logo search
Учебное пособие по БЖ

Глава 8. Безопасный отдых и туризм (Игнатькова с.А.) Основные понятия и законодательные акты в области туризма.

«Безопасность в туризме» ис­следует требования к туристским и экскурсионным услугам по обеспечению безопасности для жизни и здоровья туристов и экс­курсантов, методы их контроля и решает следующие основные задачи:

Безопасность в туризме может быть определена как деятельность, при которой с определенной и достаточно высокой вероятностью исключено проявление опас­ностей или отсутствуют чрезмерные опасности. В путешествии обеспечение безопасности является главным условием. На туристском маршруте, кроме таких трудностей, как про­хождение заболоченных участков, порожистых рек, горных пере­валов и т.п., могут встретиться и другие опасности. Среди них есть как зависящие от изменений погоды и носящие эпизодический или сезонный характер, так и такие, которые вызваны неправиль­ным (неадекватным) поведением самих туристов. Поэтому безопасность в туризме можно определить как приемлемый риск воз­действия на организм человека случайных, потенциальных (скры­тых), постоянных (непрерывных) и всеобщих или всеобъемлю­щих опасностей.

Определение данного понятия включено в Федеральный закон №2300-1 от 7.02.1992 г. «Об основах туристс­кой деятельности» (гл. 7., статья 14 в ред. от 05.02.2007 №12-ФЗ). Безопасность в туризме определяется так: «безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества и ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности общества». В Федеральном законе № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», сформулировано следующее определение безопасности: «Безопасность продукции, процессов производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с при­чинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физи­ческих или юридических лиц, государственному или муниципаль­ному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью живот­ных или растений».

Отношения между туристами и туристской организацией воз­никают с момента заключения договора на предоставление турист­ских услуг или подачи заявки и регулируются Гражданским кодексом РФ, другими законодатель­ными и нормативными актами в области индустрии туризма:

О защите прав потребителей: Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. // Закон. 2003. № 4. — С. 11-15.

Об основах обязательного страхования. Федеральный закон, № 165-ФЗ от 16.07.1999 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 6519-6529.

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон № 2300-1 от 7.02.1992 г. в редакции Федерального закона № 2-ФЗ от 9.01.1996 г. с изменениями, внесенными федеральными законами № 212-ФЗ от 17.12.1999г. и № 196-ФЗ от 30.12.2001 г. // Закон. 2003. №4. — С. 15-31.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1). — М.: ИПК Издательство стандар­тов, 2002. — 72 с.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). — М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

О техническом регулировании: Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. — 21 с.

ГОСТ 28681.3-95 / ГОСТ Р 50644-94. Туризм, Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования.

ГОСТ 28681.1-95 /ГОСТ Р 50681-94. Туризм. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

ГОСТ 28681.0-90. Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения.

В соответствии со ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» турист имеет право на получение всех услуг в течение установ­ленного срока тура при отсутствии недопустимого риска, свя­занного с возможностью причинения вреда здоровью или жизни и ущерба его имуществу и окружающей среде при обычных усло­виях их потребления.