logo
БЖД ответы

46. Авиационные катастрофы – чс нового типа.

Аварии и катастрофы летательных аппаратов могут возникать, начиная с момента запуска двигателей, при разбеге по взлетно-посадочной полосе на взлете, во время полета и при посадке, вплоть до выключения двигателей. Мировая статистика свидетельствует о том, что почти половина аварий и катастроф происходит на летном поле и половина в воздухе на различных высотах полета нередко над малонаселенной (труднодоступной) территорией земли или над водной поверхностью.

Авиационная авария — это авиапроисшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее значительное разрушение самолета, когда проведение восстановительных работ представляется невозможным или нецелесообразным.

Под авиационной катастрофой понимается авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Ежегодно в мире происходит ~ 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж, это около 3000 человек.

Причины:

Падение потерпевшего аварию летательного аппарата может быть причиной жертв как на его борту, так и на земле (при падении на жилые постройки), может привести к разрушению производственных зданий и нарушению производственных процессов. Особенно опасно падение самолетов на АЭС и объекты химической промышленности, так как при этом возможен выход во внешнюю среду РВ или СДЯВ.

Спасательные и аварийные работы при авиационных происшествиях можно разделить на два вида: проводимые членами экипажа воздушного корабля и проводимые наземными службами.

Одно из важных особенностей действий экипажа при возникновении авиа-происшествий является крайне ограниченное время на оценку обстановки, принятия решения и на сами действия. В этих условиях экипаж подает сигналы бедствия и докладывает по радиосвязи в аэропорт о случившемся, необходимой помощи, местонахождении и принятом решении. При вынужденной посадке принимаются меры повышения безопасности пассажиров. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются все проходы к ним. После посадки организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние, на случай возможного пожара или взрыва самолета развертывается площадка для оказания первой медицинской помощи. Используются медицинские средства, находящиеся в аптечке самолета.

Выживание пассажиров и членов экипажа при авиационном происшествии, возникшем над труднодоступной территорией или над водной акваторией, во многом зависит от подготовленности экипажа, быстроты поиска и правильной организации спасения терпящих бедствие. В безлюдной местности внешняя среда часто становится источником опасности для жизни (отсутствие воды, пищи, холод, жара и др.).

При вынужденной посадке экипаж должен сообщить об этом пассажирам и порекомендовать принять правильную позу в кресле, потребовать застегнуть привязные ремни, удалить из полости рта съемные челюстные протезы, развязать галстук, снять обувь на высоком каблуке.

Сразу после вынужденной посадки экипажу следует быстро (за 1,5-3 мин.) эвакуировать пассажиров, вынести пострадавших, используя все выходные двери и аварийные люки. При возможности необходимо вынести продукты питания, воду, медикаменты и аварийную радиостанцию. В связи с возможностью взрыва и пожара пассажиры должны быть удалены от потерпевшего воздушного судна на безопасное расстояние.

Некоторые аварийные ситуации в полёте и правилах поведения пассажиров.

Декомпрессия. Начинается с оглушительного рёва, которым сопровождается истечение воздушного потока из кабины. Воздух кабины мгновенно наполняется пылью, кабина может погрузиться на несколько минут в туман, так как уменьшение давления приводит к конденсации водяных паров, находившихся в воздухе. Даже после того как декомпрессия наступила, сильный шум может продолжаться из-за сильных воздушных потоков, несущихся мимо пробоины в фюзеляже.

Отсеки, в которых находятся кислородные маски, должны автоматически открываться, если «высота» в кабине достигнет 4000 или 5000м. Воздух быстро выходит из лёгких - процесс, остановить который нельзя. Кроме этого, становится заметным повышение давления, появляется боль в ушах, в полостях или области кишечника, обусловленная расширением газов в теле. В кабине может возникнуть сумятица. На многих самолётах кислородные маски вываливаются из отсека в потолке и зависают в таком положении, до которого может дотянуться сидящий пассажир, на многих - прикрепляются к спинке впереди стоящего кресла.

Маневр уклонения - самолёт по воле пилота, чтобы избежать столкновения в воздухе, может либо набрать высоту, либо спикировать, либо совершить резкий разворот с креном влево или вправо. Во время таких ситуаций, пассажиры и бортпроводники могут получить травмы. Поэтому рекомендуется на протяжении полёта без особой нужды не покидать своё место и оставаться пристёгнутым. Если ремень безопасности застёгнут с большой слабиной у талии, пассажир может при аварии сползти под ремень и повредить внутренние органы.

Наиболее подходящая фиксированная поза: после закрепления ремня безопасности пассажир наклоняется вперёд и кладёт руки в скрещённом положении на кресло, расположенное впереди него; голова прижимается к рукам; ноги продвигаются вперёд, насколько это можно, но нельзя пытаться просунуть их под кресло, стоящее впереди, так как если кресло сломается, оно может повредить ноги. Если кресла впереди нет, то нужно согнуться и плотно сцепить руки под коленями. Голову надо уложить на колени или, по крайней мере, поместить голову в самое низкое положение. Ноги - упереть в пол, выдвинув их вперёд как можно дальше.

Нет единого мнения о наилучшем способе удержания или фиксации ребёнка во время аварии самолёта. Если аварийной ситуации предшествует предупредительный период, на некоторых авиалиниях используется следующий приём: ребёнка заворачивают в шерстяное одеяло и укладывают на пол у переборки перед родителем. На некоторых авиалиниях предлагают иную позу: уложить поперёк тела на колени взрослого. Иной вариант: ребёнка усаживают на колени к родителю, но лицом назад. В такой позе ребёнок уже прижат к спинке кресла, расположенного впереди, причём голова и туловище ребёнка удерживаются сбоку от корпуса родителя, а не перед плечом родителя. Ещё одна поза: ребёнка рекомендуют держать поперёк груди в диагональном положении - в традиционном положении укачивания.

Вынужденная посадка на воду - время на подготовку весьма ограничено, если оно вообще будет. Для спасения на воде в самолёте есть ряд плавсредств. Некоторые кресельные подушки спроектированы с расчётом обеспечения плавучести пассажира с подушкой на воде. У плавающей кресельной подушки имеются лямки или петли, прикреплённые к ней для того, чтобы за них можно было ухватиться в воде. Они расположены на обратной стороне. Надо постараться как можно выше расположить голову и плечи. Спасательные жилеты, как правило, располагаются в кармане под креслом или в спинке впереди стоящего кресла.

При попадании в воду следует насколько возможно уменьшить скорость потери тепла. Береговая охрана США рекомендует следующий способ: охватить руками с боков грудную клетку и поднять бёдра повыше, чтобы уменьшить поток воды, омывающий область паха. По некоторым данным, этот способ может увеличить расчётный срок выживаемости почти на 50 %. Другой способ, который рекомендуется, получил название «куча». По этому способу несколько человек собираются в воде в кучу таким образом, чтобы их бока упирались в бока соседей. Это приведёт не только к уменьшению потока воды, омывающего каждого человека, сохраняя тем самым тепло, но, поскольку группа людей образует более заметную цель, увеличит шансы быстрее обнаружить людей.

Самолёты, совершающие рейсы над обширными водными пространствами, оснащаются и спасательными надувными лодками, трапами-плотами. Нахождение этих плавсредств тоже указывает стюардесса. Как правило, эти лодки надуваются при помощи баллона с углекислым газом и комплектуются радиомаяком для быстрого нахождения пострадавших.