3. Факторы устойчивости при воздействии, вызванном внешними причинами
Согласно зарубежным данным по аварийности на трубопроводных системах, именно толщина стенки и глубина залегания - доминирующие факторы устойчивости при воздействии, вызванном внешними причинами [9, c.84].
В частности, повышенная толщина позволяет выдерживать механическое воздействие многих видов землеройной техники, а большая глубина затрудняет доступ к трубопроводу. Очевидно, что увеличение толщины стенки будет основным фактором, снижающим риск разрушения трубопровода под действием внутреннего давления за счет большего запаса прочности. Так, согласно статистике, при толщине стенки менее 5 мм основной причиной утечек считается внешнее воздействие (более 60% случаев). При увеличении толщины стенки вклад фактора внешнего воздействия снижается до 20-25%, а при толщине стенки 10 мм и более частота утечек по причине внешнего воздействия снижается в 15-30 раз.
Анализируя риск гибели людей (расчет зон поражения), эффективность инженерных сооружений оценивают путем уменьшения радиуса пролива нефти (максимального приближения края горящего пролива к объектам). При оценке влияния этих сооружений на экологический риск предполагают, что их наличие исключает попадание нефти в водные объекты, тем самым существенно уменьшая компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды.
Для оценки достаточности компенсирующих мероприятий применяют методологию анализа риска (для объектов с присутствием людей) и экологического ущерба (для водных объектов).
Порядок оценки для объектов с присутствием людей:
1) рассчитывают риски для участка ненормативного сближения без компенсирующих мероприятий;
2) полученное значение риска удовлетворяет требованиям [1] - компенсирующие мероприятия не требуются;
3) значение риска не удовлетворяет требованиям [1] - рассчитывают риск с учетом различных компенсирующих мероприятий (увеличение толщины стенки и заглубления трубопровода, инженерные мероприятия). По результатам данных расчетов определяют необходимый перечень компенсирующих мероприятий для участка ненормативного сближения: увеличение толщины стенки и заглубления трубопровода, применение инженерных мероприятий, либо мероприятий в комплексе.
Порядок оценки для водных объектов:
1) рассчитывают ожидаемый экологический ущерб для участка ненормативного сближения без компенсирующих мероприятий;
2) полученное значение ожидаемого экологического ущерба соответствует низкой степени риска [8] - компенсирующие мероприятия не требуются;
3) значение ожидаемого экологического ущерба не соответствует требованиям низкой степени риска [8] - рассчитывают ожидаемый экологический ущерб с учетом инженерных компенсирующих мероприятий, не допускающих попадание нефти в водные объекты.
Результаты данных расчетов подтверждают достаточность применения инженерных мероприятий. Для оценки достаточности компенсирующих мероприятий при прокладке магистрального нефтепровода на ненормативном сближении с населенными пунктами, железными и автомобильными дорогами, садами, промышленными зонами используют расчет индивидуального риска гибели человека [6, с.59].
За последние 12 лет на трубопроводах США произошло 525 серьезных аварий, в результате которых 200 человек погибли, 747 получили ранения, материальный ущерб достиг 539 млн. долл. Среди недавних примеров - разлив нефти в г. Маршалл, штат Мичиган в июле 2010 г., взрыв газотранспортной системы в г. Сан-Бруно, штат Калифорния в сентябре 2010 г. и взрыв газораспределительной системы в г. Остин, штат Техас в январе 2012 г.
В течение последнего десятилетия Управление по безопасности трубопроводов и опасным материалам Министерства транспорта США потребовало от операторов трубопроводов реализации ряда программ по безопасности, нацеленных на существенное снижение угроз на трубопроводных системах страны. Осуществляется Программа управления целостностью - Integrity Management Program (IMP), направленная на выявление и предотвращение нарушений в работе трубопроводов. Было принято более 1400 правоприменительных мер против операторов трубопроводов, наложено более 3 млн. долл. гражданско-правовых санкций [9, c. 84].
Для обеспечения высоких стандартов безопасности трубопроводной системы США бюджет 2014 г. предлагает реформы, связанные с увеличением финансирования и пересмотром программы безопасности трубопроводов Департамента транспорта. В настоящее время обследованием 4,2 млн. км трубопроводов занимаются 135 инспекторов [9, c.84].
"right">Таблица 5Безопасные расстояния и другие законодательно установленные способы обеспечения безопасности при прокладке магистральных трубопроводов на густонаселенных территориях в США
Тип трубопровода |
Газопроводы |
Нефте- и нефтепродуктопроводы, МТ СУГ |
|
Классификация территорий |
Деление территорий вдоль магистрального трубопровода на 4 класса по плотности застройки |
- |
|
Требования по безопасным расстояниям |
Не установлены |
15 м от жилых домов, промышленных зданий и мест скопления людей |
|
Способы обеспечения безо- пасности при прокладке трубопроводов на густонаселенных территориях |
Ограничение уровня расчетных кольцевых напряжений величиной 0,72ч0,4 от нормативного предела текучести металла трубы. Уменьшение расстояния между за- движками (с 16 до 4 км). Увеличение глубины заложения/ высоты засыпки. Ограничение рабочего давления |
Требование по соблюдению безопасных расстояний (15 м) может быть отменено при дополнительном заглублении МТ на 0.3 м |
|
Нормативные документы |
Pipeline Safety Regulations - 49CFR Parts 190, 191, 192, 193, 194, 195, 198 and 199, revised as of October 1, 2011, U.S. Department of Transportation, Research and Special Programs Administration, Washington, D.C. |
В таблице 5 приведена общая информация по безопасным расстояниям при прокладке магистральных трубопроводов на густонаселенных территориях в США.
- Транспорт нефти и нефтепродуктов
- Глава2. Трубопроводный транспорт нефти, нефтепродуктов и газа 8
- Тема 3.1 Трубопроводный транспорт нефти
- Тема 3.2 Трубопроводный транспорт нефтепродуктов
- 53. Особенности трубопроводного транспорта нефтепродуктов.
- Транспорт нефти и нефтепродуктов
- Трубопроводный транспорт в России
- 2.2. Трубопроводный транспорт нефти, нефтепродуктов и газа
- 1.2.Технология трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов
- Правовые основы трубопроводного транспорта.