2.5. Транспортные аварии
Отличительными особенностями транспортных аварий (катастроф) могут являться:
* удаление места катастрофы от крупных населенных пунктов, что усложняет сбор достоверной информации в первый период и объем оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
* ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с необходимостью вывода железнодорожного состава с территории станции
* необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения;
* организация отправки погибших к местам их захоронения в другие города;
*прибытие родственников из различных городов страны, организация размещения, обслуживания и др.;
* организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания местности и т.д.
Аварии на железнодорожном транспортемогут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.
Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах. В вагонах запрещается: проводить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и токсичные вещества, пользоваться электроприборами, кроме бритв; зажигать спички, свечи, курить в неустановленных местах; выбрасывать окурки; размещать чемоданы и другие вещи на верхних полках без соответствующего крепления.
Правила безопасности на железнодорожном транспорте - 1) не открывайте при движении поезда наружные двери, не стойте на подножках; 2)не высовывайтесь из окон; 3)тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; 4)не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; 5)курите только в установленных местах; 6)не возите с собой горючие и взрывоопасные вещества; 7)не включайте в электросеть бытовые приборы; 8)при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику; 9)не прячьте глаза при опасном поведении ваших попутчиков.
Действия при резком торможении пассажирского поезда - самое важное при этом это хорошо закрепится, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье).
Первая помощь во время железнодорожной аварии
Обязательным является проведение следующих мероприятий:
-бережное извлечение и вынос пострадавшего, тушение горящей одежды, перенос пострадавшего в безопасное место, защита от неблагоприятных метеорологических условий (холод, жара, дождь);
- при нарушении дыхания и остановке сердца – проводится очищение воздухоносных путей от их закупорки кровью, рвотными массами, а затем – искусственное дыхание по методу «рот в рот», «рот в нос»;
-устранение причин, создающих угрозу жизни пострадавшего (остановка наружного кровотечения, давящей повязкой, а при значительных кровотечениях – наложение жгута);
-наложение стерильной повязки на рану, иммобилизация переломов;
-если нет условий для вызова скорой помощи, то необходима транспортировка пострадавших попутным транспортом до ближайшего лечебного учреждения.
Аварии в метрополитене.Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути. При чрезвычайной ситуации пассажиры оповещаются с помощью громкоговорящей связи. Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах.
Нарушение правил безопасности в метро - опаснее всего нарушать их на эскалаторе. Если вы не держитесь за поручень, при экстренной остановке машины инерция движения бросит вас вперед.
Аварии на автомобильном транспорте. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в переднюю панель.
Пассажир, сидящий на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать "скорую помощь" и ГИБДД.
Действия пассажиров при пожаре в салоне автобуса - Во-первых немедленно сообщите об этом водителю: не забывайте, что его внимание обращено главным образом на дорогу. Во-вторых, откройте двери кнопкой аварийного открывания. Если это не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручень, ударьте обееми ногами в угол окна) или откройте их как аварийные выходы по инструкции (например, с помощью специального встроенного шнура). В-третьих, по возможности сами тушите огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыв верхней одеждой очаг возгорания.
Первая помощь при автомобильной аварии
-эвакуация пострадавшего. При этом необходимо убедиться в личной безопасности, поскольку автомобиль с бензиновым двигателем загорается по истечении 5 минут, реальна угроза взрыва;
-проверьте реакцию зрачка на свет, наличие дыхания и сердцебиения;
-при отсутствии дыхания и сердцебиения – искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца;
-при наличии кровотечения – временная остановка кровотечения;
-при подозрении на перелом – иммобилизация;
-при наличии раны – обработка раны и наложение асептической повязки;
-транспортировка в лечебное учреждение.
Аварии на морском и речном транспорте.При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале дети и женщины, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др. Перед посадкой в шлюпку, или плот следует очень тепло одеться, а сверху надеть спасательный жилет. Все плавучие средства должны быть вместе со спасенными и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо находиться от тонущего судна на расстоянии не менее 100 м и организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, пищу и воду расходовать экономно.
Аварии на авиационном транспорте.Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.
Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.
При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам.
В случае пожара в салоне самолета пассажир защищает себя от огня, покрыв открытые места тела одеждой; он должен стараться меньше дышать воздухом, содержащим дым; если имеются маски и кислород – воспользоваться ими. Если таковые отсутствуют – смочить носовой платок и дышать через него, быстро двигаясь к выходу, пригнувшись или на четвереньках. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.
Действия пассажиров самолета при декомпресии - не дожидаясь команды, а тем более помощи экипажа, немедленно надевайте кислородную маску. О том, где она находится и как ею пользоваться, должна рассказать стюардесса в начале полета. Маску надо именно надеть, а не просто прижать к носу и рту: можно уронить ее и потерять сознание.
- Пожары развиваются по общей схеме. Различают три фазы пожара.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера
- 2.1. Аварии и их характеристики
- 2.2. Аварии на химически и радиационно опасных объектах
- 2.3. Аварии на взрывопожароопасных объектах
- Аварии на гидродинамических объектах
- 2.5. Транспортные аварии
- Первая помощь при транспортных авариях
- Наиболее распространенные поражения и помощь при транспортных авариях Травматический шок.
- Приемы оживления.
- Остановка дыхания.
- 4. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
- Потенциально опасные техногенные объекты
- Терроризм
- Объекты террористических актов
- Способы, с помощью которых террористы порождают в людях страх?
- Типы террористических движений
- Типы терроризма Типы по в.В. Лунееву
- Типы по н. Ментелеевой
- II. Борьба с терроризмом
- 1. Взрывы в жилых домах.
- 2. Взрывы на улице.
- 3. Действия при захвате террористами.
- 4. Взрывные устройства.
- 1 2 3 4 5 6