3. Основы государственной политики в го. Принципы организации ведения го.
К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к решению вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская катастрофа.
В конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно – обоснованных критериев приемлемого риска.
Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
– защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;
– подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
– при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
– мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
– основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
– планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
– объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.
Реализация государственной политики в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно – технических программ, планов развития и совершенствования РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мер организационного, инженерного, экономического и административного характера.
Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежит государству также в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. №924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначенных для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно – технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно – технических программ. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.
Важное место в государственной политике отводится нормативно – творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.
В Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 г. дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.
Общие для Российской Федерации организационно – правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.
Федеральным законом РФ «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно – правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно – спасательных служб и аварийно – спасательных формирований на территории Российской Федерации а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно – спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.
Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно – эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».
Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий, нашли отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.
В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.
Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.
- Автономная некомерческая организация
- Содержание:
- 2. Характеристика системы "человек - среда обитания"
- 3. Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека
- 4. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
- 5. Влияние социальных, духовных и политических факторов на жизнедеятельность человека
- 6. Мотивация риска
- 7. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
- 8. Основные причины деградации окружающей среды
- 9. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы
- Тема 2. Взаимодействие человека и техносферы. План
- 1. Различные условия нахождения потоков энергии, веществ и информации.
- 2. Опасности.
- 3. Объекты защиты.
- 4. Проблемы в системах безопасности.
- 5.Задачи, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека.
- Тема 3. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека План
- Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности
- 2. Цель изучения науки о безопасности жизнедеятельноcти
- 3. Ноксология – наука об опасностях
- 4. Закон толерантности
- Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности
- Тема 4. Управление безопасностью жизнедеятельности План
- 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
- 2. Основные законодательные акты и нормативные документы
- 3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда.
- 4. Стандартизация в области безопасности труда
- 4. Расследование и учет несчастных случаев
- 5. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности на производстве
- 7. Принципы построения и функционирования системы управления безопасностью труда
- Тема 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс ) и гражданской обороны (го) План
- 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- 2. Гражданская оборона (го), её роль и место в Российской Федерации.
- 2.2 Понятия го
- 2.3 Организация и ведение го.
- 3. Основы государственной политики в го. Принципы организации ведения го.
- 4. Степени готовности го и их краткая характеристика
- Раздел III. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни
- Тема 4.Основы физиологии труда и комфортные условия жизни План
- 1. Анализаторы человеческого организма.
- 2. 1 Виды деятельности человека
- 2.2 Физический и умственный труд
- 2.3 Физиологические изменения в организме при работе
- 3. Понятие микроклимата, его параметры.
- 3.1 Общие требования к параметрам микроклимата
- 3.2 Терморегуляция организма
- 3.3 Методы и приборы измерения параметров микроклимата
- Аспирационный психрометр
- Дистанционный психрометр
- Крыльчатый анемометр -
- Термоанемометр по своей сути является акустическим прибором, то есть использует определение характеристик звука (а именно скорость звука), а затем эту информацию преобразует в нужный сигнал.
- 5. Общие санитарно - технические требования к производственным помещениям и рабочим местам
- 6. Приемы и способы создания комфортных условий для работы в производственных помещениях.
- 7. Порядок организации оптимального освещения рабочих мест, способы определения качества естественного освещения и коэффициента освещенности
- Раздел IV. Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
- 1.2 Повседневные абиотические факторы
- 1.3 Литосферные опасности
- 1.3.1 Землетрясение
- 1.3.2 Сели
- 1.3.3 Снежные лавины
- 1.3.4 Извержение вулканов
- 1.3.5 Оползни
- 1.4 Гидросферные опасности
- 1.4.1 Наводнения
- 1.4.2 Цунами
- 1.5 Атмосферные опасности
- 1.6 Космические опасности
- 1.2 Природные пожары
- 1.2.1 Понятие «пожар» и «пожарная безопасность».
- 1.2.2 Причины возникновения пожаров.
- Источники возникновения лесных пожаров. Основными источниками (местами возникновения) антропогенных пожаров являются:
- 1.2.3 Лесные пожары в России.
- Лесные пожары - одна из серьезнейших проблем российских лесов.
- 1.2.4 Приемы и средства ликвидации последствий лесных пожаров.
- 1.3. Массовые заболевания. Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 3.1 Массовые заболевания
- 1.3.2 Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения
- 1.3.3 Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 2. Техногенные опасности.
- 2.1 Вредные вещества.
