logo
ответы на госсы с вопросами

3.Порядок проведения специальной оценки условий труда. Состав аттестующей комиссии

Специальная оценка условий труда проводится в несколько этапов:

 

Рассмотрим более подробно содержание работ на всех этапах специальной оценки условий труда.

 

Подготовительный этап

 

На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия:

  1. Проводится разъяснительная работа в коллективе о целях и задачах проведения специальной оценки условий труда.

  2. Подбираются кандидаты для комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Оптимальное количество членов комиссии 5 - 7 человек, председатель комиссии, как правило, заместитель директора, ответственный за организацию работы по охране труда. Количество членов комиссии в соответствии с частью 1 ст. 9 ФЗ 426 должно быть нечетным. В состав комиссии в обязательном порядке включаются специалист по охране труда и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Представители спецорганизации и ее эксперты в комиссию не входят. Состав комиссии и порядок ее деятельности (обязанности членов комиссии, график работы и т.п.) утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. В соответствии с ФЗ 426 комиссии предоставлены очень широкие права, в том числе принятие и утверждение всех документов по специальной оценке условий труда.

  3. Комиссия начинает свою работу с составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, c указанием аналогичных рабочих мест. Требований к форме данного перечня нет. В перечне для каждого рабочего места желательно сразу указать:

Вышеперечисленная информация потребуется в дальнейшем эксперту спецорганизации при проведении идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Данный перечень утверждается на заседании комиссии (ст. 9 часть 5 ФЗ 426), что фиксируется в протоколе.

  1. Дается поручение руководителям подразделений, где будет проводиться спецоценка, и профильным службам подготовить:

Также необходимо провести профилактические ремонты и обслуживание станков, систем освещения и вентиляции.

  1. Выбор спецорганизации и заключение контракта. Спецорганизация должна удовлетворять определенным критериям (ст. 19, 20, 21, 22, 27 ФЗ 426):

Желательно уточнить наличие опыта работы в качестве аттестующей организации у претендента и наличие замечаний органа исполнительной власти региона по труду (государственной экспертизы условий труда) по результатам экспертизы документов по проводимой аттестации рабочих мест по условиям труда. В Новосибирской области данную информацию можно получить в отделе управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области или на сайте этого министерстваhttp://szn.nso.ru/home/trudotnosh/ohranatruda/gosixp.aspx. Рекомендуется также получить отзывы организаций, где претендент проводил спецоценку или аттестацию рабочих мест по условиям труда.

  1. Составление и подписание контракта со спецорганизацией (при необходимости проводится аукцион).

  2. После подписания контракта необходимо, чтобы спецорганизация подтвердила права эксперта(ов) и специалистов, которые будут проводить исследования (испытания) и измерения уровней идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, например, предоставляет заказчику заверенную в установленном порядке выписку из приказа, в котором назначаются эксперты, проводящие специальную оценку условий труда, и специалисты, осуществляющие исследования и испытания идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов с указанием их полномочий. В переходной период приказом также должно даваться право работнику спецорганизации подписывать документы от имени эксперта. Это связано с тем, что ФЗ 426 и Методика не предусматривают ни каких подтверждающих действий о том, что человек, дающий заключения от имени эксперта, является этим экспертом и его полномочия не прекращены, ни на заключениях эксперта, ни на протоколах исследования и испытания вредных и (или) опасных производственных факторов не предусмотрены подписи руководителя спецорганизации и печати.

 

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

 

  1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором, с учетом условий воздействия этих факторов, изложенных в примечаниях. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой (приказ Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н).

  2. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляет эксперт спецорганизации и от качества его работы будет зависеть объем и стоимость всей работы по спецоценке. Следует помнить, что идентификация факторов не проводится (ст. 10 ФЗ, п. 10 Методики) на рабочих местам, на которых:

Результаты идентификации эксперт оформляет заключением(ями), в приложении к которому(ым) должны быть перечни:

  1. Комиссия организации рассматривает заключение(я) эксперта и при согласии утверждает предоставленный экспертом перечень рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, и признает условия труда на этих рабочих местах допустимыми (ст. 10, часть 4 ФЗ 426, п. 8 Методики). На рабочих местах, на которых факторы идентифицированы, или их идентификация не проводится, комиссия формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих измерениям (ст. 12, часть 2 ФЗ 426). Свои решения комиссия оформляет протоколом(ами).

