Комплектование аварийно-спасательных служб (Федеральный закон «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151-фз)
Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Опыт проведения аварийно-спасательных работ при Спитакском землетрясении
Спитакское землетрясение (арм. Սպիտակի երկրաշարժ), также известное как Ленинаканское землетрясение (арм.Լենինականի երկրաշարժ) — катастрофическое землетрясение магнитудой 7,2 по шкале Рихтера, произошедшее 7 декабря 1988 года в 10 часов 41 минуту по московскому времени (11:41 по местному времени) на северо-западе Армянской ССР. В результате землетрясения были полностью разрушены город Спитак и 58 сёл; частично разрушены города Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор) и ещё более 300 населённых пунктов. Погибли по крайней мере 25 тысяч человек, 514 тысяч человек остались без крова. В общей сложности, землетрясение охватило около 40 % территории Армении. Из-за риска аварии была остановлена Армянская АЭС.
Организация и ведение аварийно-спасательных работ в зоне бедствия Начальный период аварийно-спасательных работ характеризовался спонтанным ведением работ, отсутствием единого координационного центра по организации и управлению работами. Аварийно-спасательные работы проводились, в основном, собственными силами пострадавшего населения, в основе действий - самоспасение и взаимопомощь. Объектами работ, как правило, служили места проживания или работы самих пострадавших, их родственников и близких. Технические средства использовались из числа тех, что оказывались под рукой. Так, в Ленинакане к 18 часам 7 декабря на весь город удалось собрать и задействовать только 13 автокранов, 4 бульдозера и 6 экскаваторов. В Спитаке не оказалось и этого.
Организующее начало вносили действия пожарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи, милиции и т.п. Особо следует отметить действия воинских подразделений, дислоцированных в пострадавших городах, которые первыми приступили к аварийно-спасательным работам и пришли на помощь местным жителям. Главное внимание при проведении аварийно-спасательных работ этого периода уделялось тушению пожаров, отключению коммунально-энергетических сетей, особенно электрических и газовых.
Продолжительность этого периода составила в Ленинакане - 9 часов, в Спитаке - 8,5 часов, в Кировакане - 5,5 часов, в Степанаване - 18,5 часов.
В течение этого времени в указанных городах было извлечено из завалов 4328 человек, в том числе живых - 1440, разобрано около 6 тыс. куб. м завалов, расчищено 1,1 тыс. кв. м дорог и проездов. В работах приняло участие 1,2 тыс. человек, 55 кранов, 20 бульдозеров, 30 экскаваторов, 283 автомобиля.
С прибытием в зону бедствия личного состава войск и невоенизированных формирований был расширен фронт аварийно-спасательных работ.
Основные усилия спасателей в этот период были сосредоточены на объектах с массовым пребыванием людей (детские сады, учебные заведения, больницы, магазины и предприятия). Ощущался определенный недостаток аварийно-спасательных сил и технических средств для того, чтобы охватить все пострадавшие объекты, так как маневр силами и средствами с объекта на объект был, как правило, затруднен и связан с неизбежными потерями времени и темпа работ. Ночные работы велись ограниченно из-за недостатка средств освещения.
Существенно осложняло ведение аварийно-спасательных работ отсутствие необходимой информации о состоянии объектов, возможных местонахождениях людей, размещении коммуникаций и систем, запорной, регулирующей, отключающей аппаратуры. На предприятиях и в вышестоящих организациях страховой фонд документации, предусмотренный планами гражданской обороны, не был подготовлен, а карты, планы, исполнительные чертежи и схемы в распоряжение спасателей, как правило, не представлялись. Работы велись наудачу и часто вслепую. Не вся грузоподъемная и транспортная техника в республике была мобилизована и направлена на оснащение аварийно-спасательных подразделений. Так, из 1620 автокранов, числившихся в республике на момент землетрясения, в аварийно-спасательных работах было задействовано 7 декабря - 108, 8 декабря - 186, 14 декабря - 507, 18 декабря - 584, т.е. всего 36 %.
