logo search
Лекция 16 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ нов

Мчс России:

• осуществляют методическое и практическое руководство действиями специальных территориальных органов по проведению государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС;

• обеспечивает нормативно-техническое сопровождение деятельности при осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС;

• осуществляют методическое и практическое руководство действиями специальных территориальных органов по лицензированию деятельности промышленных и транспортных предприятий на данной территории.

Государственный надзор за мероприятиями по снижению масштабов ЧС природного характера проводится надзорными службами министерств и ведомств и обеспечивает:

• соблюдение порядка и условий пользования недрами с целью предотвращения возникновения опасных геологических процессов;

• контроль за использованием земель в целях охраны жизни и здоровья людей, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель-

• контроль за мероприятиями по предотвращению лесных пожаров готовностью сил и средств борьбы с огнем;

• контроль за мероприятиями по предупреждению и ликвидации

последствий паводков и другого опасного воздействия вод, охране запасов рыб и других водных животных и растений;

• контроль за техническим состоянием сооружений инженерной защиты территорий и др.

Методы надзора в области защиты населения и территорий от ЧС включают:

• посещение и проведение обследования предприятий, включая воинские части, специальные объекты и службы вооруженных сил, органов внутренних дел и государственной безопасности;

• ознакомление с документами и иными материалами, характеризующими состояние технических систем, подготовку персонала, систем управления, систем действия при ЧС промышленных и транспортных предприятий, а также с иными документами и материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

• проведение расследования причин возникновения аварий, развития аварий и обусловленных ими ЧС, действий по ликвидации ЧС с целью сбора систематизации данных по случаю аварии и ЧС на подконтрольных и поднадзорных объектах;

• выработка рекомендаций по мерам и мероприятиям по улучшению работы по предупреждению ЧС на территории, принятие обязательных для исполнения решений по результатам расследования случаев аварий и ЧС.

Механизм реализации результатов надзора в области защиты населения и территорий от ЧС заключается в принятии санкций в отношении граждан, должностных лиц и организаций, виновных в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, создании условий предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей при ЧС.

В случаях, установленных законами и иными нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, обязанностью государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС в отношении лиц, виновных в нарушениях законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС являются:

• привлечение их к административной ответственности;

• направление материалов о привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности;

• предъявление исков в народный или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного в результате их действий жизни и здоровью населению, окружающей природной среде.

Контроль - это форма проявления целенаправленного действия на коллективы людей, предусматривающая выявление отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации поставленных задач.

Контроль позволяет своевременно совершенствовать систему управления. корректировать задачи, улучшить отчетность и тем самым обеспечить непрерывность управления.

Стадии контроля:

• сбор данных о фактическом результате исполнения;

• сравнение и оценка фактического и ожидаемого результата исполнения;

• выработка и осуществление корректирующего воздействия.

Цель контроля - своевременное вскрытие и устранение недостатков в организации и выполнении мероприятий по предупреждению ЧС, повышению устойчивости функционирования объектов и территорий и тем самым повысить их готовность к функционированию в чрезвычайных ситуациях.

Виды контроля:

• контрольные проверки;

• рассмотрение планов, программ;

• экспертиза проектов;

• анализ отчетности;

• заслушивание (на КЧС, коллегиях и др.)

Основной вид контроля за выполнением мероприятий РСЧС на объектах

и территориях - это контрольные проверки.

Организация работы по предупреждению возникновения и развития ЧС, соблюдение требований законов, норм и правил постановлений, выполнение ИТМ ГО оценивается на основании:

• анализа материалов территориальных и местных органов, осуществляющих госнадзор за безопасностью техногенной деятельности;

• изучения отчетных материалов о реализации целевых и иных программ, направленных на предупреждение ЧС и создание условий для их ликвидации;

• выполнения требований ИТМ ГО и требований, предусмотренных нормами по предупреждению аварий и катастроф на потенциально опасных объектах.

