49. Автотранспортные аварии и их характеристика.
В настоящее время в мире имеется около 500 млн. автомобилей, к которым ежегодно добавляется ещё примерно 22 млн. За год в мире их число жертв ДТП достигает 1 млн. 400 тыс. чел. Если принять за 100% все дорожные составляющие, то в 44% причиной ДТП явилась недостаточная видимость, когда трасса дороги не просматривалась водителем на расстояние, необходимое для безопасной остановки автомобиля.
техническая неисправность 10-15%;
дорожные условия - 35-45%;
вина водителя - 50-60%.
Наибольшее количество ДТП происходит на пересечениях и длинных прямых. Основной причиной аварии в первом случае можно считать недостаточный диапазон видимости, а во втором — недостаточную квалификацию водителя.
Социально-психологический фактор также имеет существенное значение для выяснения причин аварий и его изучение способствует лучшей организации безопасности движения. В Европе, в таких странах, как Англия, Франция, Швейцария, Италия, Германия и др. уделяется большое внимание проблемам «человека за рулём». Транспортная статистика начинает включать в число своих показателей «человеческие факторы», такие, как невнимательность. В Швейцарии в отдельные годы этот показатель указывается в качестве третьей по важности причины ДТП.
Причины, способствующие дорожно-транспортным происшествиям:
Несоответствие между естественной тенденцией поведения и искусственными условиями, установленными правилами уличного движения и различными постановлениями.
Неправильная оценка ситуации на дороге.
Формальное отношение к другим участникам движения без учёта возможного с их стороны неправильного поведения.
Неправильная оценка расстояния и скорости.
Неправильное поведение.
Ослабление внимания.
Водитель современного автомобиля на современных дорогах не попадёт в ДТП только в том случае, если он, кроме хорошего здоровья, обладает профессионально важными для автомобилиста качествами, такими, как: хорошая реакция, точный расчёт, твёрдая рука.
Роль « человеческого фактора» в автодорожных происшествиях.
Исследования США показали, что частота происшествий у водителей в возрасте 16-21г. в 2 раза выше, чем у водителей в возрасте 38-65 лет. Минимальное количество тяжёлых несчастных случаев наблюдалось у группы водителей в возрасте 50-59 лет, а максимальная частота тяжёлых дорожных происшествий - у группы водителей до 19 лет. Чаще всего на дорогах погибают мужчины 15-30 лет. Водители до 30 лет и со стажем менее 4 лет являлись участниками ДТП в 4 раза чаще, чем водители в возрасте 60-64 лет со стажем вождения более 14 лет. Тот же факт подтверждают и английские исследования.
Более важным фактором является профессиональный опыт. Имеются две категории людей, у одной из которых стаж трансформируется в набор условных и безусловных рефлексов, а у другой - в умение анализировать развитие дорожной ситуации.
Первая категория вырабатывает свой почерк или повторяет все манёвры впереди идущего автомобиля, не внося в необходимые моменты своего «Я» для разрядки напряжённых ситуаций. Такие люди являются скрытыми виновниками значительного утомления других водителей, долгое время находящихся с ними в одном автомобильном потоке.
Вторая категория превращает опыт управления в высокопрофессиональное мастерство предвидения или уклонения от опасных аварийных ситуаций.
Опыт целого ряда стран подтверждает необходимость тщательного подбора водителей для автотранспорта, поскольку это способствует безопасности движения.
Психологические требования к профессии водителя, сформулированные на основании обработки большого количества материала, собранного и изученного психологами Исследовательского института транспорта в Праге, следующие:
Крепкое физическое и психическое здоровье, сопротивляемость утомлению.
Хорошее развитие органов чувств - острое зрение. Тонкий слух и хорошие двигательные реакции.
Постоянная собранность, наблюдательность, находчивость, решительность.
Рассудительность, уравновешенность, внимательность.
Эмоциональная зрелость, социальная приспособленность.
Ловкость, умение выполнить сложные движения.
Хорошая зрительная память.
Быстрота умозаключений, понятливость, способность комбинировать и рассчитывать
Интерес к технике, особенно к автотранспорту, хорошие специальные знания, техническое мышление.
Положительное отношение к профессии, добросовестное отношение к работе.
Хорошее пространственное восприятие, правильное определение скорости и расстояния.
Правильный режим дня, отсутствие привычки к злоупотреблению спиртными напитками.
Инициативность, активность, энергичность.
Аккуратность, последовательность, ответственность, хозяйственность.
Предвидение транспортной обстановки, осторожность, осмотрительность.
Самообладание, дисциплинированность, уверенность в себе. Идеальным вариантом считается наличие всех вышеперечисленных качеств.
Кодекс хорошего профессионального водителя:
Постоянно содержать автотранспорт в хорошем техническом состоянии.
Никогда не садиться за руль после употребления алкоголя, снотворных средств, обезболивающих препаратов и тем более. Наркотических средств.
Всегда точно выполнять правила уличного движения.
Не садиться за руль в состоянии физического недомогания или сильной усталости.
Уделять необходимое внимание процессу управления автомобилем и транспортной обстановке.
