Тема 9. Организация и порядок ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф
Ликвидацию последствий ЧС проводят с целью спасения и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров, ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действий, характерных для -них опасных факторов.
Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф включает:
оповещение населения и объектов хозяйствования об опасности бедствия или возникших опасных последствиях аварий и катастроф;
ведение разведки, установление степени и объема разрушений, определение размеров зон заражения, скорости распространения и возможных границ затопления или наводнения, размеров очагов, районов и направлений распространения пожаров и выявления других данных;
определение объектов и населенных пунктов, которым непосредственно угрожает опасность от стихийного бедствия (аварий, катастроф);
определение состава, численности группировки сил и средств ГО и ЧС, привлекаемых для спасательных и неотложных работ;
организация управления силами и средствами ГО и ЧС в районе бедствия (авария и катастроф);
организация медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения, а также вывод населения в безопасные места и его размещение;
подготовку и осуществление соответствующих мер безопасности при ведении спасательных работ;
организацию комендантской службы п районе бедствий (аварий, катастроф) и прилегающих районах;
- организацию материального, технического и транспортного обеспечения, действий сил ГО, а также других мероприятий, направленных на подготовку и обеспечение спасательных работ к ликвидацию последствий бедствия (аварии, катастрофы).
Оповещение
Цель оповещения - своевременное предупреждение руководящего состава, населения городов и сельской местности о возникновении непосредственной опасности чрезвычайной ситуации и о необходимости принятия мер защиты. Для оповещения используют предупредительный сигнал ГО «Внимание всем!».
Комплексная разведка района, объекта, на котором произошла чрезвычайная ситуация
Цель разведки - своевременное добывание данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения спасательных работ в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Разведка подразделяется на общую и специальную. ■ Общая разведка проводится в целях быстрого получения данных об обстановке в районе (на объекте), необходимых для принятия решения на проведение мероприятий по защите населения, формирований ГО и ведение спасательных работ.
Для получения оперативных данных о размерах стихийного бедствия в общем характере его последствий может проводиться разведка: воздушная, на средствах ж/д, транспорте и речная (морская).
Специальная разведка проводится для получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности, воздуха и других объектов внешней среды.
Основными видами специальной разведки являются:
инженерная
пожарная
радиационная и химическая
медицинская
ветеринарная
эпидемиологическая (бактериологическая) Группировка сил и средств
Для ликвидации последствий ЧС создается группировка сил и средств ГО и ЧС. В группировку сил и средств включаются:
- воинские части ГО;
- территориальные, объектовые формирования и формирования служб ГО и ЧС;
республиканский и областные оперативно-спасательные отряды;
воинские части и подразделения Министерства обороны РК, МВД РК, ведомственные специализированные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, военизированные и другие формирования;
службы экстренной медицинской помощи, а при недостаточности - медицинские силы и средства министерств, агентств, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, и организаций;
- аварийно-спасательные службы республики, областей и городов. Организация управления силами и средствами в районе бедствия
(аварии, катастрофы)
Управление ГО заключается в постоянном руководстве со стороны начальника ГО района (объекга) и служб подчиненными им органами и силами, в организации их действий и направлении усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач. Основой управления является решение начальника ГО. Управление должно быть непрерывным, твердым, гибким, устойчивым и скрытым (в особый период). Спасательные и неотложные работы
Спасательные и неотложные работы в очагах поражения проводятся в целях спасения людей и оказания помощи пораженным, локализации аварий и создания условий для последующего проведения аварийно-восстановительных работ.
Спасательные работы - действия в зоне ЧС по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей среды, ее локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для нее опасных факторов. Спасательные работы включают в себя:
- разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ,
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ,
розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов;
- вскрытие разрушенных, поврежденных и запаленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильфовентиляционной системой,
оказание первой медицинской и доврачебно!! помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения,
вывод (вывоз) населенияя из опасных мест и безопасные районы;
- санитарную обработку людей и обеззараживание одежды, дегазацию и дезактивацию техники, транспорта и средств защиты, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.