Работа по данному направлению оценивается “удовлетворительно”, если:

• КЧС всех уровней скоординированых работой госнадзорных органов по предупреждению ЧС, проводится анализ обстановки и прогнозирование возможности возникновения ЧС техногенного и природного характера результаты прогноза учитываются в планах и повседневной деятельности подсистемы;

• мероприятия по предупреждению ЧС, предусмотренные в актах и предписания госнадзорных органов на планах предприятий, а также в территориальных, городских и районных планах и программах, объективно отражают обстановку на потенциально опасных объектах, и территории проверенных районов и городов, их выполнение обеспечивается финансовыми и материально-техническими ресурсами;

• в установленные сроки выполняется большинство (не менее 2/3) мероприятий (в том числе ИТМ ГО), включенных в федеральные, региональные и территориальные программы (планы).

Невыполнение последнего условия служит основанием для неудовлетворительной оценки работы.

Основной вид контроля - это комплексные проверки. Следует предусматривать проведение проверок различными инстанциями: МЧС, региональные центры, управления ГО ЧС, министерства, ведомствами и другими органами управления. Проверки могут быть: плановые, внезапные, комплексные, целевые, повторные, перекрестные.

Инспектирование (проверка) территориальных подсистем, как правило, проводится методом комплексной проверки по всем вопросам (направлениям), указанным “инструкцией”, с проведением штабных тренировок, командно-штабных и объектовых учений.

По решению руководства МЧС России может проводиться целевое инспектирование (целевые проверки) по отдельным направлениям деятельности территориальных подсистем (выполнение мероприятий ГО, создание и использование чрезвычайных резервных фондов, предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования объектов экономики и территории и др.).

Проверки могут проводиться внезапно. Чаще о времени их проведения, о вопросах, которые будут проверяться, сообщается заранее, с тем, чтобы проверяемые территории, службы, объекты имели время для самокритичной оценки состояния дел и приняли меры к устранению выявленных недостатков до начала проверки.

Основными результатами государственного надзора в области защиты насе­ления и территорий являются рекомендации по мероприятиям, направленным на снижение риска и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, а также обяза­тельные для исполнения решения по результатам расследования причин возник­новения чрезвычайных ситуаций.

СТРАХОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОГЕННЫХ

РИСКОВ

Эффективным инструментом частичной компенсации ущербов от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера является страхование природ­ных и техногенных рисков.

Страхование — это вид гражданско-правовых отношений относительно защи­ты имущественных и других интересов граждан и юридических лиц в случае на­ступления событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством, за счет денежных фондов, формируемых путем уплаты гражданами и юридическими лицами страховых взносов.

Страховщиками выступают страховые и перестраховочные компании, стра­хователями — граждане и юридические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования. При страховании природных и техногенных рисков для граж­дан объектами страхования могут быть жизнь, здоровье, трудоспособность граж­дан, сохранность имущества (личное и имущественное страхование). Для юриди­ческих лиц возможно также имущественное страхование, предусматривающее воз­мещение ущерба, нанесенного в результате чрезвычайной ситуации, и страхова­ние, предусматривающее возмещение страхователем (виновником происшествия) причиненного им ущерба гражданам, другим юридическим лицам, природной среде (страхование ответственности).

Страхование может быть добровольным и обязательным. Оно имеет свои особенности для рисков стихийных бедствий и рисков техно­генного характера. Страхование рисков стихийных бедствий осуществляется на добровольной основе, перечень страховых организаций при этом определяется органом исполнительной власти соответствующего уровня.

Одним из видов обязательного страхования является страхование ответствен­ности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объек­та. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный произ­водственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан и окружающей природной среде в слу­чае аварии на этом объекте.

Территориальные органы Госгортехнадзора России и МЧС России при необ­ходимости привлекают к расследованию аварий на опасных производственных объектах страховые организации, которые участвуют в уточнении обстоятельств аварий и размеров вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу населе­ния, а также имуществу юридических лиц и окружающей природной среде.