Соизмерять скорость и качество движения с погодными условиями.
Следить за поведением других водителей и пешеходов.
Контролировать своё поведение, не управлять автомобилем в состоянии эмоционального возбуждения.
Чётко сигнализировать о предполагаемом манёвре (остановке, повороте, замедлении и пр.).
Соблюдать дистанцию между автомобилями и помнить, каков тормозной путь в той или иной обстановке, в тех или иных условиях.
При обгоне придерживаться правил.
Избегать превышения скорости (соблюдать скоростной режим).
Всегда следить за тем, чтобы не ослепить дальним светом водителя встречного автомобиля, всегда переключать свет на ближний.
На автомагистралях и скоростных дорогах не замедлять движения, т.к.в этом случае замедление может быть таким же опасным, как лишняя скорость.
Всегда тщательно следить за другими водителями, чтобы суметь предусмотреть их действия, манёвры или скорость.
Не допускать к управлению своим автотранспортом лиц, не имеющих на это права.
Основные факторы, вызывающие утомление водителей:
Продолжительность непрерывного вождения автотранспорта.
Нагрузка и психологическое состояние водителя перед началом управления автомобилем.
Вождение в ночное время.
Монотонность и однообразие движения.
Гигиенические условия и техническое состояние рабочего места водителя.
Меры, уменьшающих утомляемость: предел продолжительности рабочего дня для водителя - 10-11 часов; краткие, но частые перерывы более эффективны, чем продолжительные, но редкие. Когда шофёр едет один, он может петь, разговаривать сам с собой или слушать музыку. Иногда можно использовать сквозняк или умывание прохладной водой и т.п.
- 1. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения.
- 3. Среда обитания человека, переход от биосферы к техносфере.
- 5.Аксиомы бжд в техносфере.
- 4. Теоретические основы и практические функции бжд.
- 6. Роль и задачи руководящих работников в обеспечении безопасности жизнедеятельности.
- 7. Функции и строение нервной системы.
- 8. Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении безопасности в системе «организм – среда».
- 9. Гомеостаз, адаптация, естественные системы защиты организма.
- 10. Классификация основных форм деятельности человека.
- 11. Основные пути обеспечения комфортности жизнедеятельности (трудовой деятельности),
- 12. Физиологические основы труда и профилактика утомления.
- 13. Загрязнения атмосферы и их последствия.
- 14. Энергетические загрязнения техносферы.
- 15. Средства и методы защиты атмосферы. Гидросферы. Литосферы.
- 16. Загрязнения гидросферы, литосферы и их последствия.
- 17. Негативные факторы производственной среды.
- 18. Воздействие на организм человека вредных веществ.
- 19. Негативное воздействие вибрации и акустических колебаний.
- 20,21. Негативное действие электромагнитного поля, электрического тока, ионизирующего излучения.
- 23. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой.
- 24. Влияние климатических условий на состояние здоровья человека и работоспособность.
- 21. Терморегуляция организма человека. Классификация производственного микроклимата.
- 26. Защита работающих от действия шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных полей, ионизирующего излучения.
- 27. Классификация социальных опасностей, их причины. Характеристика отдельных видов социальных опасностей.
- 28. Краткая характеристика терроризма.
- 29. Безопасная жизнедеятельность человека – показатель цивилизованности общества.
- 30. Аварии на аэс и их характеристика.
- 31,32. Классификация систем безопасности. Воздействие аэс на окружающую среду.
- 33. Характеристика радиационной катастрофы на чернобыльской аэс.
- 34.Зоны радиоктивного заражения местности вокруг чаэс.
- 35,36. Классификация чрезвычайных ситуаций. Причины возникновения и характеристика стихийных бедствий.
- 38. Правила поведения и действия населения при некоторых стихийных бедствиях.
- Правила поведения и действия населения при землетрясениях.
- Правила поведения и действия населения при наводнениях.
- Правила поведения и действия людей при пожаре.
- Правила поведения и действия населения при селевых потоках и оползнях.
- Правила поведения и действия населения при снежных заносах.
- 40. Крымское землетрясение 1927 года и его характеристика.
- 42.Аварии на хоо.Зона заражения и очаг хим.Поражения при авариях наХоо.
- 43. Классификация химически опасных объектов и сильнодействующих ядовитых веществ.
- 44.Организация ликвидации последствий при авариях на химических предприятиях.
- 45.Сильнодействующие ядовитые вещества, применяемые на предприятиях крыма.
- 46. Авиационные катастрофы – чс нового типа.
- 47,48. Катастрофы на железных дорогах, на морском и речном транспорте.
- 49. Автотранспортные аварии и их характеристика.
- 50. Основные принципы, способы и виды защиты населения при чс.
- 52. Защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.
- Системы жизнеобеспечения защитных сооружений.
- 53. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.
- 54. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
- 55. Средства защиты кожи.
- 56. Медицинские средства защиты.
- 57. Дезактивация, дегазация, дезинфекция. Санитарная обработка.
- 58. Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ.
- 593.1.1. Законы и подзаконные акты