logo
s_9-16

19. Задачи автоматизированного диспетчерского управления системами трубопроводного транспорта нефти и газа

Многообразие задач, имеющихся и возникающих в развитии ОДУ, требует отношения к системам диспетчерского управления как к единой предметной области, в которой эти задачи связаны друг с другом, а решения их должны быть теоретически обоснованы. К тенденциям, определяющим стратегию развития АСДУ, следует отнести:

• переход к автоматическому режиму в управлении локальными объектами и, соответственно, усиление требований в реализации режима реального времени;

• интернационализацию взаимодействия диспетчерских служб и необходимость перехода к оценкам качества, рисков и обеспечения безопасности функционирования АСДУ, что, в конечном счете, способствует повышению надежности газоснабжения;

• интеграцию системы управления, как по вертикали, так и по горизонтали;

• необходимость качественно нового подхода к подготовке и повышению квалификации диспетчерского персонала ОАО «Газпром». Очень важным является требование к АСДУ по времени реакции, т. е. требование к реальному времени. Режим реального времени – режим работы АСДУ, при котором учитываются жесткие ограничения на временные характеристики функционирования. Нарушение этих ограничений считается отказом системы. Какой угодно рост структуры, функционала АСДУ не должен сказываться на времени реакции системы. Требование выполнения АСДУ своих функций в режиме реального времени обусловлено необходимостью доставки (выдачи) всех событий (сообщений) и данных на центральный интерфейс оператора (диспетчера). Следующий шаг развития АСДУ требует разработки подсистем, обеспечивающих:

• оценку и мониторинг надежности функционирования АСУТП (включая оценку надежности базового технологического оборудования);

• прогнозирование нештатных и аварийных ситуаций;

• оценку и мониторинг качества функционирования АСДУ. Оценку и мониторинг качества функционирования АСДУ следует осуществлять, руководствуясь международными стандартами качества. К наиболее важным интегрированным критериям диспетчерского управления следует отнести критерии экономического и экологического характера, а также показатель надежности. Каждый из этих критериев должен иметь на любом уровне иерархии соответствующий числовой показатель и агрегироваться от уровня к уровню. Практические задачи ДУ требуют многокритериального подхода к оценке принимаемых решений. Основным критерием может служить качество. Следование стандартам становится необходимым условием проектирования, разработки и эксплуатации любых современных систем, в том числе и информационных. Здесь важное место принадлежит стандарту ISO / IEC 15288 «Системная инженерия: этапы жизненного цикла», соответствие которому обеспечивает управление качеством функционирования автоматизированных ИУС. Для разработки и внедрения подсистемы оценки качества и функционирования АСДУ используются как хорошо известные базовые модели (например, контроль оценки качества), так и новые модели и соответствующие программные комплексы.

Одной из основных задач развития АСУ в газовой промышленности является создание и развитие отраслевой системы оперативно-диспетчерского управления ЕСГ на базе взаимосвязанного иерархического комплекса автоматизированных систем управления, охватывающего все уровни управления ЕСГ и построенного на принципах системного единства и совместимости математического, информационного и технического обеспечения. Создание такой системы предполагает функциональное сопряжение АСДУ различных уровней на основе строгого распределения задач управления по уровням иерархии и создание информационных систем управления, работающих в реальном масштабе времени.