47,48. Катастрофы на железных дорогах, на морском и речном транспорте.
На железнодорожном транспорте основными причинами аварий, катастроф являются:
неисправности пути;
подвижного состава;
технических средств управления;
ошибки работников, отвечающих за безопасность движения;
нарушение правил вождения.
Среди железнодорожных катастроф и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары, взрывы в подвижном составе на перегоне или станции.
Иногда железнодорожные аварии и катастрофы вызываются воздействием природных явлений, таких, как ураганы, снежные и пыльные бури, обвалы, оползни, наводнения, ливневые дожди, землетрясения. К очень сложным последствиям могут привести разрушения и взрывы цистерн или других емкостей при перевозке таких опасных грузов, как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные вещества. Особую опасность представляют ситуации при перевозках РВ и СДЯВ. Такие аварии при выходе СДЯВ и РВ во внешнюю среду могут привести к острым отравлениям, облучениям пассажиров и заражению воздуха, почвы и объектов путевого хозяйства.
Сложная обстановка может сложиться в результате аварии в пределах железнодорожной станции (к железнодорожным узлам примыкает городская (поселковая) застройка с высокой плотностью населения). На территории станции сосредотачивается большое количество вагонов с различными грузами, значительные группы людей - в поездах, на платформах, в здании вокзала и т.д. Это создает угрозу при взрывах, заражении воздуха СДЯВ, РВ и другими агрессивными химикатами.
В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий транспортных катастроф по степени медицинских последствий:
1 - до 5 человек;
2- 5-15 человек;
3 -15-30 человек;
4-30-50 человек;
5 - более 50 человек.
Железнодорожные катастрофы часто происходят ночью, порой в труднодоступных местах, на перегонах, вдали от населенных пунктов.
Порядок ликвидации последствий аварий, катастроф на железнодорожном транспорте зависит от наличия и состояния пострадавших, от вида и объема повреждений подвижного состава и полотна, характера груза, рельефа местности, метеоусловий, времени года, суток, наличия и возможности доставки необходимых сил, средств и материалов.
Катастрофы на морском и речном транспорте
Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс.человек. Любая катастрофа на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и пострадавших, относительной скудностью спасательных средств и сил ЭМП, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей.
Катастрофы могут произойти в порту (пристани) или в условиях передвижения судов по реке, акватории моря (озера). Возможны взрывы, пожары, утечка химических веществ, столкновение одного судна с другим или с другими препятствиями (со сваями мостов), посадка судна на мель или быстрое затопление. Сложная обстановка может возникнуть при скоротечности аварийной ситуации, особенно в открытом море.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием сил стихии (ураганов, штормов, туманов, льдов), а также по вине людей. Причинами аварий и катастроф на водном транспорте являются серьезные недостатки, допущенные при проектировании и строительстве судов или в ходе их эксплуатации.
42 % случаев гибели судов вызваны навигационными причинами (посадки на мель, столкновения с затонувшими судами, повреждения корпуса о рифы и скалы);
22% из-за пожаров и взрывов;
17,5 % по гидрометеорологическим причинам (штормы, ураганы, тайфуны);
8% в результате столкновений;
8% из-за не установленных причин;
2,5% судов пропадает без вести.
Возможные виды поражений: механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления.
План действия на терпящем бедствие судне включает: объявление тревоги для экипажа и пассажиров, оценку обстановки и принятие мер по защите людей, находящихся на судне, подготовку спасательных средств, средств для пожаротушения и механизмов защиты судна от поступления вовнутрь воды.
К работам по ликвидации последствий аварии, катастрофы и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, а при необходимости и другие лица, находящиеся на судне. Общее руководство спасательными работами осуществляют капитан судна, начальник гражданской обороны судна. Основными задачами являются спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть судна, ликвидация пожара в случае его возникновения.
