logo
Экзамен и контрольные работы - шпаргалки - 2005 / Инженерные основы техники безопасности

Виды транспорта и выбор средств транспортирования

Периодическое транспортирование осуществляется с помощью подвесных дорог, рельсового и безрельсового транспорта.

К рельсовому транспорту относятся мостовые, козловые (портальные) краны, вагонетки и др.

К безрельсовому транспорту относятся машины с двигателями внутреннего сгорания и с электроприводами.

Рельсовый и безрельсовый внутризаводской и цеховой транспорт представляет наибольшую опасность. Снижение опасности достигается устройством пешеходных дорожек, подземных переходов, тоннелей, переходных пешеходных мостиков.

Места переходов через железнодорожные пути должны оборудоваться охраняемыми шлагбаумами или автоматически действующей световой и звуковой сигнализацией. В ночное время места переходов должны хорошо освещаться.

Маршруты грузовых потоков должны обозначаться знаками безопасности и доводиться до сведения всех работающих и вновь поступающих на работу. Следует заменять машины с двигателями внутреннего сгорания на электротранспорт, так как при работе автомобилей и автопогрузчиков выделяется значительное количество выхлопных газов, загрязняющих воздух.

При непрерывном транспортировании различают горизонтальное и вертикальное перемещение грузов. Для горизонтального перемещения применяют различные конвейеры (транспортеры), а также пневматический и гидравлический транспорт. Для вертикального перемещения служат элеваторы. Элеваторы- конвейеры, установленные в вертикальной и близкой к ней плоскостях и снабженные ковшами для захвата груза.

Требованиям безопасности к конвейерам: не допускается выполнять какие-либо работы на ходу конвейера; приводные и натяжные барабаны, тяговые органы конвейеров необходимо ограждать; применение устройств, исключающих или уменьшающих необходимость ручного труда; применение пускового устройства для останова конвейера из любого места; ограждение конвейеров; устройство постоянных переходных мостиков с перилами в местах расположения конвейеров.

Для транспортирования на расстояние до 40 м горячих, пылящих или выделяющих вредные испарения грузов на химических предприятиях широко используют винтовые конвейеры(шнеки), конструкция может обеспечить достаточную герметичность. Пневматические транспортные устройства применяют для транспортирования сухих и мелкозернистых материалов. К преимуществам этого вида транспорта относятся возможность транспортирования по сложной пространственной схеме и удобство расположения трубопроводов в любом направлении, отсутствие трущихся и вращающихся деталей, высокая степень герметизации и отсутствие потерь груза, возможность автоматизации процесса транспортирования. Недостатки этого способа — повышенный износ элементов пневмотранспорта в результате эрозии, необходимость очистки отработанного воздуха от пыли перед его отводом в атмосферу, невозможность транспортирования влажных, слеживающихся и липнущих грузов.

Для перемещения материалов, которые не подвергаются изменениям под действием воды, применяют гидравлический транспорт.

Для равномерной подачи сыпучих, кусковых, зернистых материалов из бункеров непосредственно в аппараты и на транспортирующие машины, а также для дозирования технологического сырья применяют питатели. Питатели изготовляют различных типов: ленточные, пластинчатые, качающиеся, дисковые и специального назначения.

Для организации безопасной эксплуатации внутризаводского транспорта предпринимают следующие меры:

использование прогрессивных видов транспортирования: пневматический, гидравлический, электромагнитный, транспортерный, конвейерный; уменьшают наземные перевозки; сосредоточивают управление, хранение, ремонт и эксплуатацию внутризаводского транспорта в специальных цехах; разрабатывают и внедряют схемы движения транспортных средств и переходов; широко внедряют контейнеризацию перевозимых грузов; организовывают специальные службы безопасности движения.