В этот период специальными бригадами министерств Внутренних дел СССР и Армении был организован достаточно четкий механизм учета, опознания и регистрации погибших. Охрана объектов, блокирование зоны бедствия, поддержание порядка на дорогах и в местах ведения работ возлагались на подразделения милиции, дорожно-патрульную службу ГАИ и комендантские части Советской Армии.
Продолжительность основного периода составила в Ленинакане - 6 суток, в Спитаке - 5 суток, в Кировакане - 4 суток, в Степанаване - 1,5 суток.
За этот период основная масса живых людей была извлечена из завалов и госпитализирована. Были созданы необходимые предпосылки для более организованного и планомерного ведения работ с одновременным наращиванием сил и средств. В течение основного периода было извлечено из-под завалов 30567 пострадавших, из них 13365 живых. За это же время было разобрано 49 тыс. куб. м завалов, расчищено 4,1 тыс. кв. м дорог.
В спасательных работах приняло участие 37,1 тыс. человек и около 2600 единиц техники.
На завершающем периоде аварийно-спасательных работ усилился темп проведения аварийно-восстановительных мероприятий на объектах транспорта, энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и связи. Осуществлялся постоянный контроль обстановки в зонах бедствия, были приняты необходимые меры по всестороннему обеспечению работ и жизнеобеспечению пострадавшего населения. Обрушение зданий осуществлялось после окончания аварийно-спасательные работ. Продолжалась начатая в основной период эвакуация населения из зоны бедствия. Было организовано получение и распределение поступающей в пострадавшие районы материальной и финансовой помощи.
Продолжительность завершающего периода составила в среднем 10-13 суток - во всех городах он был практически завершен к 23 декабря 1988 г. В этот период было извлечено из-под завалов 4690 человек, из них живых 448 человек, разобрано и вывезено 100,8 тыс. куб. м завалов и обрушенных конструкций зданий, расчищено 16,1 тыс. кв. м дорог.
В работах принимало участие 38,7 тыс. личного состава и около 3500 единиц техники.
Переходный период от аварийно-спасательных работ к восстановлению экономики республики начался в Кировакане с 15 декабря, а в других городах - с 21-22 декабря. Принято условно считать, что этот период закончился 31 декабря, хотя вполне обоснованно его окончание отнести к стадии полного восстановления жизнедеятельности региона.
Из анализа аварийно-спасательных работ можно сделать следующие выводы. Основной объем работ был выполнен в течение начального и основного периодов, то есть от трех до семи суток. Так, к окончанию основного периода аварийно-спасательных работ в Ленинакане было извлечено 99,6 %, в Степанаване - 100 % пострадавших и погибших.
Представляют интерес данные, показывающие процентное соотношение живых людей от общего числа извлеченных из-под завалов. Анализ показывает, что критическими являлись четвертые сутки, когда примерно 80-84 % извлеченных за эти сутки людей были еще живы. Спустя трое-четверо суток пострадавшие, находящиеся под завалами, начали лавинообразно погибать. Конечно, эти данные относятся к той инженерной, пожарной, химической и метеорологической обстановке, которая была характерна для конкретной зоны бедствия и конкретного периода времени. Но в целом подтверждается вывод, известный из медицины катастроф, что допустимая продолжительность нахождения пострадавших под завалами не должна превышать 4 суток. К сожалению, аварийно-спасательные работы в зоне бедствия, особенно в Ленинакане и Спитаке, превысили эти сроки.
При организации аварийно-спасательных работ в очагах поражения Спитакского землетрясения было рекомендовано оказывать первую медицинскую помощь сразу же на месте обнаружения пострадавшего силами не только медицинских работников, входящих в аварийно-спасательные команды или обслуживающих их, но и силами специально подготовленных спасателей. Это повышало шансы на сохранение жизни пострадавших.
Первая врачебная помощь оказывалась непосредственно на объекте ведения работ в специально отведенном и оборудованном месте, после чего пострадавшие направлялись на сортировочный пункт или непосредственно в лечебное учреждение. Для медицинской эвакуации пострадавших использовался санитарный и другой автомобильный транспорт, а также вертолеты.
