41.Переломы
Перелом — это полное или частичное нарушение целостности костей. При повреждении кости в той или иной степени почти всегда повреждаются окружающие ее мягкие ткани: мышцы, сухожилия, фасции, сосуды, нервы.
Классификация переломов
Переломы бывают врожденные и приобретенные. В зависимости от происхождения они делятся на травматические, при которых повреждается здоровая кость (рис. 49), и патологические, когда наступает изменение болезненно поврежденной кости (остеомиелит, туберкулез, опухоль). Патологические переломы могут возникнуть при самой незначительной травме, а иногда и без нее. Если в области перелома нарушена целостность кожного покрова, он носит название открытого (рис. 50).
Травматические переломы составляют 15% всех повреждений. Чаще переломы встречаются у мужчин среднего возраста, так как они больше заняты физической работой. У стариков в связи со значительной хрупкостью кости ломаются даже от легкой травмы. Чаще всего возникают переломы костей конечностей (до 80%). У детей вследствие эластичности костей переломы наблюдаются реже. В ряде случаев у них перелом проходит по линии эпифизарного хряща на плечевой, лучевой и большеберцовой костях (эпифизиолиз).
В зависимости от направления травмирующей силы различают переломы от сдавления или сжатия, которые наблюдаются при воздействии травмирующей силы либо в продольном, либо в поперечном направлении по отношению к оси кости. Длинные трубчатые кости обычно повреждаются при сдавлении в поперечном направлении — поперечные переломы (рис. 51, а). При воздействии силы только в продольном направлении могут возникнуть вколоченные и компрессионные переломы (рис. 51, б). Переломы от скручивания наступают при повороте кости вокруг ее продольной оси и носят название винтообразных или спиральных (рис. 51, в). Перелом возникает вдали от точки приложения силы.
Переломы от сгибания появляются при чрезмерном сгибании, превышающем пределы эластичности костей. Вначале на выпуклой стороне кости образуется разрыв поверхностных участков, от которых идут трещины в различных направлениях, затем кость ломается, причем образуется характерный для этого вида переломов треугольный отломок — оскольчатый перелом (рис. 51, г). Оскольчатые переломы характерны и для огнестрельных ранений, как пулевых, так и осколочных.
Отрывные переломы возникают при внезапных сильных мышечных сокращениях. При этом отрываются участки кости на месте прикрепления сухожилий, мышц или фасций. Нередко между отломками кости внедряются обрывки поврежденных мягких тканей, особенно мышц (интерпозиция), которые затрудняют или полностью препятствуют сращению отломков. В таких случаях на месте перелома может образоваться ложный сустав.
Переломы бывают полные и неполные. К неполным относятся трещины и надломы костей. Трещины обычно встречаются при повреждении плоских костей (череп, лопатка). У детей нередки поднадкостничные переломы (по типу «зеленой веточки», без повреждения надкостницы).
В зависимости от числа переломов кости у одного больного говорят об одиночных или множественных переломах. При последних кость повреждается в нескольких
местах.
При тяжелых травмах, кроме переломов, могут быть повреждены и органы. Например, перелом черепа сочетается с повреждением вещества мозга, перелом костей таза приводит к разрывам мочевого пузыря. Такие переломы называются осложненными.
Возможны следующие виды смещения отломков:
1) смещение под углом, когда оси отломков образуют угол на месте перелома;
2) боковое смещение — наблюдается при расхождении отломков в направлении поперечника кости;
3) смещение по длине (продольное), при котором один отломок скользит вдоль другого в направлении
длинной оси кости;
4) ротационное смещение — наступает вследствие поворота одного из отломков вокруг длинной оси.
Огнестрельные переломы отличаются большим разнообразием повреждений костей и окружающих мягких тканей. Наиболее часто встречаются ранения конечностей. Огнестрельные переломы черепа, позвоночника, ребер нередко сопровождаются повреждениями внутренних органов. Эти переломы чаще бывают многооскольчатыми, с большим смещением отломков и внедрением их в окружающие ткани. Разрушение и загрязнение мягких тканей приводит к развитию раневой инфекции. Огнестрельные переломы часто сопровождаются угрожающим жизни кровотечением.
Признаки и распознавание переломов
Распознавание переломов основано на данных опроса, объективного и рентгенологического исследования. Основные симптомы перелома — боль, нарушение функции, деформация, иногда укорочение конечности, подвижность в необычном месте, крепитация.
Боль возникает в момент перелома. В покое она уменьшается, но при малейшей попытке к движению усиливается. В целях точной диагностики места перелома пальцами делают скользящие движения в направлении оси поврежденной кости. Когда палец достигает места перелома, пострадавший отмечает резкую болезненность. Такая же сильная боль появляется при давлении или легком поколачивании вдоль оси конечности. Например, перелом бедра сопровождается болью при поколачивании по пятке.
