3 Управление чс (рсчс и го)
В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В переходный период и военное время функции защиты населения и территории страны берет на себя Гражданская оборона Российской Федерации (ГО). До 1986 г. вопросы защиты населения и территорий были возложены на ГО, причем только на военное время. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и землетрясения в Армении в 1988 г. возникла необходимость в создании государственного механизма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС в мирное время. Такой механизм был создан в 1990 г. в виде Российского корпуса спасателей. Но реально задачи защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера стала решать лишь Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сокращенно РСЧС), созданная в 1992 г. и реформированная в 1995 г.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономике.
Система базируется на ряде предпосылок, основными из которых являются:
-признание факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций;
-соблюдения принципа превентивной безопасности, предусматривающего максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе;
-комплексный подход при формировании системы, учет всех видов чрезвычайных ситуаций на всех стадиях их развития, а также всех возможных мер по противодействию им;
-построение системы на строго правовой основе с четким разграничением прав и обязанностей состава участников.
Общее руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирного времени осуществляет премьер-министр и заместитель начальника гражданской обороны - министр МЧС РФ, на региональном уровне - региональные центры МЧС РФ, на территориальном уровне - подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта - специальный орган или отдельное лицо.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
-федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
-региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;
-территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;
-местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
-объектовый, охватывающий территорию объекта.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Координирующими органами РСЧС являются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) всех уровней.
На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти.
На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.
На территориальном уровне, охватывающем территории субъекта Российской Федерации-комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На местном уровне, охватывающем территорию района (города) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.
На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Органами управления РСЧС являются:
-на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);
-на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
-на территориальном и местном уровне - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГО ЧС), создаваемые при или в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления:
-на объектовом уровне - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
-учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;
-формирований службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
-военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета;
-территориальных аварийно-спасательных формирований Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России; подразделений государственной противопожарной службы МВД России; соединений и частей войск гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;
-соединений и воинских частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий; военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго России; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; аварийно-технических центров, специализированных отрядов атомных электростанций Минатом России;
-территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований; отрядов и специалистов-добровольцев общественных объединений.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС). Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам:
-режим повседневной деятельности - при нормальной повседневной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
-режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
-режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимается тем органом государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органами управления, уполномоченными на принятие такого решения, являются соответственно Федеральное Правительство, администрации республик, краев, областей, автономий, районов и городов Российской Федерации.
Основные задачи, выполняемые РСЧС
В режиме повседневной деятельности:
-осуществление наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
-планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления ГО ЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
-создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций;
-осуществление целевых видов страхования.
В режиме повышенной готовности:
- комиссии по чрезвычайным ситуациям принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формируют, при необходимости, оперативные группы для выявления причины ухудшения обстановки в районах возможного бедствия, вырабатывают предложения по ее нормализации;
-усиливают дежурно-диспетчерскую службу; усиливают наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территорий;
-принимают меры по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
-приводят в состояние полной готовности силы и средства, уточняют планы их действий и порядок их выдвижения в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций.
В режиме чрезвычайной ситуации:
-организуется защита населения;
-оперативные группы выдвигаются в районы чрезвычайных ситуаций;
-организуется ликвидация чрезвычайных ситуаций;
-определяются границы зоны чрезвычайных ситуаций; организуются работы по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
-осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами ликвидировать ее невозможно, то вышеуказанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. В таких случаях вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям осуществляет координацию и руководство ликвидацией данной ЧС.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе Вооруженные Силы и воинские формирования.
В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайных ситуаций создается правительственная комиссия.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться общественные объединения.
При угрозе или с началом войны РСЧС передает свои полномочия Гражданской обороне страны.
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности
- 1 Производственная среда и формы труда
- 1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии
- 2. Механизированные формы труда
- 3. Формы, связанные с частично автоматизированным производством
- 4. Групповые формы труда (конвейер)
- 5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами
- 6. Формы интеллектуального (умственного) труда
- 2 Утомление и переутомление
- 3 Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам
- 4 Освещение помещений и рабочих мест
- 5 Эргономика и техническая эстетика
- 6 Производственный микроклимат
- Тема 2. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания
- 1 Производственная вибрация
- 2 Производственный шум
- 3 Производственная пыль
- 4 Вредные вещества
- 5 Электромагнитные поля и неионизирующие излучения
- 6 Лазерное излучение
- Ультрафиолетовое излучение
- 7 Ионизирующие излучения
- Тема 3. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
- 1 Понятие чрезвычайной ситуации
- 2 Общая классификация чрезвычайных ситуаций
- 3 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия
- 4 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия
- 5 Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
- 6 Оценка опасностей военного характера
- Тема 4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
- 1 Общие принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций
- 2 Укрытие населения в защитных сооружениях
- 3 Рассредоточение и эвакуация населения
- 4 Использование средств индивидуальной защиты
- Тема 5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- 1 Основы организации ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 2 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (асднр)
- 3 Управление чс (рсчс и го)
- 4 Гражданская оборона Российской Федерации
- Тема 6 Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
- 1 Законы и подзаконные акты
- 2 Нормативно-техническая документация (нтд)
- 3 Организационные основы управления
- 4 Мониторинг окружающей среды
- Тема 7 Управление охраной труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда
- 1 Система государственного управления охраной труда
- 2 Система охраны труда на предприятиях
- 3 Аттестация рабочих мест по условиям труда
- 4 Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
- 5 Медицинские осмотры отдельных категорий работников, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов
- Тема 8 Требования охраны труда. Организация охраны труда.
- 2 Производственный травматизм, учет и расследование несчастных случаев на производстве
- 3 Обучение и аттестация работников по безопасному ведению работ и охране труда
- 4 Ответственность работодателей и работников на нарушение требований охраны труда
- Тема 9 Поведение человека в условиях вынужденной автономии
- 1 Автономное существование
- 2 Поведение человека в вынужденной автономии
- Библиографический Список