12.5. Мотивы аддиктивного поведения
Под аддиктивным поведением (addiction — пагубная привычка) понимают злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.
Как известно, к вредным привычкам относят потребление алкоголя, наркотиков и курение.
Мотивы употребления алкоголя. Основными мотивами приобщения к спиртному подростков и юношей больше чем в трети случаев называются традиции и обычаи, соблюдение которых служит средством включения в референтную группу. Подростки и юноши приходят в компанию не для того, чтобы пить, а пьют для того, чтобы быть в компании. В то же время в большинстве случаев мотивы употребления алкоголя осознаются подростками еще недостаточно.
Мотивы начала употребления наркотиков. Главной причиной начала употребления наркотиков называется любопытство (в 50% случаев). Реже опрошенные наркоманы отвечают, что их соблазнили, и совсем редко — что хотелось кайфа или что начали употреблять наркотики из-за моды. Многие не могут указать истинную причину и поэтому отвечают, что им предложили.
У взрослых поводом для употребления алкоголя или наркотиков может быть стремление разрешить конфликт, устранить напряженность между желаемой целью и средствами ее достижения (а точнее — отсутствием этих средств), т. е. то, что в социологии обозначается как аномия. Одна из функций алкоголя или наркотиков может заключаться в том, чтобы временно «вызволить» человека из напряженности повседневного существования с его кажущимися или действительно неразрешимыми конфликтами. Жажда такой «свободы» ведет к зависимости от алкоголя и наркотиков и может стать причиной саморазрушительного поведения, принять формы болезни.
В исследовании Н. Н. Толстых и С. А. Кулакова (1989) показано, что ранний алкоголизм и токсикомания приводят к изменению мотивационной сферы юношей 15-17 лет. У них сужается временная перспектива. Распределение объектов удовлетворения потребностей происходит у них в «ближайшем будущем» (сегодня, в течение недели, месяца) и в «актуальном периоде», не превышающем 1-2 лет (см. рис. 12.2).
Рис. 12.2. «Профиль» временной перспективы. По вертикали — количество лиц, %; по горизонтали — периоды жизни: ББ— ближайшее будущее (день, неделя); АП — актуальный период жизни (1-2 года); ОБ — отдаленное будущее, И — историческое будущее; П — прошлое; ОН — «открытое настоящее* («сейчас и всегда»); Ж — вся жизнь (когда-нибудь в жизни). I группа — юноши с аддик-тивным поведением, II группа— контрольная (школьники старших классов)
Рис. 12.3. Содержательная характеристика мотива-
ционной сферы
По вертикали — количество лиц, %; по горизонтали: S — мотивы, связанные с собственной личностью, с «Я»; С — мотивы, связанные с общением, социальными контактами; R — мотивы, связанные с конкретными действиями, мотивы «реализации». I группа — юноши с аддиктивным поведением, II группа — контрольная
У юношей с аддиктивными наклонностями снижена потребность в общении, но повышен мотив личной автономии, с собственной личностью, с «Я» (см. рис. 12.3).
Желание вылечиться от этой болезни (в частности — от алкогольной зависимости) определяется многими причинами. По данным К. А. Юферевой, это, прежде всего, ухудшение самочувствия (у 83% обследованных) и воспоминания о периодах трезвости (у 85%); затем, по значимости, идут: <'чувство пустоты в жизни» (у 70%), ухудшение отношений с родными (у 68%), снижение работоспособности (у 65%), ухудшение отношений на работе и угроза увольнения (у 60%), ухудшение материального положения (у 60%). Значительно реже упоминаются страх за свою жизнь (в 47% случаев), обострение заболеваний (в 37%), снижение сексуальных возможностей {в 12%), конфликты с милицией (в 7%).
Мотивы приобщения к курению подростков и юношей. По данным В. А. Худика (1993), причинами приобщения к курению учащиеся до 13 лет называют (в порядке убывания значимости) простое баловство, любопытство, желание казаться взрослым, приятность ощущений. После 13 лет к этим причинам присоединяются факторы группового давления: нежелание быть «белой вороной», влияние товарищей, боязнь отвержения курящими товарищами, мода, подражание идеалу. Указывается и желание похудеть.