Нарушение функции не является абсолютным признаком перелома. Он наиболее характерен для полных переломов костей нижних конечностей.
Деформация обычно выражена на месте полных переломов и зависит главным образом от степени смещения отломков, но иногда она обусловлена не переломом, а повреждением мягких тканей и обширной гематомой. При смещении отломков кости по длине наступает укорочение конечности. Поэтому всегда необходимо сравнивать длину здоровой и поврежденной конечности при помощи сантиметровой ленты. Для определения длины плеча проводят измерение от акромиального отростка до наружного надмыщелка плеча; для определения длины предплечья — от локтевого до шиловидного отростка локтевой кости. На нижней конечности обычно измеряют расстояние от большого вертела до наружной лодыжки.
Крепитация обусловлена трением соприкасающихся отломков кости и определяется лишь при полных переломах. Выявление крепитации может нанести дополнительную травму тканей в месте перелома и повредить сосуды и нервы острыми краями кости. Поэтому не следует специально вызывать движение отломков, чтобы почувствовать крепитацию.
Характер перелома уточняется при рентгенологическом исследовании. Снимки делают в двух проекциях с захватом близлежащих суставов.
Наряду с местными расстройствами переломы сопровождаются общими реакциями: угнетаются дыхание, сердечно-сосудистая деятельность, повышается температура. Кровопотеря в ткани вокруг перелома приводит к анемизации. Особо опасными осложнениями переломов являются травматический шок, сильное кровотечение, повреждения жизненно важных органов. Проникновение жира из костномозгового канала в поврежденные вены может привести к жировой эмболии сосудов мозга и легких.
Первая помощь
Первую помощь независимо от того, кем она оказывается, проводят по принципу неотложной хирургической помощи. Основная задача ее — уменьшение подвижности отломков в месте перелома. Для выполнения этой задачи, а также для защиты мягких тканей, кровеносных сосудов и нервных стволов от повреждения отломками костей при транспортировке применяют иммобилизацию. Кроме того, пострадавшему вводят обезболивающие средства, тепло укутывают, по возможности дают горячий чай, 100 мл водки с промедолом, прикладывают холод к месту перелома.
Правильно и своевременно оказанная помощь способствует хорошему заживлению, предупреждает шок, кровотечение и развитие инфекции.
Иммобилизация — это создание неподвижности или уменьшение подвижности частей тела при переломах костей, вывихах, сильных ушибах. Иммобилизация уменьшает боль, предупреждает возникновение шока и дополнительных повреждений сосудов, нервов.
Виды и средства иммобилизации. Различают два вида иммобилизации: транспортную и лечебную. Транспортная (временная) иммобилизация должна обеспечивать максимальный покой поврежденному органу при транспортировке пострадавшего. Она осуществляется стандартными шинами или с помощью подручных средств. Широкое распространение получили проволочные (лестничные), фанерные шины и шина Дитерихса.
Шина проволочная лестничная выпускается двух размеров— 120 и 80 см. Она дешева, легка, прекрасно моделируется, проста по технике наложения. Эти качества делают ее почти универсальной. Шину моделируют в соответствии с контурами и положением поврежденной конечности. Из бинта и ваты для шины делают подстилочную прокладку.
Сетчатая шина размером 12x100 см изготовляется из мягкой тонкой проволоки. Она портативна, хорошо моделируется, ее легко свернуть в рулон. Из-за недостаточной жесткости в последнее время применяется редко.
Фанерные шины бывают двух размеров— 100 и 50 см. Наиболее употребительна шина малого размера для фиксации лучезапястного сустава.
Транспортная шина для бедра (Дитерихса) изготовлена из дерева. Она состоит из двух раздвижных деревянных планок, подошвы, палочки и закрутки.
Потребность в совершенствовании первой помощи привела к созданию новых шин — пластмассовых и пневматических. Первые — представляют собой пластмассовую полосу, армированную алюминиевой проволокой. По краям шины пробиты отверстия, через которые проводят шнур, фиксирующий шину. Выпускаются три размера шин: для иммобилизации голени и предплечья; для иммобилизации верхней конечности и для иммобилизации верхней и нижней конечностей у детей. При накладывании шину моделируют аналогично лестничной шине. Подстилочная прокладка не нужна. Шину закрепляют шнуром. Дополнительного бинтования не требуется.
