3 Обучение и аттестация работников по безопасному ведению работ и охране труда
К эффективным мероприятиям относятся квалифицированное проведение инструктажей работников по охране труда. Различают следующие виды инструктажей: вводный, на рабочем месте, периодический (повторный), внеплановый и текущий.
Вводный инструктаж: должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по охране труда, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.
Инструктаж на рабочем месте (первичный) должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику. Этот инструктаж знакомит с правилами охраны труда непосредственно на рабочем месте, с требованиями инструкций по охране труда, а также с индивидуальными защитными средствами.
Периодический (повторный) инструктаж: проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны походить работники торговли и общественного питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца).
Внеплановый инструктаж: проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.
Текущий инструктаж: проводится после выявления нарушений правил и инструкций по охране труда или при выполнении работ по допуску-наряду.
Инструктаж на рабочих местах на производственных предприятиях проводят мастера участков; на предприятиях общественного питания в цехах - заведующие производством; в торговом зале, складских и подсобных помещениях - заведующие предприятием; в магазинах - заведующие отделом (в небольших магазинах, где нет отделов - заведующие магазинами).
На каждом предприятии должна быть книга для записи инструктажей по охране труда.
В каждом предприятии (организации) должны быть инструкции по охране труда на каждый вид работ, которые утверждаются руководителем и согласовываются с профсоюзной организацией. Каждые 4 года инструкции по охране труда должны пересматриваться, и, если в условиях выполняемых работ произошли изменения, заменяться новыми инструкциями. Если изменений в характере выполняемых работ не произошло, инструкции по охране труда могут быть пролонгированы (с согласия профсоюзной организации или трудового коллектива) на срок до 4 лет.
Инструкции по охране труда размещаются на рабочих местах, второй экземпляр хранится у специалиста по охране труда. Инструкции по охране труда учитываются в журнале выдачи инструкций по охране труда.
Специальное курсовое обучение по охране труда организуется для лиц, которые по условиям работы подвергаются повышенной опасности (кочегары, машинисты, электромонтеры и др.). Курсовое обучение обязательно также и для бригадиров, организующих выполнение такелажных, монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, мастеров, прорабов и т.д. Знания слушателей курсов проверяет комиссия и записывает в протокол, на основании которого выдержавшим экзамены выдают удостоверение. Переаттестация проводится в установленные для каждой специальности сроки, но не реже, чем один раз в 4 года.
Для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях оборудуются кабинеты или уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности, индивидуальные средства защиты, приборы для измерения шума, света, вибрации и т. д. Систематическое проведение лекций, бесед, инструктажей с использованием таких наглядных пособий, как кинофильмы и телевизионные передачи, является действенным способом пропаганды охрану труда на производстве.
Профессиональный отбор - одна из задач управления охраной труда на производстве. Требования к операторам технических систем определены стандартами подсистемы ССБТ в разделе «Требования к персоналу». В этом разделе для работ повышенной опасности оговаривается минимальный возраст, необходимый для допуска к работе (с 2000 г. этот возраст составляет 21 год); ограничения по полу (запрещение проведения женщинами сварки внутри емкостей, плазменного напыления и т. д.), уровень профессиональной подготовленности по безопасности труда. Например, необходимость специального обучения с проверкой знаний (компрессорщики), получение определенной группы по технике безопасности (электрики, сварщики и т. п.), прохождение аттестации перед допуском к работе (например, крановщики). Специфика отдельных технологических процессов предъявляет к лицам, их выполняющим, дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям выявляется в рамках профессионального отбора, а также медицинских освидетельствований.
Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям (шоферы, лица, работающие на высоте, операторы и др.) предусматривает установление их физической и психофизиологической пригодности к безопасному выполнению работ. Особое внимание при этом уделяется учету физических возможностей, антропометрических данных (рост, длина рук и т. п.) и психофизиологических данных (темперамент, способность к концентрации внимания, к восприятию большого объема информации, реакция на внешнее воздействие, психологическая устойчивость и т. п.).
Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объема памяти, способности к концентрации внимания как одномоментной, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способности к переключению внимания. Кроме того, применительно к ним проводят оценку избирательности внимания, выявления склонности к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления с содержанием которых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти.
Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции испытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет измерять степень утомляемости (в частности зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны тесты на исследование глазомера.
Применительно к травмоопасным производствам в качестве элемента профотбора рекомендуется выявление с помощью специальных тестов психического склада человека. Имеются данные, что уровень травматизма среди холериков и меланхоликов выше, чем среди сангвиников.
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности
- 1 Производственная среда и формы труда
- 1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии
- 2. Механизированные формы труда
- 3. Формы, связанные с частично автоматизированным производством
- 4. Групповые формы труда (конвейер)
- 5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами
- 6. Формы интеллектуального (умственного) труда
- 2 Утомление и переутомление
- 3 Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам
- 4 Освещение помещений и рабочих мест
- 5 Эргономика и техническая эстетика
- 6 Производственный микроклимат
- Тема 2. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания
- 1 Производственная вибрация
- 2 Производственный шум
- 3 Производственная пыль
- 4 Вредные вещества
- 5 Электромагнитные поля и неионизирующие излучения
- 6 Лазерное излучение
- Ультрафиолетовое излучение
- 7 Ионизирующие излучения
- Тема 3. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
- 1 Понятие чрезвычайной ситуации
- 2 Общая классификация чрезвычайных ситуаций
- 3 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия
- 4 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия
- 5 Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
- 6 Оценка опасностей военного характера
- Тема 4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
- 1 Общие принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций
- 2 Укрытие населения в защитных сооружениях
- 3 Рассредоточение и эвакуация населения
- 4 Использование средств индивидуальной защиты
- Тема 5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- 1 Основы организации ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 2 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (асднр)
- 3 Управление чс (рсчс и го)
- 4 Гражданская оборона Российской Федерации
- Тема 6 Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
- 1 Законы и подзаконные акты
- 2 Нормативно-техническая документация (нтд)
- 3 Организационные основы управления
- 4 Мониторинг окружающей среды
- Тема 7 Управление охраной труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда
- 1 Система государственного управления охраной труда
- 2 Система охраны труда на предприятиях
- 3 Аттестация рабочих мест по условиям труда
- 4 Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
- 5 Медицинские осмотры отдельных категорий работников, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов
- Тема 8 Требования охраны труда. Организация охраны труда.
- 2 Производственный травматизм, учет и расследование несчастных случаев на производстве
- 3 Обучение и аттестация работников по безопасному ведению работ и охране труда
- 4 Ответственность работодателей и работников на нарушение требований охраны труда
- Тема 9 Поведение человека в условиях вынужденной автономии
- 1 Автономное существование
- 2 Поведение человека в вынужденной автономии
- Библиографический Список