Работа 9 Порядок технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах Краткие теоретические сведения
Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 30, ст. 3588).
Положение устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены опасные производственные объекты.
Аварии, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", расследуются как чрезвычайные ситуации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., №39, ст. 4563).
Федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, по согласованию с Госгортехнадзором России разрабатывают и утверждают отраслевые нормативные документы, конкретизирующие, с учетом имеющихся особенностей, организацию проведения технического расследования причин аварий, оформление акта технического расследования и учета аварий в соответствии с их компетенцией.
Техническому расследованию подлежат причины аварий, приведших к:
разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, указанных в приложении 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; неконтролируемым взрывам и (или) выбросам опасных веществ.
Причины инцидентов, повлекших за собой отказы или повреждения технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонения от режима технологических процессов, но не вызвавших разрушения сооружений и (или) технических устройств, устанавливаются и анализируются с учетом требований, изложенных в разделе 5 настоящего Положения.
По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте производится техническое расследование ее причин.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект:
Незамедлительно сообщает об аварии по форме приложения 2 в территориальный орган Госгортехнадзора России и в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.
При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, сообщает соответственно в территориальные органы МЧС России, Госкомэкологии России, Государственной противопожарной службы МВД России, МПС России.
Сохраняет обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей.
Принимает участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимает меры по устранению причин и недопущению подобных аварий.
Осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей природной среды в случае аварии на опасном производственном объекте.
Руководитель организации несет ответственность за невыполнение требований, изложенных в пункте 1.5 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ПОРЯДОК ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ
Техническое расследование аварии направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.
Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Госгортехнадзора России. В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего(щей) органа (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, страховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия назначается приказом по территориальному органу Госгортехнадзора России. В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) специальная комиссия может быть создана по решению Госгортехнадзора России во главе с его представителем. В состав специальной комиссии могут быть также включены представители органов, указанных в пункте 1.5.1 по согласованию с ними.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.
Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна незамедлительно приступить к работе и в течение 10 дней составить акт расследования по форме приложения 1 и другие необходимые документы и материалы, перечисленные в разделе 3 настоящего Положения.
Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.
Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов-экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.
Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по техническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.
В ходе расследования комиссия:
производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии; взаимодействует со спасательными подразделениями;
опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц; выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины их возникновения;
выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности; проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
проверяет качество принятых проектных решений; проверяет соответствие области применения оборудования;
проверяет наличие и исправность средств защиты;
проверяет квалификацию обслуживающего персонала;
устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;
определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения;
предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.
Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется организацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвержденным в установленном порядке.
Документ об экономических последствиях аварии подписывается руководителем организации, проводившей расчет.
Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.
Расследование причин несчастных случаев, происшедших в результате аварии, проводится в соответствии с "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года № 279 ("Российская газета" № 59 (2168) от 30.03.99).
Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными трудовыми отношениями с организацией, на которой произошла авария, не подпадающими под действие Положения «О порядке расследования несчастных случаев на производстве», устанавливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.
ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ
Материалы расследования должны включать:
• приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;
• акт технического расследования аварии по форме приложения 1, к которому прилагаются:
• протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;
• распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;
• заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;
• докладную записку Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспасательных служб (ГСС), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб предприятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;
• протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
• справки об обученности и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;
• справки о размере причиненного вреда;
• форму учета и анализа аварий согласно приложению 3;
другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от аварии.
Организация не позднее трех дней после окончания расследования рассылает материалы расследования аварий Госгортехнадзору России и его территориальному органу, производившему расследование, соответствующим органам (организациям), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальному объединению профсоюзов, органам прокуратуры по месту нахождения организации, НТЦ "Промышленная безопасность" Госгортехнадзора России.
По результатам расследования аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.
Руководитель организации представляет письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, представители которых участвовали в расследовании. Информация представляется в течение десяти дней по окончании сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии.
- Работа 5 Законодательные и нормативные требования к организации и производству работ повышенной опасности Краткие теоретические сведения
- Требования к персоналу, ответственному за организацию и производство работ повышенной опасности
- Порядок оформления и выдачи нарядов-допусков
- Порядок допуска и производства работ
- Особенности организации и безопасного производства совмещенных работ
- Примерный перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности
- Виды работ
- Примерный перечень работ повышенной опасности, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск
- Форма акта-допуска на производство строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия (организации), жилого микрорайона
- II. Допуск
- Порядок заполнения наряда-допуска
- Раздел I. "Наряд"
- Раздел II. "Допуск"
- Требования к регистрации объектов
- Требования к формированию сведений и ведению государственного реестра
- Карта учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов
- Государственный реестр опасных производственных объектов свидетельство о регистрации
- Требования к присвоению регистрационных номеров и оформлению свидетельства о регистрации
- Требования к оформлению заключения экспертизы
- Работа 8 Экспертиза декларации промышленной безопасности Краткие теоретические сведения
- Порядок осуществления экспертизы декларации
- Порядок представления заключения экспертизы
- Работа 9 Порядок технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах Краткие теоретические сведения
- Учет и анализ аварий, происшедших на опасном производственном объекте
- Установление причин, анализ и учет инцидентов на опасном производственном объекте
- Оперативное сообщение об аварии*
- Информация по аварии на объекте магистрального трубопровода опасной жидкости и газа
- Дополнительная информация по аварии на объекте трубопровода опасной жидкости
- Форма учета аварии
- Примерный перечень видов аварий по отраслям (направлениям) надзора
- 1. По горнодобывающей промышленности и подземным работам (в том числе геологоразведочным):
- 2. По нефтегазодобывающей и газоперерабатывающей промышленности, геологоразведочным работам:
- 3. По химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности:
- 4. По металлургической промышленности:
- 5. По подъемным сооружениям*:
- 6. По объектам котлонадзора*:
- 7. По объектам газоснабжения:
- 8. По надзору на производствах и объектах по хранению и переработке зерна:
- 9. По объектам магистрального трубопроводного транспорта:
- 10. При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом: