logo search
ответы на госсы с вопросами

30.Нормативно- правовая база в области пожарной безопасности

1.ФЗ № 123"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".Цель - защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

2. ФЗ № 69 «О пожарной безопасности»

3. ГОСТ Р 12.3.047-98 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля"

4. ГОСТ 12.1.010-76 «ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования»

5. ГОСТ 12.1.033-81 «ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения».

Дисциплина ОПО

  1. Понятие ОПО. Принципы отнесения предприятий к ОПО.

ОПО (ФЗ №116)являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

  1. Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств. Требования безопасности при проведении экспертизы ОПО.

Экспертиза промышленной безопасности для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений проводится в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98) от 06.11.1998 N 64 и Положением о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на ОПО (РД-03-484-02) на основании:

заявки на проведение экспертизы при выработке техническими устройствами, зданиями и сооружениями нормативного срока эксплуатации;

требования Госгортехнадзора России или его территориального органа в случае стихийного бедствия, пожара, аварии с повреждением или разрушением отдельных частей технических устройств, несущих конструкций зданий и сооружений.

Порядок продления сроков безопасной эксплуатации включает следующие этапы:

рассмотрение заявки;

разработку, согласование и утверждение программы работ по обследованию;

выполнение работ по обследованию;

анализ полученной информации;

выдача заключения с предложениями о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений и, при необходимости, плана корректирующих мероприятий;

утверждение заключения экспертизы;

подготовку, согласование, принятие и утверждение решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации);

проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных в заключении экспертизы промышленной безопасности;

контроль выполнения корректирующих мероприятий.

Решение о продолжении эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации.

Если дальнейшая эксплуатация целесообразна, то на основании заключения экспертизы промышленной безопасности эксплуатирующей организации следует:

устранить замечания экспертов (произвести ремонт);

комиссией предприятия произвести допуск к дальнейшей эксплуатации на рекомендованный экспертной организацией срок;

представить в территориальный орган Госгортехнадзора России акт о продлении срока эксплуатации с перечнем устраненных замечаний и мероприятиями по поддержанию оборудования в исправном состоянии.

  1. Основы безопасности ОПО в атомной промышленности.

Техногенное воздействие на окружающую среду при строительстве атомных электростанций бывают физические, химические и радиационные. Наиболее существенные из них:

• )локальное воздействие на рельеф -при строительстве;

• )повреждение экологических систем -при эксплуатации;

• )сток поверхностных грунтовых вод, содержащих радиоактивные элементы ;

• )изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС;

• )изменение климатических характеристик близлежащих районов.

Для эффективной защиты окружающей среды необходимо законодательно ввести принцип ограничения вредных техногенных воздействий: опасные и радиоактивные вредные вещества.

По аналогии с принципами радиационной защиты принципы защиты окружающей среды состоят в том, что:

• )должны быть исключены необоснованные технологические воздействия;

)накопленные вредные вещества в биоценозах, техногенные нагрузки на элементы экосистем не должны превышать опасные пределы;

)поступление вредных веществ в элементы экосистем техногенные нагрузки должны быть настолько низкими, насколько это возможно с учетом экономических и социальных факторов

Для работников РОО средняя годовая эффективная доза равна 20 мЗв или эффективная доза за ᴨȇриод трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту (1 000 мЗв). Допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0.05 зиверта, но при условии, что она, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0.02 зиверта.

  1. Лицензионная и разрешительная деятельность, функции лицензирующих органов.

Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение определенных пра­вомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере общественных отношений.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

)предоставление лицензий;

)переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

)приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;

)ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

)контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

)обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Функции лицензирующих органов

Органами, уполном-ми вести лиценз-ую деят-ть в обл. ПБ, явл-ся: МВД России, Минздрав России, МПР России, МЧС России, Ростехнадзор, Минэнерго России, Госстрой России, Роскартография, Росбоеприпасы и другие.

Лиценз-ий орган при осущ-ии надзора за соблюд-ем лиценз-ых треб-ий и усл-ий имеет право:

проводить проверки деят-ти владельца лицензии на предмет соотв-ия лиценз-ым треб-ям и усл-ям;

запраш-ть и получать от владельца лицензии необх-ые объяснения и справки; составлять на основании проверок акты с указанием нарушений;

выдавать владельцу лицензий предписания по устранению выявленных нарушений; выносить предупреждения.

Лиценз-ие органы формируют и ведут реестры лицензий на конк-ые виды деят-ти, кот. вкл-ют: сведения о владельцах лицензий; сведения об органе, выдавшем лицензию; виды деят-ти, на осущ-ие кот. выданы лицензии; даты выдачи и номера лицензий; сроки действия лицензий; сведения о рег-ии лицензий в реестрах, основания и даты приостан-ия и возобновления действия лицензий; основания и даты аннулирования лицензий; иные сведения, определяемые положениями о лиценз-ии конкретных видов деят-ти.

Лиценз-ие органы вып-ют след-ие фун-ии:

Регион-ые органы Ростехнадзора (округа) в рамках лицен-ой деят-ти выполняют следующие фун-ии:

  1. Методические, организационные нормы эксплуатации опасных объектов.

ФЗ №116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности ОПО»

Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 №1371 «О регистрации объектов в гос. реестре ОПО»

РД 08-120-96 «Методические указания по проведению анализа риска ОПО»

ФЗ от 08.08.2001 №128-ФЗ (99) «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Постановление Правительства РФ от 11.05.1999 №526 «Об утверждении Правил предоставления декларации промышленной безопасности ОПО»

Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО»

Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО (ПБ 03-517-02)

СНиП 21.01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»

ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в ЧС»

ФЗ №116 от 21.07.1997 (ред 2 июля 2013 ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Состоит : 18 ст

Преамбула