Реакция в мире на землетрясение в Армении вызвала беспрецедентную солидарность. Ряд стран приняли непосредственное участие в ликвидации последствий стихийного бедствия и оказали международную помощь пострадавшим. В районе Спитакского землетрясения было задействовано свыше двух тысяч иностранных специалистов, прибывших из 21 страны. Наиболее многочисленные группы были направлены из Франции (613 чел.), Австрии (241 чел.), США (136 чел.), Югославии (125 чел.), Кубы (119 чел.), Канады (100 чел.). В состав зарубежных групп, как правило, входили медицинские работники и профессиональные спасатели.
Некоторые государства силами своих медицинских специалистов в зоне бедствия развернули 9 госпиталей, в том числе: Норвегия - 2, Франция - 1, Швеция - 1, Финляндия - 1, ФРГ - 1, Куба - 1, Афганистан - 1, в которых была оказана квалифицированная медицинская помощь более 1200 пострадавшим.
Около половины всех прибывших в нашу страну иностранных специалистов принимали участие в аварийно-спасательных работах в составе команд и отрядов, куда входили спасатели, пожарные, альпинисты, спелеологи, кинологи и другие специалисты. Всего иностранными спасателями было извлечено из завалов и спасено 60 человек, из них специалистами Франции - 39, Австрии - 10, Швейцарии - 6, других государств - 5. Безусловно, что усилия и других иностранных спасателей были не напрасны. Они трудились самоотверженно и бесстрашно в самых сложных условиях и оценивать их труд только числом спасенных не правомерно. Их благородный порыв и стремление участвовать в спасательных работах были направлены на то, чтобы ни один живой человек не остался в развалинах. К сожалению, не только иностранным, но и многим отечественным спасателям выпала тяжелая участь высвобождать из завалов мертвые тела и не представилось счастливого случая спасти живых людей. Однако от этого их труд не становится менее благородным.
Заслуживают внимания в организации подразделений иностранных спасателей методика подбора и формирования спасательных команд (человеческий фактор) и методика отбора и использования технического оборудования, инструмента, имущества и экипировки (технический фактор), а также использование при проведении поисково-спасательных операций специально натренированных собак.
В Армении многие команды иностранных спасателей, например, Франции, ФРГ, Австрии, Финляндии прибегали к помощи собак. Пожарная служба Франции, как отмечают многие специалисты, довела применение собак до уровня искусства. Эффект использования собак для поиска пострадавших основан на исключительном обонянии этого животного, превышающем обоняние человека в 280 раз. Человеческий организм в случае стресса, даже если пострадавший находится в бессознательном состоянии, через железы внутренней секреции выделяет ароматические вещества, которые легко улавливаются собаками при расположении тела не только на поверхности, но и на определенной глубине среди обломков (обычно до 1 м). Результативность поиска во многом определяется натренированностью собаки и искусством проводника-кинолога.
По масштабу и темпам эвакуация населения из пострадавших районов Армении не имела прецедентов со времен Великой Отечественной войны. К началу восстановительных работ основная масса детей, женщин, нетрудоспособных и престарелых жителей из зоны бедствия была эвакуирована, хотя этот процесс продолжался до февраля 1989 г. Всего было эвакуировано почти 120 тысяч человек, около двух третей эвакуированных были отправлены за пределы республики (79,8 тыс. чел.). Люди были размещены в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на спортивных базах Армении, Грузии, Краснодарского и Ставропольского краев, Молдавии и Украины. В местах размещения эвакуированные были обеспечены предметами первой необходимости, им были созданы необходимые условия для проживания, организовано обучение школьников на родном языке.
