logo search
БЖД ответы

50. Основные принципы, способы и виды защиты населения при чс.

Защита населения в ЧС техногенного и природного характера является главной задачей МЧС. Защита населения организуется в целях максимального ослабления результатов стихийных бедствий, промышленных аварий, катастроф и обеспечения благоприятных условий для деятельности населения и объектов народного хозяйства.

Законодательство Украины в сфере защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера базируется на Конституции Украины и состоит из законов: "О защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера" от 8 июля 2000г., закона Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения", закона Украины "О гражданской обороне Украины" и других нормативных актов.

Основные принципы защиты населения в ЧС:

К основным способам защиты населения относятся:

Существуют следующие виды защиты населения при ЧС ТПХ:

Основные мероприятия по защите населения при ЧС:

Мероприятия по жизнеобеспечению населения в очаге ЧС:

51. РАССРЕДОТОЧЕНИЕ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ И ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация населения – один из надежнейших способов его защиты, так как во много раз снижает плотность населения городов, значительно уменьшает потери. Своевременно эвакуированное население может вообще не пострадать.

Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу из крупных городов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих объектов народного хозяйства, продолжающих работу в военное время в этих городах. К категории рассредоточиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающих жизнедеятельность города (например, работники коммунального хозяйства). Рассредоточенные в загородной зоне рабочие и служащие посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых. Как правило, районы рассредоточения должны находиться на таком удалении от города, чтобы суммарное время, которое следует затратить рабочим и служащим в пути для поездки на объект и обратно, не превышало 4 ч. Районы рассредоточения должны располагаться вблизи железнодорожной станции, а также автомобильно-дорожных магистралей. Районы для размещения рассредоточиваемого населения назначаются ближе к городу, чем районы загородной зоны, предназначенные для размещения эвакуируемого населения.

Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу из крупных городов рабочих и служащих объектов народного хозяйства, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее на военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах катастрофического затопления. Эвакуируемое население постоянно проживает в загородной зоне (сельской местности) до особого распоряжения.

Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, т. е. организуется и проводится по линии объектов народного хозяйства. Эвакуация населения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу – по месту жительства, через ЖЭУ. Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но возможен вывоз их со школами и детскими садами. Рассредоточение и эвакуация начинается по распоряжению начальника ГО.

Получив информацию о начале рассредоточения и эвакуации, граждане должны немедленно подготовить все самое необходимое:

· одежду, в том числе и теплую, обувь, белье, постельные принадлежности, продукты питания на 2–3 дня, медикаменты, индивидуальные средства защиты, уложив все это в рюкзак или чемодан; общая масса должна быть не более 50 кг;

· документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, трудовую книжку, свидетельство о рождении детей, свидетельство о браке и др.), деньги;

· детям дошкольного возраста вложить в карман записку или пришить к воротнику белый лоскут с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и конечного пункта эвакуации.

Для непосредственного проведения эвакуации развертываются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания, близко расположенные к подъездным путям и площадкам для посадки людей на транспорт. В задачи СЭП входит:

· оповещение населения о начале эвакуации;

· сбор, регистрация и учет эвакуируемых;

· контроль за подготовкой транспортных средств;

· организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункт назначения;

· укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога!».

СЭП организуют обычно вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, – вблизи маршрутов вывода в назначенные районы.

В качестве транспорта чаще всего используется железнодорожный транспорт. Автотранспортом вывозят население на небольшие расстояния. В военное время для эвакуации не используется авиационный транспорт и крайне редко – водный транспорт.

Транспортом обязательно вывозится население, которое не может передвигаться пешим порядком (престарелые, инвалиды, больные, беременные женщины, женщины с детьми до 10-летнего возраста, медицинский персонал вместе с нетрудоспособными членами их семей).

Прибывших на эвакопункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорожного эшелона или автомашины (судам) и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддерживают установленный порядок.

На каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну – старший автоколонны, на каждый вагон – старший вагона. Начальники железнодорожных эшелонной и старшие автоколонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график движения транспорта и прибыть на соответствующую станцию (пункт) в загородной зоне в назначенное время.

Вывод пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10–12 ч движения. Численность колонн может колебаться от 500 до 1 000 человек. Для удобства управления колону следует разбивать на группы по 50–100 человек, а во главу групп назначать старших. Старшие групп обязаны проверять численность наличного состава, не допускать в группы посторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдерживать в пределах 4–5 км/ч, а дистанцию между колонами – до 500 м.

При совершении марша через каждые 1–1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10–15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1–2 ч, как правило, за пределами зон возможных разрушений. На привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн, оказывают помощь отстающим. На большом привале помимо этого организуют прием горячей пищи.

Для организации приема и размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого городского населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты (ПЭП). ПЭП оборудуются в школах, детских садах, клубах и других общественных зданиях. На ПЭПы возлагаются следующие обязанности:

· встреча прибывающего населения;

· распределение его по населенным пунктам;

· оказание первой медицинской помощи;

· организованное расселение людей.

В местах расселения освобождают помещения, уточняют все вопросы размещения людей по домам местных жителей, в пансионатах, детских лагерях, турбазах и т. д. Снабжение населения продуктами питания и первой необходимости возлагается на службу торговли и питания района. Считается, что первые двое суток люди должны питаться продуктами, привезенными с собой. Медицинское обеспечение возлагается на местные лечебные учреждения: больницы, поликлиники, аптеки.

Эвакуированное население привлекают для работы в колхозах, совхозах, на предприятиях, вывезенных из города и продолжающих работу в загородной зоне.