4 Мониторинг окружающей среды
На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды). Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений.
Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.
Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.
Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.
Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.
Санитарно-токсический мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Росгидрометом России.
Министерство здравоохранения и социального развития изучает динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Госкомэкологии и санитарно-эпидемиологической службы Минздравсоцразвития РФ.
Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют территориальные органы Росгидромета, которые включают инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок.
Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы». ГОСТ 17.2.3.01 - 86 формулирует правила контроля качества воздуха населенных пунктов.
Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутный, передвижной (подфакельный). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутный - для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб дымовым (газовым) факелом.
Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развитости промышленности и ее расположения по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон в населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный пост устанавливают на площади 5-10 кв. км., в равнинной местности - один стационарный пост на 10- 20 кв.км.
Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния загрязнения. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.
На стационарных постах устанавливают три программы наблюдений: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной программе выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в определенные часы по местному декретному времени. Допускается (при невозможности выполнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 часов во вторник, четверг, субботу в 15, 16, 21 часов в понедельник, среду, пятницу.
По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.
Перечень специфических веществ для контроля на каждом стационарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической службы Минздравсоцразвития РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.
Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 часов местного времени. Наблюдения за основными и специфическими загрязняющими веществами проводят в этом случае по программе, согласованной с органами гидрометеорологической службы и Минздравсоцразвития РФ.
По сокращенной программе наблюдения за основными загрязняющими веществами и за одним - двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 часов местного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже - 45° С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязняющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1,5- 2,5 м от поверхности земли.
ГОСТ 17.1.3.07 - 82 и Санитарные правила и нормы (СанПиН) охраны поверхностных вод от загрязнения № 4630 - 88 устанавливают правила контроля воды водоемов и водотоков. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии 1 км от ближайшего по течению пункта водопользования хозяйственно-питьевого назначения, мест купания, отдыха, территории населенных пунктов; на непроточных водоемах - в 1 км от пункта водопользования (вдоль береговой линии).
ГОСТ 17.1.3.08 - 82 устанавливает правила контроля качества морских вод.
Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.
В селитебных (зеленых) зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.
Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной ПДВ (предельно допустимый выброс). Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02 - 78. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовочных и стержневых смесей; цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий, от газоходов и воздуховодов, отводящих загрязненный газ; от испытательных станций.
При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газовоздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса вещества менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.
Обследование производят в период работы оборудования на рабочем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ по установленным методикам.
Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены ГОСТ 17.2.2.03 -87, нормы и методы измерения выбросов тракторных и комбайновых двигателей ГОСТ 17.2.2.05 – 86. Методы измерения вредных веществ в отработавших газовых дизельных выхлопах установлены ГОСТ 37.001.234 - 81, а дымности отработанных газов - ГОСТ 21393 - 75. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами в соответствии с методикой ОНД – 90, контроль осуществляется газоанализационными подразделениями ГИБДД при прохождении ежегодного технического осмотра транспортных средств.
Необходимо отметить, что и законодательство по защите окружающей среды, и, особенно, государственные стандарты и санитарные правила и нормы, претерпевают в последние годы большие изменения, в основном, в сторону ужесточения контроля и повышения требований у уровню и составу вредных выбросов. Эти изменения являются одним из проявлений ужесточения всемирных требований к состоянию экологии.
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности
- 1 Производственная среда и формы труда
- 1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии
- 2. Механизированные формы труда
- 3. Формы, связанные с частично автоматизированным производством
- 4. Групповые формы труда (конвейер)
- 5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами
- 6. Формы интеллектуального (умственного) труда
- 2 Утомление и переутомление
- 3 Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам
- 4 Освещение помещений и рабочих мест
- 5 Эргономика и техническая эстетика
- 6 Производственный микроклимат
- Тема 2. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания
- 1 Производственная вибрация
- 2 Производственный шум
- 3 Производственная пыль
- 4 Вредные вещества
- 5 Электромагнитные поля и неионизирующие излучения
- 6 Лазерное излучение
- Ультрафиолетовое излучение
- 7 Ионизирующие излучения
- Тема 3. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
- 1 Понятие чрезвычайной ситуации
- 2 Общая классификация чрезвычайных ситуаций
- 3 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия
- 4 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия
- 5 Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
- 6 Оценка опасностей военного характера
- Тема 4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
- 1 Общие принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций
- 2 Укрытие населения в защитных сооружениях
- 3 Рассредоточение и эвакуация населения
- 4 Использование средств индивидуальной защиты
- Тема 5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- 1 Основы организации ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 2 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (асднр)
- 3 Управление чс (рсчс и го)
- 4 Гражданская оборона Российской Федерации
- Тема 6 Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
- 1 Законы и подзаконные акты
- 2 Нормативно-техническая документация (нтд)
- 3 Организационные основы управления
- 4 Мониторинг окружающей среды
- Тема 7 Управление охраной труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда
- 1 Система государственного управления охраной труда
- 2 Система охраны труда на предприятиях
- 3 Аттестация рабочих мест по условиям труда
- 4 Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
- 5 Медицинские осмотры отдельных категорий работников, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов
- Тема 8 Требования охраны труда. Организация охраны труда.
- 2 Производственный травматизм, учет и расследование несчастных случаев на производстве
- 3 Обучение и аттестация работников по безопасному ведению работ и охране труда
- 4 Ответственность работодателей и работников на нарушение требований охраны труда
- Тема 9 Поведение человека в условиях вынужденной автономии
- 1 Автономное существование
- 2 Поведение человека в вынужденной автономии
- Библиографический Список