2.1 Географическое положение
Промышленная площадка завода расположена на южной окраине г. Краснодара, в излучине реки Кубань. С севера предприятие граничит с ОАО «Станкостроительный завод имени Седина», с юго-запада, юга, юго-востока поймой реки Кубань. С северо-запада параллельно железнодорожным путям, за которыми находится улица Захарова. По правой (нечетной) стороне улицы Захарова находится промзона, по левой (четной) - жилая зона. Ближайшая жилая постройка находится на расстоянии 200 метров от промышленной площадки. Площадь жилого массива, прилегающего к КНПЗ, 0,7 км^2, численность населения 6500 человек. Общая площадь промышленной площадки 0,82 км^2, периметр 3700 метров.
Рельеф ровный, с небольшим уклоном на юго-запад. Грунтовые воды залегает на глубине от 5,1 до 5,6 метров. Режим грунтовых вод зависит от режима Кубани, который определяется величиной сброса воды из водохранилища. Сейсмическая интенсивность 8 баллов шкалы MSK-64. На чертеже 1 изображен генеральный план ЗАО «Краснодарэконефть».
Генеральный план предприятия представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Генеральный план предприятия.
2.2 Перечень зданий и сооружений изображенных на генеральном плане
На генеральном плене предприятия изображены:
- Здание заводоуправления;
- Проходная;
- Электроцех;
- Хозяйственный цех;
- Узел связи;
- Резервуарный парк №4;
- МНУ;
- Резервуарный парк №3;
- Битумная установка;
- ЦПУ;
- Резервуарный парк №2;
- КМУС;
- ПКЦ;
- КИП;
- Установка термокрекинга;
- РСУ;
- АВТ;
- Здание технологического производства;
- АТ-2;
- ВПЧ-15;
- Хозяйственный участок;
- Реагентное хозяйство;
- МСЧ;
- Узел учета нефти;
- Резервуарный парк №8;
- РМЦ;
- ВГСО;
- Резервуарный парк №9;
- Нефтехимический склад;
- Резервуарный парк №1;
- Резервуарный парк №7;
- Нефтеловушка;
- Цех ВиК;
- Цех;
- Пруд №5;
- Пруд №4;
- Экстаркционная установка;
- Пруды №1, №2, №3.
3. Описание технологической схемы работы установки АВТ
Атмосферно-вакуумная трубчатая установка предназначена для первичной переработки нефти.
Исходное сырье нефть из резервуарного парка сырьевыми насосами Н-1,2,3 подается в систему теплообменников - 1 блок подогрева сырья, где подогревается до температуры 120-140 С. Для обессоливания нефти предусмотрена подача промывной воды на прием сырьевых насосов через клапан регулятора расхода FIRC-430.
После нагрева в первом блоке теплообменников нефть поступает далее в параллельно/последовательно работающие электродегидраторы 1 и 2 ступени Э-301 и Э-302 ,где происходит обезвоживание и обессоливание нефти. Перед второй ступенью нефть смешивается со свежей водой, подаваемой через клапан регулятора расхода FIRC-431 насосами Н-304/1,2 в статическом смесителе СМ-2. Отстоявшаяся в электродегидраторе первой ступени вода после охлаждения дренируется по уровню раздела фаз в канализацию. Отстоявшаяся в электродегидраторе второй ступени вода подается на прием сырьевых насосов, либо дренируется в канализацию.
Сброс отстоявшейся воды из электродегидраторов предусмотрен в закрытую систему утилизации через емкость Е-11. Освобождение электродегидраторов от продукта в аварийных ситуациях так же осуществляется через емкость Е-11 при помощи насоса Н-8.
Из электродегидраторов нефть поступает на второй блок теплообменников, где подогревается до 260 С и подается на колонну К-1.
В колонне К-1 при давлении верха не более 0,3 МПА и температуре 90(160) -245 С происходит отгонка из нефти растворенных газов и легких фракций бензина. Температурный режим в колонне поддерживается нагревом кубового продукта колонны в печи П-1 и подачей его в виде «горячей струи». Для улучшения отгонки бензиновых фракций в куб колонны подается перегретый острый пар. Пары бензина и воды конденсируются в холодильнике КХ-1 и аппарате воздушного охлаждения ВКХ-1. Конденсат разделяется в скруббере-водоотделителе Е-2, орошаемым водой, при этом происходит отмывка из бензина сернистых соединений. Легкий бензин, отделенный от воды в емкости Е-2, поступает по перетоку в рефлюксную емкость Е-3, откуда подается в виде флегмы в колонну К-1, а балансовый избыток отправляется на очистку от примесей в колонну защелачивания Е-6. Очищенный бензин направляется в резервуарный парк.