Однако, как показывает анализ, в организации и проведении эвакуации были допущены серьезные ошибки и просчеты. Прежде всего, следует отметить, что на стадии принятия экстренных мер планы эвакуации, предусмотренные по линии гражданской обороны, не были введены в действие. Эвакокомиссии и другие органы государственной власти, отвечающие за эвакомероприятия, к работе не приступали, планы эвакуации не уточнялись и, с учетом сложившейся катастрофической обстановки, не корректировались. В результате началась спонтанная эвакуация из пострадавших городов и населенных пунктов. Так, 8 декабря было эвакуировано 2470 человек, а 9 декабря - всего лишь 130 человек, 10 декабря - 1700 человек. Ошибочным было обращение Ереванского горкома КПСС к владельцам личного автотранспорта выехать в зону бедствия и участвовать в эвакуации населения. В то же время использование транспортных средств для доставки спасателей в зону бедствия и вывоза эвакуируемых было в принципе правильным, но без подготовительных мероприятий и должной организации на местах оно оказалось мало эффективным.
С 10 декабря в городах Ленинакане, Кировакане, Спитаке начали функционировать эвакуационные комиссии, возглавляемые руководящими работниками ВЦСПС. Эвакуация населения из сельских районов была начата только 19 декабря, что никак нельзя признать своевременным.
Первоначально эвакуация проводилась в основном автомобильным транспортом, в редких случаях использовался воздушный транспорт, а с 13 декабря - после восстановления железнодорожной магистрали Кировакан - Ленинакан - эвакуация железнодорожным транспортом приняла массовый характер.
Загородная зона республики согласно планам позволяла разместить всех эвакуируемых, однако емкость ее не была своевременно оценена и значительная часть эвакуируемых была направлена за пределы республики, что в значительной мере затруднило сам процесс эвакуации, а в будущем имело весьма неблагоприятные социальные последствия.
Массовая эвакуация за пределы республики была начата 11 декабря и велась нарастающим темпом. Персональная регистрация отъезжающих при формировании эшелонов не была налажена, что крайне затруднило впоследствии поиск родственников и близких. Десятки тысяч людей оказались разлученными, семьи были разобщены, длительное время не могли найти дpyг друга. Понадобилось организовать специальные информационные службы "Надежда" и "Поиск", чтобы помочь людям найти друг друга, восстановить семьи и вместе продержаться в экстремальных условиях.
Жизнеобеспечение пострадавшего населения наряду с проведением аварийно-спасательных работ и массовой эвакуации жителей было важнейшей и ответственнейшей задачей по преодолению последствий землетрясения. Оно охватывало целый комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизнеспособности населения, оказавшегося в критической ситуации в результате тотального разрушения условий существования: обеспечение жилищем потерявших кров, организация снабжения пострадавших городов и сел продовольствием и другими материальными средствами, восстановление электро-, газо- и водоснабжения, канализации и др.
Размещение полумиллиона жителей, оказавшихся на улице в условиях зимы, требовало срочного и энергичного решения проблемы временного жилья. Ситуация обострилась не только в связи с массовым разрушением жилого фонда, но и с невозможностью использования оставшихся жилых домов из-за опасности их разрушения при повторных толчках. В некоторых случаях эти опасения были напрасны, но психологический барьер жителей преодолеть не удалось.
Для решения этой задачи были организованы специальные оперативные группы, занимающиеся поставками и устройством временного жилья. До 23 декабря в зону бедствия было доставлено 52 тыс. палаток различного типа и 3 тыс. юрт. Одновременно было поставлено 5 тыс. вагонов-домов, сборных жилых домиков общей площадью 80 тыс. кв. м.
Большую помощь в обеспечении временным жильем оставшихся в зоне бедствия жителей оказали армейские части и части гражданской обороны. Использование военных резервов позволило срочно обеспечить временное размещение жителей уже в ходе ведения спасательных работ на начальном этапе. С военных складов были оперативно доставлены 30 тыс. войсковых палаток, из них более 9,5 тыс. были установлены силами войск. Разгрузка, перевозка и установка домиков также велись с активным привлечением войск.