Пассажирам, покидающим тонущее судно, необходимо отплыть от борта на расстояние не менее 50 метров, чтобы при погружении корабля под воду они не попали в воронку. При нахождении в воде нужно меньше совершать активных движений, сомкнуть ноги, прижать локти к груди и поддерживать воротник спасательного жилета. Голову держать над водой.
Пребывание человека в воде с температурой тела +33° приводит к общему переохлаждению организма. При нахождении человека в воде с температурой до + 10° , через несколько минут может развиться холодовой шок с потерей сознания, судороги, остановка дыхательной и сердечной деятельности.
- 1. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения.
- 3. Среда обитания человека, переход от биосферы к техносфере.
- 5.Аксиомы бжд в техносфере.
- 4. Теоретические основы и практические функции бжд.
- 6. Роль и задачи руководящих работников в обеспечении безопасности жизнедеятельности.
- 7. Функции и строение нервной системы.
- 8. Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении безопасности в системе «организм – среда».
- 9. Гомеостаз, адаптация, естественные системы защиты организма.
- 10. Классификация основных форм деятельности человека.
- 11. Основные пути обеспечения комфортности жизнедеятельности (трудовой деятельности),
- 12. Физиологические основы труда и профилактика утомления.
- 13. Загрязнения атмосферы и их последствия.
- 14. Энергетические загрязнения техносферы.
- 15. Средства и методы защиты атмосферы. Гидросферы. Литосферы.
- 16. Загрязнения гидросферы, литосферы и их последствия.
- 17. Негативные факторы производственной среды.
- 18. Воздействие на организм человека вредных веществ.
- 19. Негативное воздействие вибрации и акустических колебаний.
- 20,21. Негативное действие электромагнитного поля, электрического тока, ионизирующего излучения.
- 23. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой.
- 24. Влияние климатических условий на состояние здоровья человека и работоспособность.
- 21. Терморегуляция организма человека. Классификация производственного микроклимата.
- 26. Защита работающих от действия шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных полей, ионизирующего излучения.
- 27. Классификация социальных опасностей, их причины. Характеристика отдельных видов социальных опасностей.
- 28. Краткая характеристика терроризма.
- 29. Безопасная жизнедеятельность человека – показатель цивилизованности общества.
- 30. Аварии на аэс и их характеристика.
- 31,32. Классификация систем безопасности. Воздействие аэс на окружающую среду.
- 33. Характеристика радиационной катастрофы на чернобыльской аэс.
- 34.Зоны радиоктивного заражения местности вокруг чаэс.
- 35,36. Классификация чрезвычайных ситуаций. Причины возникновения и характеристика стихийных бедствий.
- 38. Правила поведения и действия населения при некоторых стихийных бедствиях.
- Правила поведения и действия населения при землетрясениях.
- Правила поведения и действия населения при наводнениях.
- Правила поведения и действия людей при пожаре.
- Правила поведения и действия населения при селевых потоках и оползнях.
- Правила поведения и действия населения при снежных заносах.
- 40. Крымское землетрясение 1927 года и его характеристика.
- 42.Аварии на хоо.Зона заражения и очаг хим.Поражения при авариях наХоо.
- 43. Классификация химически опасных объектов и сильнодействующих ядовитых веществ.
- 44.Организация ликвидации последствий при авариях на химических предприятиях.
- 45.Сильнодействующие ядовитые вещества, применяемые на предприятиях крыма.
- 46. Авиационные катастрофы – чс нового типа.
- 47,48. Катастрофы на железных дорогах, на морском и речном транспорте.
- 49. Автотранспортные аварии и их характеристика.
- 50. Основные принципы, способы и виды защиты населения при чс.
- 52. Защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.
- Системы жизнеобеспечения защитных сооружений.
- 53. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.
- 54. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
- 55. Средства защиты кожи.
- 56. Медицинские средства защиты.
- 57. Дезактивация, дегазация, дезинфекция. Санитарная обработка.
- 58. Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ.
- 593.1.1. Законы и подзаконные акты