2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Задачи, структура и режимы системы
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчинённых им сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
РСЧС предназначена для защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и ОС, материальных и культурных ценностей государства.
Основные задачи РСЧС:
- разработка и реализация правовых и экономических норм;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации;
- подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
- оповещение и информирование населения;
- прогнозирование и оценка последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- экспертиза, надзор и контроль;
- ликвидация ЧС;
- социальная защита пострадавшего населения;
- международное сотрудничество.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
- федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
- региональный – территорию нескольких субъектов РФ;
- территориальный – территорию субъектов РФ;
- местный – территорию района (города, населённого пункта);
- объектовый – территорию объекта производственного или социального назначения.
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО ЧС);
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- системы: связи; оповещения; информационного обеспечения;
- резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС при Правительстве РФ и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
- на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) – комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (КЧС).
Постоянно действующими органами управления являются:
- на федеральном уровне – МЧС РФ;
- на региональном уровне – региональные центры;
- на территориальном уровне – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);
- на местном уровне – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГО ЧС);
- на объектовом уровне – отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- центры управления в кризисных ситуациях в МЧС и РЦ;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
- оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС), на территориальном и местном уровнях;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Силы и средства
Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют силы и средства, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В состав сил и средств РСЧС входят:
- силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
- силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;
- силы и средства органов местного самоуправления;
- силы и средства организаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трёх суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).
Вместе с тем специально подготовленные силы и средства Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.
Режимы работы РСЧС
Режимы функционирования РСЧС:
1. Режим повседневной деятельностидействует при нормальной производительно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
2. Режим повышенной готовности– при ухудшении перечисленной выше обстановки и при получении информации о возможности возникновения ЧС.
3. Режим чрезвычайной ситуации– при возникновении и во время ликвидации последствий ЧС.
Каждому режиму функционирования соответствует перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС.
- Безопасность жизнедеятельности
- 1. Законы Российской Федерации, посвящённые вопросам защиты населения в чрезвычайных ситуациях
- 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Задачи, структура и режимы системы
- 3. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях
- 4. Защита дома и квартиры. Современное состояние с квартирными кражами. Что делать, если вы застали грабителей на месте преступления
- 5. Поведение при попадании в заложники. Террористические акты
- 6. Поведение на улице в случае в случае преследования женщины насильником (и общие правила поведения для всех)
- 7. Криминальная обстановка, возникшая в лифте
- 8. Нормы поведения на многолюдных сборищах, действия толпы
- 9. Поведение при попадании в автомобильную аварию
- 10. Компоненты здорового образа жизни
- 11. Психическая и половая гигиена. Венерические болезни и их профилактика. Спид
- 12. Вредные привычки и последствия табакокурения, употребление алкоголя и наркотиков
- 13. Употребление пищевых продуктов, запрещённых в развитых странах (продуктовый геноцид)
- 14. Опасность генетически модифицированных продуктов растительного происхождения
- 15. Роль семьи в формировании здоровья личности и общества
- 16. Окружающая среда и здоровье человека
- 17. Опасные и вредные факторы производства
- 18. Оптимальные условия на рабочем месте
- 19. Производственные риски. Управление риском
- 20. Взаимосвязь «человек – машина», напряжённость трудового процесса, интеллектуальные нагрузки. Рабочая поза. Гигиенические требования к персональным компьютерам
- 21. Виды природных стихийных бедствий. Классификация стихийных бедствий. Предвестники стихийных бедствий
- 22. Зависимость экономического ущерба от интенсивности, масштабности и продолжительности бедствия
- 23. Ретроспективный анализ наиболее катастрофических природных стихийных бедствий Наиболее разрушительные землетрясения
- Наиболее крупные цунами
- История
- Извержение 1883 года
- Анак Кракатау
- Текущее состояние
- Оценка современников
- Современные оценки
- Хронология
- Последствия
- 24. Предупреждение о природных чрезвычайных ситуациях. Защитные мероприятия и правила поведения при стихийных бедствиях
- 25. Производственные аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (ахов). Поведение населения при выбросах аммиака, хлора и сернистого ангидрида
- 26. Уроки аварии на Чернобыльской аэс. Обеспечение безопасности проживания на радиоактивно загрязнённых территориях
- 27. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, загрязнённых радионуклидами. Управление риском
- 28. Защита от химического оружия
- 29. Быстродействие аварийно-спасательных и других видов работ
- 30. Привлечение населения к проведению аварийно-спасательных работ. Опыт проведения аварийно-спасательных работ при Спитакском землетрясении
- Комплектование аварийно-спасательных служб (Федеральный закон «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151-фз)
- 31. Создание сооружения «Укрытие» на Чернобыльской аэс
- 32. Опасности, возникающие при проведении аварийно-спасательных работ
- 33. Медицинская служба единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 34. Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях, переломах
- 35. Помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте
- 36. Инфекционные заболевания
- 37. Признаки жизни и смерти
- 38. Бактериологическое оружие
- 39. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения
- 40. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания
- 41. Современные обычные средства поражения
- 42. Зажигательное оружие
- 43. Поражающие факторы ядерного оружия, основные мероприятия по защите населения в военное время
- 44. Средства коллективной и индивидуальной защиты
- 45. Противорадиационная защита
- 46. Приборы химической и радиационной разведки
- Измеритель мощности дозы дп-5в
- 45. Противорадиационная защита
- 46. Приборы химической и радиационной разведки
- Измеритель мощности дозы дп-5в
- Измеритель мощности дозы дп-3б
- 47. Глобальная система безопасности