logo
лекции пожарная безопасность в электроустановках / Лекция 32

Вопрос 3. Пневматическая транспортировка отходов. Пожарная опасность и меры пожарной безопасности.

Для непрерывного удаления отходов древесины от станков используют пневмотранспортные системы, где частицы древесины (пыль, опилки, стружка) перемещаются по трубопроводам под действием воздушного потока.

Каждая установка пневмотранспорта включает в себя пылевой вентилятор, воздуховоды (материалопроводы), приемники отходов, циклоны с бункерами или пылесборные камеры.

Для улавливания крупных отходов древесины применяют циклоны с диаметром цилиндрической части от 1,2 до 3,4 м, а для улавливания стружек, опилок, пыли – циклоны с диаметром от 0,25 до 1,6 м. Корпуса циклонов, предназначенных для улавливания взрывоопасной пыли, обеспечивают взрывными клапанами, площади которых определяют расчетом или принимают не менее 0,05 м2 на 1 м3 объема.

Использование систем пневмотранспорта сокращает количество горючих отходов в цехах, снижает запыленность. Вместе с тем наличие горючих материалов (опилки, стружки, пыль) в самих системах пневмотранспорта, разветвленной сети материалопроводов, соединяющих станки, большая скорость перемещения древесных отходов, а также возможность образования взрывоопасных концентраций пыли в материалопроводах, бункерах и циклонах представляют опасность возникновения и быстрого распространения пожара на большие площади.

Характерные причины нарушения работы пневмотранспорта и противопожарные мероприятия.

Одной из причин нарушения работы пневмотранспорта является уменьшение производительности, а, именно, снижение скорости движения воздуха на отдельных участках материалопроводов ниже требуемой для транспортировки материалов.

В этом случае материал скапливается в трубопроводах, прежде всего на горизонтальных участках, где образуются завалы, препятствующие движению материала.

Причинами снижения скорости движения потока являются:

  1. Ошибка в проектировании.

  2. Нарушение герметичности материалопроводов.

  3. Подключение к сети дополнительных местных отсосов при увеличении количества станков в помещении.

  4. Отключение в процессе эксплуатации отдельных воздуховодов.

  5. Уменьшение производительности вентиляторов.

Мероприятия, предусматривающие исключение подобных причин снижения скорости:

  1. Приемники местных отсосов систем пневмотранспорта устраивают на станках непосредственно у мест образования древесных отходов, а приемники пыли шлифовальных станков – в зонах наибольшего выделения пыли от рабочих органов станка. Наприме, к ленточно-шлифовальным станкам устанавливают два приемника – головной и дополнительный.

  2. Чтобы избежать засорения воздуховодов отходами, их делают круглыми, с плавными переходами и отводами у приемников. Для исключения осаждения древесных отходов в воздуховодах скорость движения воздуха при отсосе принимают не менее 16-20 м/с. Пуск (привод) шлифовальных и других деревообрабатывающих станков блокируют с приводами систем пневмотранспорта.

  3. Внутренние поверхности местных отсосов, воздуховодов и вентиляторов очищают по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц. Для этой цели воздуховоды имеют устройства для периодической очистки (люки, разборные соединения и др.).

  4. Все металлические элементы пневмотранспорта систем заземляют. Между воздуховодами и оборудованием, а также между отдельными звеньями воздуховодов устраивают металлические токопроводные перемычки, чтобы установки на всем протяжении представляли собой непрерывную электрическую цепь.

  5. Для ограничения распространения огня по системам пневмотранспорта воздуховоды, вентиляционные каналы и циклоны выполняют из несгораемых материалов, а также очищают от загрязнения пылью и отходами чувствительные элементы задвижек (легкоплавкие замки, легкогорючие вставки, термочувствительные элементы и т.п.). На отводах после приемников от каждого станка устанавливают задвижки с механическим приводом.

  6. Циклоны с бункерами-накопителями устанавливают вне цеха. Нередко вокруг них скапливается большое количество отходов, что усугубляет пожарную опасность производства, поэтому захламление отходами производства территории недопустимо. В случае неэффективного улавливания отходов устанавливают несколько последовательно расположенных циклонов.