Неотложные работы включают в себя:
прокладывание колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в интересах ведения спасательных работ;
укрепление или обрушение конструкций, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и ведению спасательных работ;
ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линяй связи и коммунально-энергетических сетей н целях обеспечения спасательных работ;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для защиты от возможных повторных ядерных ударов противника.
Меры безопасности при ведении спасательных работ
В целях обеспечения беезопасности на строительных площадках крепятся подъемные краны, прекращаются или организовываются сфоительно-монтажные работы вне производственных помещений.
На ж/д станциях, в речных портах, аэропортах проводятся мероприятия по защите погрузочно-разгрузочных механизмов и другие мероприятия, предусмотренные инструкциями и положениями министерств.
Организация командантской службы
Комендантская служба организуется в соответствии с решением начальника ГО.
На комендантскую службу возлагается:
поддержание установленного порядка при проведении рассредоточения и эвакуации;
- контроль за соблюдением населением и личным составом формирований светомаскировки и режима поведения на зараженной территории,
- содействие своевременному укрытию населения;
- усиление охраны объектом, важных дорожных сооружений, переправ и других объектов;
- регулирование движения на маршрутах, в районах и на участках (объектах) работ,
- воспрещение доступа населения в город и на объекггы, где проводятся эвакуационные мероприятия, а также в очаги поражения и на участки (объекты) спасательных работ.
Материальное обеспемение заключается в организации и осуществлении своевременного и полного снабжения формирований техникой, средствами защиты, связи, приборами радиационной и химической разведки, горючими и смазочными материалами, медикаментами и медицинским имуществом, обменными одеждой, бельем и обувью, продовольствием, строительными материалами и другими средствам и
Техническое обеспечение организуется для поддержания в исправном состоянии и в постоянной готовности к использованию всех видов автотракторной, инженерной и другой специальной техники.
Оно заключается в организации и осуществлении технически правильного использования, обслуживания, ремонта и эвакуации техники, привлекаемой для решения задач ГО.
Транспортное обеспечение организуется в целях своевременной перевозки рассредотачиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, доставки рабочих смел к месту работы и в районы размещения, вывоза из городов материальных ценностей, осуществления перевозок сил ГО к очагам поражения, а также эвакуации пораженных из них.
Непосредственная ответственность за своевременную организацию и проведение мероприятий по ликвидации последствий стихийного, бедствия или крупной аварии возлагается на начальников ГО всех степеней, их органы управления и службы ГО и ЧС.
- Тема 1. Роль, основные задачи и организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
- Тема 2. Роль и значение законов Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций
- Основные понятия:
- Основные понятия:
- Тема 3. Силы Гражданской обороны, их состав, предназначение и порядок применения
- Тема 4. Чрезвычайные ситуации, возможные на территории республики, их характеристика и последствия
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- Тема 5. Основные принципы и способы защиты населения.
- 5. Надежность тепло- и энергообеспечения объектов хозяйствования.
- 6. Безопасность газового хозяйства.
- 7. Радиационная безопасность.
- 9. Безопасность функционирования транспорта.
- Тема 7. Инженерная защита населения в условиях мирного и военного времени
- Тема 8. Мероприятия по защите населения от радиоактивных и сильнодействующих веществ
- Пдк в рабочей зоне - 0,001 мг/л
- Тема 9. Организация и порядок ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф
- Тема 10. Защита населения при угрозе и возникновении землетрясений
- Тема 11. Система подготовки руководящего состава, формирований го и обучения населения по действиям в чс
- Подготовка рабочих и служащих, не входящих в формирования
- Виды учений и тренировок по го и чс в организациях
- Тема 12. Планирование мероприятий Гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- План гражданской обороны
- Тема 13. Перевод Гражданской обороны с мирного на военное положение
- Первоочередные мероприятия 1-я группа пом-1
- ТемаГ 15. Пути и способы повышения устойчивости функционирования объектов хозяйствования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- Основные направления подготовки и проведения комплекса мероприятий по предупреждению чс
- Тема 16. Организация проведения эвакомероприятийв чс мирного и военного времени