4.3.3 Огнетушители
В настоящее время промышленность выпускает различные ручные, передвижные и стационарные огнетушители.
Для того чтобы успешно бороться с пожаром, необходимо четко знать возможности и области применения каждого огнетушителя.
По содержанию огнетушащего вещества и функциональному назначению огнетушители делятся на углекислотные, воздушно – пенные, порошковые и аэрозольные огнетушители .
Углекислотные огнетушители ОУ – 2; ОУ - 3; ОУ – 5; ОУ – 8:
Ручные огнетушители, представляют собой стальные баллоны с раструбом.
Для приведения огнетушителя в действие нужно снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб огнетушителя в горизонтальное положение, направив на очаг пожара, нажать на рычаг.
Выходящая из баллона через раструб струя сжиженного диоксида углерода сильно охлаждается и переходит в газообразное состояние (снег).
Огнетушащий эффект обусловлен снижением концентрации кислорода в зоне горения и охлаждением горящего. Все три устройства предназначены для тушения начальных возгораний различных веществ и материалов, а также электрооборудование под напряжением до 1000в.
Это связанно с тем, что диоксид углерода не содержит воды.
ОУ - нельзя тушить:
горящую одежду на человеке (может вызвать обморожение )
пользоваться для прекращения горения щелочных металлов, а также веществ, продолжающих горение без доступа кислорода из окружающей среды (например: состав на основе селитры, нитроцеллюлозы, пироксилина).
Поскольку углекислота может улетучиваться из баллона, ее заряд следует контролировать по массе и периодически заправлять.
Порошковые ручные огнетушители: ОП – 4(г); ОП-5(г); ОП-8(г); (газогенераторного типа):
Порошковые огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, электроустановок находящихся под напряжением до 1000в.
Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого находится заряд (порошок) и баллон с рабочим газом или газогенератор. Принцип действия: при срабатывании запорно – пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (углекислый газ, азот). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество изолирует его от кислорода и воздуха.
Порошковые ручные огнетушители: ОП – 2(з); ОП-3(з); ОП-4(з); ОП – 8(з) (закачного типа):
Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого под давлением находится заряд (порошок). Принцип действия: рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно – пускового устройства, порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг к стволу –насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Попадая на горящее вещество, он изолирует его от кислорода и воздуха.
Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить шланг с насадкой на огонь, нажать на рычаг.
Порошковые огнетушители не рекомендуется применять в помещениях, где находится много информации на бумажных носителях (библиотеках), а также там, где используются компьютеры (классы информатики).
Нужно учесть, что поскольку порошки в основном обладают способностью замедлять скорость реакции горения и в какой-то степени изолировать очаг горения от кислорода воздуха, их охлаждающее действие невелико. Это может привести к тому, что при недостаточной толщине слоя порошка вследствие малых размеров зарядов огнетушителей возможны повторные вспышки от предметов, раскаленных при горении.
Воздушно – пенные огнетушители: ОВП – 5; ОВП – 10:
Предназначены для тушения мелких очагов пожара твердых и жидких горючих веществ и тлеющих материалов при температуре окружающей среды не ниже +5°С. Состоит из стального корпуса, внутри которого находится заряд – раствор пенообразователя и баллон с рабочим газом. Принцип действия основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь давлением газа вытесняется через сифонную трубку в насадку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасывающим воздухом, в результате чего образуется пена. Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу возгорания, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить пеногенератор на очаг загорания, ударить по пусковой кнопке или нажать на рычаг. Нельзя тушить электропроводку и электроприборы под напряжением.
Воздушно – эмульсионные огнетушители с фторсодержащим зарядом ОВЭ - 5(6) - АВ – 03; ОВЭ-2(з); ОВЭ-4(з); ОВЭ-8(з) (тонкодисперсной струёй) Новейший, высокоэффективный, экологически чистый и безопасный огнетушитель воздушно-эмульсионный закачной (с газовым баллоном высокого давления) предназначен для тушения пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением. В воздушно-эмульсионных огнетушителях в качестве заряда используют водный раствор фторсодержащего пленкообразующего пенообразователя, а в качестве насадка – любой водный распылитель. Эмульсия образуется при ударе капель распыленного заряда огнетушителя о горящую поверхность, на которой создается тонкая защитная пленка, а получающийся вспененный слой воздушной эмульсии предохраняет эту пленку от воздействия пламени. Огнетушителями ОВЭ тушить электропроводку и электроприборы под напряжением можно только тонкодисперсной струёй.
Аэрозольные генераторы (аэрозольные огнетушители) - СОТ – 1;СОТ – 5м ; СОТ – 5М :
Предназначены для ликвидации пожаров в замкнутых объемах при горении ЛВЖ и ГЖ (нефтепродуктов, растворителей, спиртов), твердых горючих материалов электрооборудования (в том числе находящихся под напряжением).