 

Измерения уровней идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, классификация условий труда на рабочих местах и утверждение отчета о проведении спецоценки условий труда

 

  1. Эксперт рассматривает данные производственного контроля и дает представление в комиссию организации о возможности или невозможности использования этих данных при специальной оценке условий труда. Свое решение он оформляет заключением (последний абзац п. 15 Методики).

  2. Комиссия организации на основании представления эксперта принимает решение об использовании данных производственного контроля при специальной оценке условий труда. Свое решение комиссия оформляет протоколом (ст. 12, часть 7 ФЗ 426, п. 13 Методики).

  3. При необходимости комиссия принимает решение о невозможности проведения измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на ряде рабочих мест, на которых может создаться угроза для жизни работников, экспертов и других лиц. В этом случае условия труда на данных рабочих местах признаются опасными (класс 4) со всеми вытекающими последствиями (ст. 12, часть 9 ФЗ 426). Свое решение комиссия оформляет протоколом. В случае принятия такого решения работодатель в течение 10 рабочих дней направляет копию вышеупомянутого протокола в Государственную инспекцию труда региона по месту своего нахождения.

  4. Не следует пускать на самотек работу с экспертом или иным работником спецорганизации по замерам уровней идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов. При проведении измерений необходимо обращать внимание на: исправность и наличие поверки используемых приборов; соблюдение методик измерения и, главное, соблюдение технологических требований, режимов работы оборудования, станков во время замеров. Сразу фиксировать факт превышения допустимых уровней, выявлять причину и, при возможности, устранять ее и проводить повторные замеры не дожидаясь получения заключения (протокола).

  5. Результаты исследований и измерений уровней вредных и (или) опасных производственных факторов спецорганизация оформляет протоколами в соответствии с разделами III и IV Методики. В зависимости от фактических значений этих факторов условия труда на рабочем месте относят к соответствующему классу (подклассу) условий труда. В случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, комиссия по специальной оценке условий труда организации может на их рабочих местах снизить на одну ступень итоговый класс (подкласс) условий труда. Такое снижение возможно только при наличии соответствующего заключения эксперта спецорганизации.

  6. По результатам проведенной специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ст.15 ФЗ 426 и приложения 3 к приказу Минтруда РФ № 33н. организация, проводившая специальную оценку условий труда, составляет Отчет, который включает в себя и карты специальной оценке условий труда, и направляет его в комиссию работодателя.

  7. Полученный от спецорганизации Отчет изучается всеми членами комиссии и, при отсутствии вопросов и замечаний, принимается на заседании комиссии с отражением решения об его утверждении в протоколе. Отчет подписывают все члены комиссии, и утверждает председатель комиссии. Логично, чтобы к отчету прикладывалась копия сертификата эксперта (после переходного периода). Член комиссии, который не согласен с результатами проведенной спецоценки, излагает свое мотивируемое особое мнение в письменной форме, которое прикладывается к этому отчету.

 

Заключительный этап специальной оценки условий труда

 

  1. В течение 30-ти календарных дней после утверждения Отчета о проведении специальной оценке условий труда работодатель организует:

  1. Декларация соответствия составляется на основании соответствующего заключения эксперта и протокола комиссии по специальной оценке условий труда. Форма декларации и порядок ее предоставления определен приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н.

  2. На основании Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда (раздел VI Отчета) работодатель утверждает план мероприятий по улучшению условий труда с указанием ответственных исполнителей, источников и объемов финансирования конкретных мероприятий и сроков их исполнения. Контроль исполнения этого плана, как правило, ложится на службу охраны труда организации.

  3. С учетом строки 040 Карт специальной оценки условий труда работодатель устанавливает работникам гарантии и компенсации, организует выдачу молока или лечебно-профилактического питание, реализует право на досрочное назначение трудовой пенсии, организует проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Порядок установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определен Трудовым кодексом РФ: повышенная оплата труда – ст. 147; ежегодный дополнительный отпуск - ст. 117; сокращенная продолжительность рабочей смены - ст. 92, 94, 104.

 

Внеплановая специальная оценка условий труда

 

В соответствии со ст. 17 ФЗ 426 внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных выше случаев.