Организация и проведение государственного надзора и контроля
Государственный надзор и контроль в области предупреждения ЧС, защиты населения и национального достояния проводится в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС. Цель - проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Эту деятельность осуществляют органы МЧС России (Главная инспекция, региональные центры по делам ГО и ЧС), управления ГОЧС субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами государственного надзора всех уровней в рамках предоставленных им существующим законодательством полномочий.
Специфика предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера заключается прежде всего в обеспечении безаварийного функционирования объектов экономики, готовности предприятий и их специализированных аварийно-спасательных формирований к ликвидации последствий аварий и катастроф. Государственный надзор в этой области осуществлялся в основном Госгортехнадзором, Госатомнадзором, МВД, Минтрансом, Минприроды, Минтруда.
Следует отметить, что их деятельность избирательна и направлена на отдельные объекты, инженерные сети и транспортные коммуникации. В меньшей степени уделяется внимание формированию общих оценок состояния аварийности, прогнозам вероятности возникновения ЧС, рекомендациям по необходимым защитным мерам для населения и территорий.
Важным этапом в решении указанных проблем является внедрение систем декларирования безопасности промышленных объектов, а также лицензирования видов деятельности, связанной с повышенной опасностью промышленных производств (объектов), работ и перевозок.
Порядок организации и осуществление государственного надзора и контроля регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Задачами Государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС являются:
• обеспечение действующего законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС;
• соблюдение федеральных и местных требований (установленных норм, стандартов и правил) в области защиты населения и территорий от ЧС;
• обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС;
• обеспечение выполнения программ и мероприятий по предупреждению всеми органами государственной власти на соответствующей территории, предприятиями промышленности и транспорта, независимо от их подчиненности и форм собственности, на которых они основаны, их должностными лицами и работниками, а также гражданами.
Разграничение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти при осуществлении государственного надзора в области защиты населения территорий от техногенных ЧС следующее:
постоянно действующие территориальные органы управления РСЧС (Министерства, Госкомитеты, Комитеты, Управления ГОЧС субъектов Российской Федерации):
• организуют и проводят практическую работу на территории по государственному надзору в области защиты населения и территорий;
• привлекают и координируют территориальные структуры федеральных надзорных органов исполнительной власти на территориях в работе по государственному надзору в области защиты населения и территорий от ЧС;
• организуют и проводят работу по лицензированию деятельности промышленных и транспортных предприятий на данной территории.