Несконденсированные углеводороды из скруббера Е-2 сбрасываются в газопровод промыслового газа, и поступает на сжигание в атмосферную печь П-1.
Кубовый продукт колонны К-1 (полумазут), нагретый в печи П-1 до температуры не более 385 С, подается в колонну К-2, где производится разгонка полумазута на тяжелый бензин, керосин, компонент дизельного топлива и мазут. Процесс протекает при подаче острого пара в куб колонны и температуре не более 375 С. Давление верха колонны не более 0,15 МПа, температура 90-150 С. Температурный режим в колонне поддерживается температурой куба и тремя циркуляционными орошениями. Пары тяжелого бензина и воды с верха колонны К-2 конденсируются в воздушном конденсаторе ВКХ-2 и /или погружном КХ-2, разделяются и отмываются в скруббере-водоотделителе Е-4. Тяжелый бензин, отделенный от воды, по перетоку сливается в рефлюксную емкость Е-5, откуда подается в виде флегмы на колонну К-2, остальной поток отводится на очистку-стадию защелачивания в колонну Е-6а. После очистки тяжелый бензин направляется в резервуарный парк.
Несконденсированные углеводороды из скруббера Е-4 и рефлюксной емкости Е-5 сбрасываются в трубопровод промыслового газа на сжигание в вакуумную печь П-2.
Керосин прямой перегонки отбирается из колонны К-2 в виде бокового отбора с 23 и 25 тарелок через отпарную колонну Е-7, где производится отгонка острым паром хвостовых бензиновых фракций, охлаждается в теплообменниках и подается на стадию защелачивания в отстойники Е-9/1,2. Отпаренные бензиновые фракции из колонны Е-8 возвращаются в колонну К-2. После щелочной очистки керосин через отстойник Е-11 поступает на предфильтры Ф1-4 и фильтр-коалиссер Ф-7 на вакуумную осушку в колонну Е-14 и далее, пройдя через систему фильтров, направляется в резервуарный парк.
Компонент дизельного топлива отбирается из колонны К-2 с 13(15) тарелки через отпарную колонну Е-8, где производится отгонка острым паром хвостовых керосиновых фракций, охлаждается в теплообменниках нагрева нефти и подается на защелачивание в емкости Е-10/4-6. Хвостовые керосиновые фракции , отогнанные из дизельного топлива, возвращаются на тарелку 15 колонны К-2.
Очищенный от нафтеновых кислот компонент дизельного топлива, через отстойник Е-10/7 поступает в сушилку Е-13, где осушка производится воздухом при температуре 80 С.. Осушенный продукт откачивается в резервуарный парк.
Кубовый продукт колонны К-2 (мазут) нагретый в вакуумной печи П-2 до температуры 400 С, подается в вакуумную колонну К-3, где при давлении верха 540-700 мм рт ст и температуре 200-375 С производится разгонка мазута на соляр, компонент моторного топлива и гудрон. Для лучшей разгонки в куб колонны подается острый пар.
Температурный режим в колонне поддерживается нагревом куба и двумя циркуляционными орошениями.
Пары верха колонны К-3 конденсируются в барометрическом конденсаторе Е-21. Сконденсированные продукты через эжекторные устройства поступают в сборник нефтепродуктов, откуда откачиваются в резервуарный парк. Вакуумный соляр с 19 и 20 тарелок колонны через вакуумный приемник Е-18, после охлаждения в теплообменнике подается в виде флегмы на 24 и и циркуляционного орошения на 19 тарелки колонны, балансовый избыток соляра отводится в резервуарный парк.
С 6,8,12 тарелок колонны К-3 через вакуумный приемник Е-20 отбирается компонент моторного топлива. Часть потока после охлаждения в теплообменнике в виде циркуляционного орошения возвращаются на тарелки 10 и 15 колонны, а избыточная часть продукта поступает в резервуарный парк. Кубовый продукт колонны К-3- гудрон, после охлаждения в теплообменнике до 150-200 С подается на битумную установку.
Технологическая блок-схема установки АВТ представлена на рис. 2.
Рисунок 2 - технологическая блок-схема установки АВТ.
- Нормативные ссылки
- Введение
- 1.1 Краткая история предприятия
- 1.2 Структура КНПЗ
- 2. Составление генерального плана
- 2.1 Географическое положение
- 4. Построение структурной схемы надежности
- 5. Определение перечня возможных аварийных ситуаций
- 7. Определение полей поражающих факторов
- 8. Оценка ущерба
- 9. Разработка мероприятий по предотвращению аварийной ситуации и ликвидации ее последствий
- 9.1 Мероприятия по предотвращению
- 9.2 Мероприятия по ликвидации
- Заключение