- 2.1.1 Показатели токсичности химических веществ
- 4.1.2 Факторы, определяющие токсическое действие химических веществ
- 2.1.3 Гигиеническое регламентирование химических факторов среды обитания
- 2.1.4 Классификация промышленных ядов по характеру действия на организм человека
- 2.1.5. Комбинированное действие промышленных ядов
- 2.1.6 Пути поступления ядов в организм
- 2.1.7. Распределение ядов в организме, превращение и выведение
- 2.1.8. Оценка реальной опасности химических веществ
- 2.1.9. Защита от воздействия вредных веществ
- 2.2 Вибрация
- 2.3 Акустический шум
- 2.3.1 Акустические загрязнения
- 2.4 Инфразвук
- 2.4.1 Инфразвук в нашем повсевдневном окружении
- 2.4.2 Технотронные методики
- 2.4.3 Исследования медиков в области влияния на человека инфразвука.
- 2.4.4 Некоторые меры борьбы с инфразвуком
- 2.5 Электромагнитные поля и излучения
- 2.5.1 Воздействие электромагнитных полей
- 2.5.2 Воздействие электромагнитного излучения
- 2.6 Лазерное излучение
- 2.7 Электрический ток
- 2.7.1 Условия существования электрического тока
- 2.7.2 Основы электробезопасности
- 2.8 Механическое воздействие
- 2.8.1 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
- 3.Защита и действия населения
- 3.1 Мероприятия по защите населения
- 3.1.1 Оповещение
- 3.1.2 Эвакуационные мероприятия
- 3.1.3 Укрытие населения в защитных сооружениях
- 3.2 Медицинские мероприятия по защите населения
- Тема 8. Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности План
- 1. Виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях
- 2. Виды психического воздействия на человека и защита от них
- 2.1 Защита от опасностей, связанных с физическим насилием
- 2.1.1 Насилие над детьми
- 2.1.2 Суицид
- 2.1.3 Сексуальное насилие
- 2.2 Психическое состояние человека, его безопасность.
- 2.2.1 Определение психических состояний
- 2.2.2 Типичные положительные психические состояния человека
- 2.2.3 Отрицательные психические состояния
- 2.2.4 Персеверация и ригидность
- 2.2.5 Основы информационной безопасности
- 2.2.4 Меры защиты: четыре уровня защиты
- 2.3 Основы информационной безопасности
- 2.3.1 Информационная безопасность
- 2.3.2 Меры защиты информационной безопасности
- 3. Оказание первой доврачебной помощи
- 3.1. Оказание первой помощи
- 3.1.2 Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
- 3.1.3 Остановка кровотечения
- 3.1.4 Наиболее распространенные виды травм, их симптомы и оказание первой помощи
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при химических отравлениях
- 3.1.6 Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током
- 3.1.7 Учреждения, оказывающие первую медицинскую помощь
- 4. Основы пожарной безопасности
- 4.1 Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности
- 4.2 Организационные противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей
- 4.3.Первичные средства пожаротушения
- 4.3.1 Огнетушащие свойства воды
- 4.3.2 К первичным средствам пожаротушения относятся:
- 4.3.3 Огнетушители
- 4.3.4 Оказание доврачебной помощи при пожаре
- Раздел V. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 1. Транспортные аварии
- 2.Внезапное обрушение сооружений и зданий
- 2. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Природные пожары.
- 3. Возможный характер будущей войны
- 4. Понятие оружия массового поражения.
- 4.1 Ядерное оружие
- 4.2 Химическое оружие
- 4.3 Бактериологическое (биологическое) оружие
- 5. Основные способы защиты населения
- 6. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств
- Раздел VI. Экстремальные ситуации криминального характера
- Тема 10. Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях План
- 1. Общая классификация опасностей (признаки и виды).
- 2. Источники опасностей.
- 3. Естественные опасности
- 4. Техногенные опасности
- 5. Антропогенные опасности
- 6. Система обеспечения безопасности
- Тема 11. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера План
- Терроризм и его виды
- 1.2. Формы терроризма
- 1.2.1 Меры защиты при проведении террористических актов
- 1.2.2 Угон воздушного судна и иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации
- 1.2.3 Захват и угон морского судна, и иное преступное вмешательство в деятельность международного судоходства
- 1.2.4 Захват заложников
- Необходимо усвоить следующие правила:
- 1.2.5 Иные формы терроризма
- 1.2.6 Причины терроризма
- 2. Нападение на особо опасные объекты.
- 2.1 Категория опасных объектов
- 2.2 Обеспечение антитеррористической защищенности промышленных объектов и объектов инфраструктуры