Шины медицинские пневматические (ШМП) изготовляют из прозрачной двухслойной пластмассовой пленки. Их выпускают трех размеров: первый — для иммобилизации кисти и предплечья; второй — стопы и голени; третий — коленного сустава и бедра. Для иммобилизации пневматическую шину извлекают из полиэтиленового пакета и подводят под поврежденную конечность. Закрывают застежку-молнию. Воздухопроводную трубку поворачивают против хода часовой стрелки, тем самым открывая клапан. Затем ртом надувают шину и закрывают клапан обратным поворотом трубки. Через пленку в шине можно наблюдать за конечностью.
Лечебная иммобилизация устраняет подвижность костных отломков, что необходимо для образования костной мозоли. Она осуществляется наложением гипсовых повязок, скелетным вытяжением, использованием лечебных шин. Весьма перспективны шины из пластмассовых пластин. Пластины разогревают в горячей воде, после чего они становятся эластичными и хорошо моделируются.
Основные принципы наложения транспортных шин. 1. Шинную повязку необходимо накладывать так, чтобы она надежно иммобилизировала два соседних с местом перелома сустава (выше и ниже перелома), а при некоторых повреждениях и три сустава. Например, при повреждении голени шину накладывают так, чтобы она захватывала коленный и голеностопный суставы; при повреждении плечевой кости — плечевой, локтевой и луче-запястный; для иммобилизации бедра необходимо фиксировать всю конечность — от подмышечной впадины до стопы включительно и охватывать тазобедренный, голеностопный и коленный суставы.
2. Для иммобилизации конечности желательно придать физиологически правильное положение. Если условия транспорта не позволяют удерживать конечность в функционально выгодном положении, то приходится ограничиваться фиксацией конечности в том положении, в котором она менее всего травмируется.
3. При закрытых переломах необходимо произвести легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует продолжать до окончания наложения иммобилизирующей повязки.
4. При открытых переломах, когда из раны выступают отломки костей, при первой помощи вправлять их не следует. Наложив стерильную повязку, конечность без предварительного потягивания и вправления отломков фиксируют в том положении, в котором она находится.
5. Нужно помнить, что с пострадавшего нельзя снимать одежду и обувь, так как это может причинить ему лишнюю боль. Кроме того, одежда обычно служит дополнительной подстилкой для шин в месте повреждения. Исключением из этого правила являются открытые переломы, когда необходимо наложить стерильную повязку. При этом одежду снимать не следует, а нужно распороть ее по шву или разрезать в области предполагаемого перелома.
6. Нельзя накладывать жесткую шину на голое тело. Нужно следить за тем, чтобы концы шин не врезались в кожу и не сдавливали кровеносные сосуды и нервы, проходящие вблизи костей.
7. Необходимо избегать применения кровоостанавливающего жгута, если для его наложения нет достаточных показаний. При наличии показаний жгут накладывают на самые минимальные сроки.
8. При повреждениях суставов для транспортной иммобилизации используют те же средства и способы, что и при повреждениях костей.
9. Шина тщательно прикрепляется к поврежденной конечности и должна составлять с ней единое целое. Фиксируют шины марлевым бинтом.
Наложение шин требует умения и выучки. Неправильная иммобилизация может оказаться не только бесполезной, но и вредной. Во всех случаях оказания медицинской помощи следует обращать внимание не только на поврежденную часть тела, но и на общее состояние пострадавшего. При переломах легко развивается шок
Наложение шин при отдельных видах переломов. При повреждениях пальцев, кисти, лучезапястного, сустава шина должна захватывать все предплечье и кисть с пальцами. Физиологическое положение пальцев достигается при вкладывании в кисть туго свернутого ватно-марлевого валика. Предплечье подвешивают на косынке или бинтовой повязке.
При повреждении предплечья и локтевого суставе шину берут такой длины, чтобы она одним концом доходила до верхней трети плеча, а другим до кончиков пальцев
Руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, ладонью к животу, пальцы полусогнуты. Шину моделируют (лучше на здоровой руке), выстилают ватой и бинтом и накладывают по наружной поверхности предплечья, перегибая через локтевой сустав и далее по наружной задней поверхности плеча. В таком виде шипу фиксируют широким бинтом, а руку подвешивают на косынке.
Если отсутствуют стандартные шины, то используются подручные. При этом можно: 1) подвесить руку на косынке или ремне, а плечо прибинтовать к туловищу; 2) рукав в области предплечья пристегнуть к рубашке безопасными булавками, предварительно согнув руку в локте; 3) предплечье уложить в подол рубашки и пристегнуть край подола к рубашке булавками.