С целью повышения финансовой устойчивости и обеспечения гарантий стра­ховых выплат страхования гражданской ответственности организаций, эксплуати­рующих опасные производственные объекты, целесообразно объединение усилий и финансовых средств страховщиков. Страховая организация в соответствии с ус­тановленным порядком формирует резерв средств на предупредительные мероп­риятия в размере 5% от собранных страховых платежей по данному виду страхова­ния. Он расходуется на информационное обеспечение системы страхования, про­ведение научно-исследовательских работ в области промышленной безопасности, осуществление мероприятий, направленных на снижение риска аварий, повыше­ние уровня промышленной безопасности и степени противоаварийной устойчи­вости застрахованных опасных производственных объектов.

В Российской Федерации совместными усилиями Министерства финансов, МЧС, Федеральным горным и промышленным надзором в 1998 году подготовлены и распространены методические рекомендации по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. В том же году Госгортехнадзор определил Правила страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасном производственном объекте.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, организуют идентификацию опасных производственных объектов. Перечень опасных производственных объектов, которые эксплуатирует Страхователи определяется по результатам экспертизы промышленной безопасности. По окончании идентификации составляются идентификационные листы учета опасных производственных объектов, которые представляются в страховую организацию.

Страховые организации (страховщики) используют данные| идентификационных листов для определения размера страховой суммы страхового тарифа по договору страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта оформляется заключением договора страхования между страхователем и страховщиком.

В договоре определяются: порядок перечисления взносов, их размер, срок действия договора страхования, размер страховой суммы, вступление договора в силу и другие существенные положения.

Обязанность страховщика по страховой выплате распространяется на страховые случаи, происшедшие в период действия лицензии страхователя на право эксплуатации опасного производственного объекта.

Организация - страхователь (имеется в виду организация, эксплуатирующая объект) не получит право на эксплуатацию (вид деятельности и услуги) до тех пор пока не заключит договор с одним из страховщиков. Например, для получения лицензии Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию особо опасного производственного объекта наряду с необходимыми документами эксплуатирующая организация, представляет:

• договор страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

• копию платежного поручения об оплате по договору страхования.

Кроме того, в лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта органами Федерального горного и промышленного надзора России делается запись об обязанности наличия у организации - страхователя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

Территориальные органы Федерального горного и промышленного надзора России и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий привлекают при необходимости к расследованию аварий с опасными производственными объектами страховщиков с целью уточнения обстоятельств аварий и размеров вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.

Страхование промышленных рисков позволяет не только создать запас финансовых средств на случай чрезвычайной ситуации, но и использовать часть этих средств на предупреждение аварий и катастроф в промышленности. Страховая организация формирует в размере 5% от собранных страховых платежей резерв, предусмотренный в структуре страховых тарифов по данному виду страхования для предупредительных мероприятий.

Средства резерва предупредительных мероприятий должны направляться на участие в финансировании:

• разработки информационного обеспечения системы страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, создания банков данных опасных производственных объектов, банков данных аварий и инцидентов;

• проведения научно-исследовательских работ в области обеспечения промышленной безопасности, предупреждения аварий, уменьшения причиняемого вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде, предусмотрев в их числе анализ страховых случаев и факторов риска;

• осуществление мероприятий, направленных на снижение риска аварий и повышение уровня промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости застрахованных опасных производственных объектов.

Условия договора страхования между Страхователем и Страховщиком жестко определены Правилами страхования гражданской ответственности и не могут быть изменены по объемам страховой защиты.

Объектом страхования (защиты) являются имущественные интересы Страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, произошедшей на эксплуатируемом Страхователем опасном производственном объекте. В свою очередь производственный объект, в отношении которого заключается договор страхования, должен отвечать требованиям промышленной безопасности, которые подтверждаются представлением Страхователем документов в соответствии с ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 года. Это значит, что задолго до получения лицензии, эксплуатирующей организации необходимо привести объект к уровню безопасности, соответствующему действующим нормативным документам.

Наличие договоров страхования ответственности эксплуатирующих опасные производственные объекты организаций контролируется территориальными органами исполнительной власти, органами государственного надзора и контроля. Таким образом, страхование в сфере промышленной безопасности представляет собой реальный шаг на пути снижения риска ЧС в современных условиях.

19