logo search
prakticheskie_5-9

Работа 9 Порядок технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах Краткие теоретические сведения

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона О про­мышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ (Соб­рание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 30, ст. 3588).

Положение устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышлен­ной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федера­ции, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены опасные производственные объекты.

Аварии, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", расследуют­ся как чрезвычайные ситуации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., №39, ст. 4563).

Федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирова­ния, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области про­мышленной безопасности, по согласованию с Госгортехнадзором России разрабатывают и утверждают отраслевые нормативные документы, конкретизирующие, с учетом имеющихся особенностей, организацию проведения технического расследования причин аварий, оформ­ление акта технического расследования и учета аварий в соответствии с их компетенцией.

Техническому расследованию подлежат причины аварий, приведших к:

разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, указанных в приложении 1 Федерального закона "О промыш­ленной безопасности опасных производственных объектов"; неконтролируемым взрывам и (или) выбросам опасных веществ.

Причины инцидентов, повлекших за собой отказы или повреждения технических уст­ройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонения от режима техно­логических процессов, но не вызвавших разрушения сооружений и (или) технических уст­ройств, устанавливаются и анализируются с учетом требований, изложенных в разделе 5 на­стоящего Положения.

По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте производится техническое расследование ее причин.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект:

Незамедлительно сообщает об аварии по форме приложения 2 в территориаль­ный орган Госгортехнадзора России и в соответствующие федеральные органы исполни­тельной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять от­дельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, кон­трольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых), орган местного самоуправления, государствен­ную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, сообщает соответственно в территориальные органы МЧС России, Госкомэколо­гии России, Государственной противопожарной службы МВД России, МПС России.

Сохраняет обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключени­ем случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей.

Принимает участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимает меры по устранению причин и недопущению подоб­ных аварий.

Осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей при­родной среды в случае аварии на опасном производственном объекте.

Руководитель организации несет ответственность за невыполнение требований, изложенных в пункте 1.5 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОРЯДОК ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ

Техническое расследование аварии направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных про­изводственных объектах.

Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Госгортехнадзора России. В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных ор­ганов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осу­ществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разреши­тельные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) органа местного са­моуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, ор­ганизации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего(щей) орга­на (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, стра­ховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законо­дательством.

Комиссия назначается приказом по территориальному органу Госгортехнадзора Рос­сии. В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий ава­рии) специальная комиссия может быть создана по решению Госгортехнадзора России во главе с его представителем. В состав специальной комиссии могут быть также включены представители органов, указанных в пункте 1.5.1 по согласованию с ними.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О промышленной безопасно­сти опасных производственных объектов" Президент Российской Федерации или Правитель­ство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комис­сии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной ко­миссии.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна незамедлитель­но приступить к работе и в течение 10 дней составить акт расследования по форме приложе­ния 1 и другие необходимые документы и материалы, перечисленные в разделе 3 настоящего Положения.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов-экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследователь­ских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.

Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по техническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.

В ходе расследования комиссия:

производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии; взаимодействует со спасательными подразделениями;

опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц; выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины их возник­новения;

выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации обо­рудования;

выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности; проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

проверяет качество принятых проектных решений; проверяет соответствие области применения оборудования;

проверяет наличие и исправность средств защиты;

проверяет квалификацию обслуживающего персонала;

устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рас­смотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;

определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допус­тивших эти нарушения;

предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;

определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-эко­номические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причи­ненный окружающей природной среде.

Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется организацией, на объек­те которой произошла авария, по методикам, утвержденным в установленном порядке.

Документ об экономических последствиях аварии подписывается руководителем орга­низации, проводившей расчет.

Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осущест­вляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

Расследование причин несчастных случаев, происшедших в результате аварии, проводится в соответствии с "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года № 279 ("Российская газета" № 59 (2168) от 30.03.99).

Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными тру­довыми отношениями с организацией, на которой произошла авария, не подпадающими под действие Положения «О порядке расследования несчастных случаев на производстве», уста­навливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ

Материалы расследования должны включать:

• приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;

• акт технического расследования аварии по форме приложения 1, к которому прила­гаются:

• протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеомате­риалами;

• распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть не­обходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;

• заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии с необходи­мыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

• докладную записку Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспаса­тельных служб (ГСС), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб пред­приятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;

• протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;

• справки об обученности и проведении инструктажа по технике безопасности и про­верке знаний производственного персонала;

• справки о размере причиненного вреда;

• форму учета и анализа аварий согласно приложению 3;

другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от ава­рии.

Организация не позднее трех дней после окончания расследования рассылает ма­териалы расследования аварий Госгортехнадзору России и его территориальному органу, производившему расследование, соответствующим органам (организациям), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальному объедине­нию профсоюзов, органам прокуратуры по месту нахождения организации, НТЦ "Промыш­ленная безопасность" Госгортехнадзора России.

По результатам расследования аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и послед­ствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.

Руководитель организации представляет письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, предста­вители которых участвовали в расследовании. Информация представляется в течение десяти дней по окончании сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследо­ванию аварии.