При повреждениях плечевой кости и плечевого сустава пользуются стандартными большими лестничными шинами. Руку сгибают в локтевом суставе под углом, ладонью к животу, пальцы полусогнуты. В подмышечную впадину вкладывают ко-
мок ваты. Шину моделируют так, чтобы она начиналась от лопатки здоровой стороны, проходила через спину по надлопаточной области больной стороны, затем по задне-наружной стороне плеча, предплечья и заканчивалась у основания пальцев (рис. 53). При отсутствии стандартных шин можно использовать две дощечки или другие удобные пред-I меты. Одну из дощечек накладывают с внутренней стороны так, чтобы ' верхний конец ее доходил I до подмышечной впадины, а другую с наружной стороны, чтобы ее верхний конец выступал за плечевой сустав. Нижние концы дощечек должны выступать за локоть. Предплечье подвешивают на косынке, в крайнем случае согнутую в локте руку укладывают на косынку, а затем прибинтовывают к туловищу.
При повреждениях бедра и тазобедренного сустава, как наиболее тяжелых, требуется особенно тщательная иммобилизация. Для этого используется несколько больших лестничных или фанерных шин. Две лестничные шины связывают так, чтобы получилась шина длиной от подмышечной впадины до внутреннего края стопы, изогнутая в виде буквы Г. Длина второй шины должна быть равна расстоянию от ягодичной складки до кончиков пальцев стопы и так же изогнута. С внутренней стороны дополнительно накладывают третью шину, идущую от промежности до края стопы.
Лучшая иммобилизация бедра достигается шиной Дитерихса (рис. 54). Из подручных средств при переломе бедра можно использовать две доски. Одну из них укладывают снаружи так, чтобы верхним концом она упиралась в подмышечную впадину, а нижним выступала за подошву. Вторую, более короткую доску располагают по внутренней поверхности ноги, чтобы ее верхний конец упирался в промежность, а нижний выступал за подошву.
При отсутствии подручных и стандартных средств поврежденную нижнюю конечность можно иммобилизиро-вать, прибинтовав ее к здоровой ноге.
При повреждениях голени и коленного сустава используют большую лестничную шину, которую моделируют по здоровой ноге в виде буквы Г. Стопу фиксируют под прямым углом к голени. Длина шины должна быть равна расстоянию от середины бедра до кончиков пальцев стопы. С боков можно положить по малой лестничной шине.
Из подручных средств лучше всего использовать две доски, которые укладывают с наружной и внутренней поверхности, начиная от верхней половины бедра. В крайнем случае больную ногу в двух-трех местах прибинтовывают к здоровой.
При повреждениях голеностопного сустава, стопы и пальцев достаточно наложения лестничной шины от пальцев до коленного сустава. Шину изгибают таким образом, чтобы стопа по отношению к голени была под углом 90°.
У пострадавших с транспортной иммобилизацией необходимо следить за кровообращением в поврежденной конечности: определяется ли пульс, нет ли похолодания, онемения, ощущения «ползания мурашек», синюшности. При необходимости следует найти участок «перетяжки» и ослабить его.
- 1.Система безопасности в рб (структура и функции)
- 1) Комиссия совета министров по чс
- 2.Классификация чс, характеристика для Беларуси, их характеристика.
- 5.Какие вещества относятся к сдяв и их краткая характеристика.
- Кислота серная
- Кислота соляная
- Кислота азотная
- Сероводород
- Пестициды
- 7. Радиоактивность, изотопы, радионуклиды.
- 15. Основные принципы защиты населения в чс.
- 22. Причины аварии на чаэс, ее последствия для рб.
- Причины аварии:
- 24. Нормативные документы по радиационной безопасности и основные положения этих документов.
- 27. Действие на организм человека высоких доз радиации.
- 28. Действие на организм человека малых доз радиации.
- 13. Методы обнаружения и измерения ионизирующих излучений.
- 14. Виды радиационного контроля рб, классификация приборов радиационного контроля.
- 33. Что понимается под устойчивостью функционирования объектов (систем) в чс. Факторы, определяющие устойчивость.
- 35. Дезактивация
- 36. Дегазация
- 37. Дезинфекция.
- 50. Порядок проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чс.
- 4. Мониторинг, прогнозирование. Экономическая оценка чс.
- 31. Влияние на психику человека поражающих факторов чс.
- 20,6. Способы и правила выживания человека в чс. Правила поведения человека.
- 29. Основные способы защиты населения в чс.
- 45. Профилактика вич-инфекции спиДа.
- 46. Наркомания и токсикомания. Профилактика.
- 47. Характеристика реактора типа рмбк, принцип работы.
- 34. Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- 40. Кровотечение
- 41.Переломы
- 39. Ушибы
- 42. Ожоги
- 43. Отморожения
- 17. Краткая характеристика радионуклидов
- 8. Основные свойства ионизирующих излучений
- 19. Радиоэкологическая обстановка в рб
- 23. Ликвидация последствий аварии на чаэс в рб
- 26. Особенности проживания и питания людей на загрязненных территориях.
- 9. Основные дозиметрические величины и единицы их измерения