Оказание материальной и финансовой помощи пострадавшим с первых дней ликвидации последствий приобретало весьма важное не только социальное, но и политическое значение. На специальные счета Госбанка СССР и Внешэкономбанка с первых дней стали поступать денежные средства от пожертвований различных организаций и частных лиц. По данным на конец 1989 года сумма поступлений составила примерно 1,5 млрд. рублей и около 23 млн. инвалютных рублей. Выплаты населению были начаты с 25 декабря и в дальнейшем велись с нарастающим темпом, но вполне понятно, что распределение этой помощи на принципах справедливости в условиях бедствия представляло собой трудно выполнимую задачу. Опыта и социальных механизмов для реализации материальной и финансовой помощи в кризисной ситуации в республике не было. Кроме того, в ходе ликвидации последствий не удалось создать четкой системы распределения продуктов, товаров и денежных средств, а ведь реализация помощи - одна из важнейших функций и задач социального управления в условиях чрезвычайной ситуации. Это тоже один из уроков Спитакского землетрясения, затрагивающий жизненные интересы пострадавшего населения в зоне бедствия.
Значительная часть продовольствия и промышленных товаров была направлена в Армению безвозмездно. Только в течение декабря в пострадавшие от землетрясения районы было направлено продовольственных товаров на сумму 15 млн. рублей, промышленных товаров широкого потребления на сумму 32 млн. рублей, в том числе из-за рубежа на сумму более 9 млн. рублей. Однако правильно распорядиться полученными в порядке помощи ресурсами, довести продукты и предметы первой необходимости до наиболее остро нуждающихся удавалось не всегда.
В режиме распределительного снабжения в зоне бедствия были развернуты 104 подвижных пункта питания, 86 подвижных пунктов продовольственного снабжения, 72 подвижных пункта вещевого снабжения.
В первые дни питание жителей пострадавших городов осуществлялось сухими пайками в виде продовольственных наборов. Снабжение хлебом было налажено с хлебозаводов Еревана и других районов, где выпечка хлеба была значительно увеличена. Кроме того, использовались войсковые отделения хлебопечения, развернутые непосредственно в зоне бедствия. С 10 декабря было налажено двухразовое горячее питание, для чего были развернуты походные кухни с необходимым оборудованием.
Значительная помощь в организации питания населения была оказана войсками. В зоне бедствия были организованы 87 пунктов для двухразового горячего питания на 37 тыс. человек, развернуты 11 отделений хлебопечения. С армейских складов было выдано 75 тыс. сухих пайков.
Для обеспечения пострадавшего населения в условиях зимы срочно требовались теплая одежда, обувь, одеяла, подушки, матрацы, раскладные кровати, свечи, фонари, лампы, спички, посуда, мыло, моющие средства и т.п. Их поставка и распределение осуществлялись через пункты вещевого снабжения. Товары, поступавшие из-за рубежа и других районов страны, распределялись комиссиями органов местной власти на местах. Однако в организации этого распределения были существенные издержки, допускались случаи хищения, злоупотреблений, спекуляции и т.п. Это в большинстве случаев также было следствием неподготовленности соответствующих органов и служб к решению подобного рода задач в экстремальных условиях бедствия.
Для коммунального обслуживания жителей экстренно принимались необходимые меры. Учитывая возможность массовых обморожений, в первые дни для обогрева пострадавших использовались костры. Затем, начиная с 10 декабря, в зону бедствия стали поступать обогревательные печи. Первая партия в количестве 5 тыс. печей была доставлена со складов Ереванского гарнизона. К окончанию спасательных работ в зоне бедствия насчитывалось уже более 30 тыс. печей.
Водоснабжение жителей в первые дни осуществлялось подвозом воды. В Ленинакане для этих целей было задействовано 57 единиц специальной техники, обслуживавших 25 точек раздачи воды. К концу спасательных работ после частичного восстановления водопроводных сетей было устроено 30 водоразборных кранов общего пользования. Аналогично решался вопрос водоснабжения и в других городах. Был резко ужесточен контроль качества воды, увеличено количество постов для проведения анализа воды, который осуществлялся через каждые 2 часа.
Войсками в Ленинакане и Спитаке были развернуты прачечный отряд и 4 банно-прачечных поезда. Активно велись работы по восстановлению бань, прачечных, парикмахерских и других учреждений бытового обслуживания.