В системе объемного аэрозольного пожаротушения огнетушащим веществом является аэрозоль солей и окислов щелочных и щелочноземельных металлов. И спокойной атмосфере аэрозольное облако сохраняется до 50 минут. Аэрозоли образующиеся при срабатывании генераторов СОТ-1; СОТ – 5м; СОТ – 5М является не токсичным, не вызывает порчу имущества. Осевшие частицы легко удаляются пылесосом или смываются водой.
На всех объектах, в том числе и в общеобразовательных учреждениях необходимо вести журнал учета первичных средств пожаротушения.
Контроль за состоянием огнетушителей проводится согласно СП 9.13139.2009. «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».
Порядок действий в случае возникновения пожара
В случае возникновения пожара, действия работников в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности работников, их эвакуацию и спасение.
Каждый работник, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах или тление различных материалов, повышение температуры и.т.п.), обязан:
Немедленно сообщить об этом по телефону 01 (при этом четко сказать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию).
Задействовать систему оповещения людей о пожаре.
Приступить к эвакуации людей из здания в безопасное место, согласно плана эвакуации.
Известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника.
Организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средства пожаротушения.
Организовать проверку детей и работников, эвакуированных из здания по имеющимся спискам.
При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другую службы.
Информировать начальника прибывшего пожарного подразделения о наличии людей в здании.
При проведении эвакуации и тушения пожара необходимо:
эвакуацию людей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и его признаков горения;
детей младшего следует эвакуировать в первую очередь;
хорошо проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне людей, спрятавшихся под столами, в шкафах и других местах;
воздержаться от открывания окон, дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения;
покидая помещения или здания, следует закрывать за собой окна и двери.
- Автономная некомерческая организация
- Содержание:
- 2. Характеристика системы "человек - среда обитания"
- 3. Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека
- 4. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
- 5. Влияние социальных, духовных и политических факторов на жизнедеятельность человека
- 6. Мотивация риска
- 7. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
- 8. Основные причины деградации окружающей среды
- 9. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы
- Тема 2. Взаимодействие человека и техносферы. План
- 1. Различные условия нахождения потоков энергии, веществ и информации.
- 2. Опасности.
- 3. Объекты защиты.
- 4. Проблемы в системах безопасности.
- 5.Задачи, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека.
- Тема 3. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека План
- Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности
- 2. Цель изучения науки о безопасности жизнедеятельноcти
- 3. Ноксология – наука об опасностях
- 4. Закон толерантности
- Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности
- Тема 4. Управление безопасностью жизнедеятельности План
- 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
- 2. Основные законодательные акты и нормативные документы
- 3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда.
- 4. Стандартизация в области безопасности труда
- 4. Расследование и учет несчастных случаев
- 5. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности на производстве
- 7. Принципы построения и функционирования системы управления безопасностью труда
- Тема 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс ) и гражданской обороны (го) План
- 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- 2. Гражданская оборона (го), её роль и место в Российской Федерации.
- 2.2 Понятия го
- 2.3 Организация и ведение го.
- 3. Основы государственной политики в го. Принципы организации ведения го.
- 4. Степени готовности го и их краткая характеристика
- Раздел III. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни
- Тема 4.Основы физиологии труда и комфортные условия жизни План
- 1. Анализаторы человеческого организма.
- 2. 1 Виды деятельности человека
- 2.2 Физический и умственный труд
- 2.3 Физиологические изменения в организме при работе
- 3. Понятие микроклимата, его параметры.
- 3.1 Общие требования к параметрам микроклимата
- 3.2 Терморегуляция организма
- 3.3 Методы и приборы измерения параметров микроклимата
- Аспирационный психрометр
- Дистанционный психрометр
- Крыльчатый анемометр -
- Термоанемометр по своей сути является акустическим прибором, то есть использует определение характеристик звука (а именно скорость звука), а затем эту информацию преобразует в нужный сигнал.
- 5. Общие санитарно - технические требования к производственным помещениям и рабочим местам
- 6. Приемы и способы создания комфортных условий для работы в производственных помещениях.
- 7. Порядок организации оптимального освещения рабочих мест, способы определения качества естественного освещения и коэффициента освещенности
- Раздел IV. Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
- 1.2 Повседневные абиотические факторы
- 1.3 Литосферные опасности
- 1.3.1 Землетрясение
- 1.3.2 Сели
- 1.3.3 Снежные лавины
- 1.3.4 Извержение вулканов
- 1.3.5 Оползни
- 1.4 Гидросферные опасности
- 1.4.1 Наводнения
- 1.4.2 Цунами
- 1.5 Атмосферные опасности
- 1.6 Космические опасности
- 1.2 Природные пожары
- 1.2.1 Понятие «пожар» и «пожарная безопасность».
- 1.2.2 Причины возникновения пожаров.
- Источники возникновения лесных пожаров. Основными источниками (местами возникновения) антропогенных пожаров являются:
- 1.2.3 Лесные пожары в России.
