России регулирующие органы начинают публиковать открытую статистику лишь с 1999 г. Помимо этого, различия в определении аварийного события в двух странах не позволяют добиться исчерпывающего сравнительного соответствия (табл. 2). Другим отличием является то, что в России преобладают сравнительно недавно введенные в эксплуатацию трубопроводы больших диаметров (более 1 м), а США характеризуются наличием разветвленной сети старых (возрастом свыше 30 лет) трубопроводов малых диаметров [7, c.16].
"right">Таблица 2Определение аварийного события в базах данных по аварийности
Характеристика / страна |
Критерии определения аварии |
|||||
Объем утечки, м3 |
Несчастный случай с летальным исходом |
Пожар, взрыв |
Экон. ущерб, в том числе от загрязнения окружающей среды |
Другие |
||
Газопроводы |
||||||
Россия |
Более 10,000 |
+ |
+ |
- |
Повреждение или разрушение соседних объектов |
|
США |
- |
+ |
- |
Более $50,000 |
- |
|
Нефте- и нефтепродуктопроводы |
||||||
Россия |
Более 10 |
+ |
+ |
+ |
Превышение объема утечки легкоиспаряющейся жидкости более 1 м3 в сутки |
|
США |
Более 7.9550 баррелей) |
+ |
+ |
Более $50,000 |
- |
Основной статистической характеристикой аварийности на магистральных трубопроводах является интенсивность аварий (табл. 3), выражающаяся в числе аварий за единицу времени на единицу длины трубопровода (как правило, за год на 1,000 км).
"right">Таблица 3Показатели аварийности российских и американских трубопроводных систем
Характеристика / страна |
Количество аварий |
Экспозиция наблюдения аварийности, тыс. км лет |
Интенсивность аварий, в год на 1,000 км |
Интенсивность аварий за последние 5 лет, в год на 1,000 км |
|
Газопроводы |
|||||
Россия (1999-2015) |
313 |
2298 |
0.14 |
0.09 |
|
США (1993-2015) |
1211 |
9400 |
0.13 |
0.11 |
|
Нефте- и нефтепродуктопроводы, а также МТ СУГ |
|||||
Россия (1999-2015) |
189 |
1165 |
0.18 |
0.07 |
|
США (1993-2015) |
2711 |
5100 |
0.53 |
0.43 |
При анализе этих данных отмечается двукратное снижение аварийности на российских магистральных газопроводах за последние 10 лет, обусловленное завершением периода врабатываемости оборудования и применением знаний прошлого опыта аварий. Следует подчеркнуть, что в силу долгосрочности процессов износа материала трубопроводов, основной вклад в причины аварийности вносят непредсказуемые внешние природные и антропогенные воздействия. Ввиду природно-климатических различий российские магистральные трубопроводы отличаются повышенными энергетическими затратами, что повышает риск аварийности объектов и травматизма персонала. Однако в последние годы показатель интенсивности аварий на магистральных трубопроводах как России, так и США стабилизировался на отметке 0.1 аварий в год на 1000 км для газопроводов и около 0,1-0,4 аварий в год на 1000 км для нефте- и нефтепродуктоводов. Данные по летальному травматизму при авариях приведены в табл. 4.
"right">Таблица 4Летальные исходы при авариях на российских и американских трубопроводных системах
Характеристика / страна |
Количество аварий с гибелью людей, штук |
Количество погибших при авариях, чел. |
Условная вероятность аварий с гибелью людей |
Частота гибели людей при авариях, чел. в год на 1000 км |
|
Газопроводы |
|||||
Россия (2000-2015) |
11 |
15 |
0,04 |
0,007 |
|
США (1993-2015) |
23 |
42 |
0,02 |
0,005 |
|
Нефте- и нефтепродуктопроводы, а также МТ СУГ |
|||||
Россия (2000-2015) |
11 |
14 |
0,06 |
0,012 |
|
США (1993-2015) |
26 |
39 |
0,01 |
0,008 |
На рисунках 1, 2 показано распределение аварий на магистральных газо- и нефтепроводах, а также нефтепродуктоводах по причинам их возникновения. Как следует из данных, для магистральных газопроводов России наиболее типичны аварии, вызванные коррозией (49%) и дефектами оборудования или матери- ала (32%), в США эта причина является главной, на нее приходится 27% всех аварий. Что касается аварий на нефтепроводах, то в России подавляющей (60% случаев) причиной является внешнее воздействие, в то время как в США - дефекты оборудования или материала (26%), коррозия (24%) и внешнее воздействие (20%) [10, с.95].
Рис. 1. Распределение числа аварий на магистральных газопроводах в зависимости от причин их возникновения (%):
1 - внешнее воздействие; 2 - дефекты оборудования или материала; 3 - коррозия; 4 - природное воздействие; 5 - ошибочные действия персонала; 6 - другое
Рис. 2. Распределение числа аварий на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах в зависимости от причин их возникновения (%):
1 - внешнее воздействие; 2 - дефекты оборудования или материала; 3 - коррозия; 4 - природное воздействие; 5 - ошибочные действия персонала; 6 - другое
авария трубопровод безопасность зарубежный российский
- Транспорт нефти и нефтепродуктов
- Глава2. Трубопроводный транспорт нефти, нефтепродуктов и газа 8
- Тема 3.1 Трубопроводный транспорт нефти
- Тема 3.2 Трубопроводный транспорт нефтепродуктов
- 53. Особенности трубопроводного транспорта нефтепродуктов.
- Транспорт нефти и нефтепродуктов
- Трубопроводный транспорт в России
- 2.2. Трубопроводный транспорт нефти, нефтепродуктов и газа
- 1.2.Технология трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов
- Правовые основы трубопроводного транспорта.