Медицинское обеспечение населения осуществлялось в пунктах и госпиталях, развернутых в зоне бедствия в ходе спасательных работ.
В целом система жизнеобеспечения населения в зоне бедствия, несмотря на недостатки, просчеты и упущения, обеспечила в кризисной ситуации поддержание жизнедеятельности жителей и способствовала активному преодолению последствий землетрясения.
- Безопасность жизнедеятельности
- 1. Законы Российской Федерации, посвящённые вопросам защиты населения в чрезвычайных ситуациях
- 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Задачи, структура и режимы системы
- 3. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях
- 4. Защита дома и квартиры. Современное состояние с квартирными кражами. Что делать, если вы застали грабителей на месте преступления
- 5. Поведение при попадании в заложники. Террористические акты
- 6. Поведение на улице в случае в случае преследования женщины насильником (и общие правила поведения для всех)
- 7. Криминальная обстановка, возникшая в лифте
- 8. Нормы поведения на многолюдных сборищах, действия толпы
- 9. Поведение при попадании в автомобильную аварию
- 10. Компоненты здорового образа жизни
- 11. Психическая и половая гигиена. Венерические болезни и их профилактика. Спид
- 12. Вредные привычки и последствия табакокурения, употребление алкоголя и наркотиков
- 13. Употребление пищевых продуктов, запрещённых в развитых странах (продуктовый геноцид)
- 14. Опасность генетически модифицированных продуктов растительного происхождения
- 15. Роль семьи в формировании здоровья личности и общества
- 16. Окружающая среда и здоровье человека
- 17. Опасные и вредные факторы производства
- 18. Оптимальные условия на рабочем месте
- 19. Производственные риски. Управление риском
- 20. Взаимосвязь «человек – машина», напряжённость трудового процесса, интеллектуальные нагрузки. Рабочая поза. Гигиенические требования к персональным компьютерам
- 21. Виды природных стихийных бедствий. Классификация стихийных бедствий. Предвестники стихийных бедствий
- 22. Зависимость экономического ущерба от интенсивности, масштабности и продолжительности бедствия
- 23. Ретроспективный анализ наиболее катастрофических природных стихийных бедствий Наиболее разрушительные землетрясения
- Наиболее крупные цунами
- История
- Извержение 1883 года
- Анак Кракатау
- Текущее состояние
- Оценка современников
- Современные оценки
- Хронология
- Последствия
- 24. Предупреждение о природных чрезвычайных ситуациях. Защитные мероприятия и правила поведения при стихийных бедствиях
- 25. Производственные аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (ахов). Поведение населения при выбросах аммиака, хлора и сернистого ангидрида
- 26. Уроки аварии на Чернобыльской аэс. Обеспечение безопасности проживания на радиоактивно загрязнённых территориях
- 27. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, загрязнённых радионуклидами. Управление риском
- 28. Защита от химического оружия
- 29. Быстродействие аварийно-спасательных и других видов работ
- 30. Привлечение населения к проведению аварийно-спасательных работ. Опыт проведения аварийно-спасательных работ при Спитакском землетрясении
- Комплектование аварийно-спасательных служб (Федеральный закон «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151-фз)
- 31. Создание сооружения «Укрытие» на Чернобыльской аэс
- 32. Опасности, возникающие при проведении аварийно-спасательных работ
- 33. Медицинская служба единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 34. Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях, переломах
- 35. Помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте
- 36. Инфекционные заболевания
- 37. Признаки жизни и смерти
- 38. Бактериологическое оружие
- 39. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения
- 40. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания
- 41. Современные обычные средства поражения
- 42. Зажигательное оружие
- 43. Поражающие факторы ядерного оружия, основные мероприятия по защите населения в военное время
- 44. Средства коллективной и индивидуальной защиты
- 45. Противорадиационная защита
- 46. Приборы химической и радиационной разведки
- Измеритель мощности дозы дп-5в
- 45. Противорадиационная защита
- 46. Приборы химической и радиационной разведки
- Измеритель мощности дозы дп-5в
- Измеритель мощности дозы дп-3б
- 47. Глобальная система безопасности