- Лесные пожары - одна из серьезнейших проблем российских лесов.
- 1.2.4 Приемы и средства ликвидации последствий лесных пожаров.
- 1.3. Массовые заболевания. Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 3.1 Массовые заболевания
- 1.3.2 Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения
- 1.3.3 Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 2. Техногенные опасности.
- 2.1 Вредные вещества.
- 2.1.1 Показатели токсичности химических веществ
- 4.1.2 Факторы, определяющие токсическое действие химических веществ
- 2.1.3 Гигиеническое регламентирование химических факторов среды обитания
- 2.1.4 Классификация промышленных ядов по характеру действия на организм человека
- 2.1.5. Комбинированное действие промышленных ядов
- 2.1.6 Пути поступления ядов в организм
- 2.1.7. Распределение ядов в организме, превращение и выведение
- 2.1.8. Оценка реальной опасности химических веществ
- 2.1.9. Защита от воздействия вредных веществ
- 2.2 Вибрация
- 2.3 Акустический шум
- 2.3.1 Акустические загрязнения
- 2.4 Инфразвук
- 2.4.1 Инфразвук в нашем повсевдневном окружении
- 2.4.2 Технотронные методики
- 2.4.3 Исследования медиков в области влияния на человека инфразвука.
- 2.4.4 Некоторые меры борьбы с инфразвуком
- 2.5 Электромагнитные поля и излучения
- 2.5.1 Воздействие электромагнитных полей
- 2.5.2 Воздействие электромагнитного излучения
- 2.6 Лазерное излучение
- 2.7 Электрический ток
- 2.7.1 Условия существования электрического тока
- 2.7.2 Основы электробезопасности
- 2.8 Механическое воздействие
- 2.8.1 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
- 3.Защита и действия населения
- 3.1 Мероприятия по защите населения
- 3.1.1 Оповещение
- 3.1.2 Эвакуационные мероприятия
- 3.1.3 Укрытие населения в защитных сооружениях
- 3.2 Медицинские мероприятия по защите населения
- Тема 8. Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности План
- 1. Виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях
- 2. Виды психического воздействия на человека и защита от них
- 2.1 Защита от опасностей, связанных с физическим насилием
- 2.1.1 Насилие над детьми
- 2.1.2 Суицид
- 2.1.3 Сексуальное насилие
- 2.2 Психическое состояние человека, его безопасность.
- 2.2.1 Определение психических состояний
- 2.2.2 Типичные положительные психические состояния человека
- 2.2.3 Отрицательные психические состояния
- 2.2.4 Персеверация и ригидность
- 2.2.5 Основы информационной безопасности
- 2.2.4 Меры защиты: четыре уровня защиты
- 2.3 Основы информационной безопасности
- 2.3.1 Информационная безопасность
- 2.3.2 Меры защиты информационной безопасности
- 3. Оказание первой доврачебной помощи
- 3.1. Оказание первой помощи
- 3.1.2 Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
- 3.1.3 Остановка кровотечения
- 3.1.4 Наиболее распространенные виды травм, их симптомы и оказание первой помощи
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при химических отравлениях
- 3.1.6 Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током
- 3.1.7 Учреждения, оказывающие первую медицинскую помощь
- 4. Основы пожарной безопасности
- 4.1 Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности
- 4.2 Организационные противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей
- 4.3.Первичные средства пожаротушения
- 4.3.1 Огнетушащие свойства воды
- 4.3.2 К первичным средствам пожаротушения относятся:
- 4.3.3 Огнетушители
- 4.3.4 Оказание доврачебной помощи при пожаре
- Раздел V. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 1. Транспортные аварии
- 2.Внезапное обрушение сооружений и зданий
- 2. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Природные пожары.
- 3. Возможный характер будущей войны
- 4. Понятие оружия массового поражения.
- 4.1 Ядерное оружие
- 4.2 Химическое оружие
- 4.3 Бактериологическое (биологическое) оружие
- 5. Основные способы защиты населения
- 6. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств
- Раздел VI. Экстремальные ситуации криминального характера
- Тема 10. Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях План
- 1. Общая классификация опасностей (признаки и виды).
- 2. Источники опасностей.
- 3. Естественные опасности
- 4. Техногенные опасности
- 5. Антропогенные опасности
- 6. Система обеспечения безопасности
- Тема 11. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера План
- Терроризм и его виды
- 1.2. Формы терроризма
- 1.2.1 Меры защиты при проведении террористических актов
- 1.2.2 Угон воздушного судна и иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации
- 1.2.3 Захват и угон морского судна, и иное преступное вмешательство в деятельность международного судоходства
- 1.2.4 Захват заложников
- Необходимо усвоить следующие правила:
- 1.2.5 Иные формы терроризма
- 1.2.6 Причины терроризма
- 2. Нападение на особо опасные объекты.
- 2.1 Категория опасных объектов
- 2.2 Обеспечение антитеррористической защищенности промышленных объектов и объектов инфраструктуры