logo
Учебное пособие по БЖ

Международный опыт по разработке мер безопасности туризма

В настоящее время существует более 200 международных туристских организаций различного профиля деятельности. Координатором этой работы является Всемирная туристская организация (ВТО), которая с октября 2003 г. является специализированным учреждением ООН. В рамках Исполнительного совета ВТО в 1994 г. был создан Комитет по качеству туристского обслуживания, в компетенцию которого входит разработка мер по обеспечению безопасности туризма, уменьшению рисков при путешествиях и защите туристов. В рамках достижения вышеуказанных целей данный Комитет реализует Программу качества развития туризма, включающую:

В своей деятельности по вопросам обеспечения безопасности в туризме Комитет по качеству туристского обслуживания ВТО тесно сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и имеет статус наблюдателя при Всемирной торговой организации. При Исполнительном Совете ВТО в 1994 г. был создан Коми­тет по качеству туристского обслуживания, который непосред­ственно ответственен за разработку вопросов безопасности туриз­ма, уменьшения рисков при путешествиях и защиты туристов. В шведском городе Эстерсунде 9-11 июня 1995 г. по инициативе ВТО был проведена 1-я Международная конференция по безопасно­сти туризма и уменьшению рисков при путешествиях. В ее итоговом документе было отмечено, что вопросы безопасности туризма и уменьшения рисков при путешествиях должны быть включены:

Также было указано, что "обязанности по обеспечению безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях возлагаются, прежде всего, на государственные органы и национальные туристские администра­ции, которые в свою очередь должны обеспечить соответствующий уровень взаимодействия и координации работы со всеми участни­ками туристского процесса". Таким образом, в данной сфере основа успеха заключается именно в постоянном взаи­модействии туристского сектора, гостиниц и турфирм с соответству­ющими службами и государственными структурами. Отмечена на­стоятельная необходимость своевременного и постоянного обмена информацией между странами, национальными туристскими администрациями и другими учреждениями сферы туризма, качествен­ной взаимопомощи и координации, ответственности правительств и государств в устранении проблем, осложняющих развитие международного туризма, подчеркнута немаловажная роль средств массо­вой информации в повышении его безопасности.

Безопасность международного туризма должна быть основана на тщательно продуманной, целенаправленной и комплексной системе мер в целях создания таких условий, при которых любое происшествие с туристом заведомо не могло бы произойти.

Безопасность туриз­ма можно подразделить на ряд уровней:

Примером такой деятельности может служить Мексиканская программа безопасности туризма. В 1996 г. под руковод­ством Министерства туризма Мексики и Совета по развитию ту­ризма столичной мэрии в Мехико была проведена конференция по выработке государственной программы безопасности туриз­ма. Мексиканские власти придали самое серьезное значение дан­ной проблеме, рассматривая ее как важнейший элемент общей национальной программы развития туризма в стране. Участники конференции призвали разрабо­тать единую комплексную программу по обеспечению безопас­ности иностранных туристов, начиная с момента пересечения ими государственной границы, если не с момента оформления въезд­ных виз. Рекомендовано в программы безопасности туризма включить следующие меры: создание информационных пунктов в местах въезда иност­ранных туристов в аэропортах, морских терминалах и других по­граничных пунктах для оказания им консультационной и иной помощи; издание под эгидой министерства туризма государственных информационных материалов по Мексике, социально-культурным и национальным особенностям ее населения; принятие законодательных и иных нормативных актов по ужесточению мер наказания за обман туристов водителями так­си, служащими отелей, ресторанов, магазинов и других предпри­ятий обслуживания; создание единого центра информа­ции и мобильной полицейской службы г. Мехико по оказанию срочной помощи туристам (при въезде в страну каждому туристу вручаются координаты и телефоны этого центра, персонал цент­ра свободно владеет шестью иностранными языками: английским, французским, немецким, итальянским, шведским и японским).

Создание подобных программ обеспечения безопасности ту­ризма характерно для многих стран, в том числе аналогичная задача стоит и перед российскими органами управления туризмом. Основным документом относительно международного туризма в России является Федеральный закон "0 порядке выезда из Российс­кой Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. № 114. В ст. 5 этого закона определено: "если на территории того или ино­го иностранного государства возникают обстоятельства, затруд­няющие принятие мер по защите туристов, то Правительство РФ будет давать рекомендации о нежелательности въезда в такое го­сударство". Помимо этого в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указано, что "федеральный орган исполнительной вла­сти в сфере туризма информирует турагентов и туристов об угро­зе безопасности туристов в стране временного пребыва­ния". Законом также предусмотрена возможность незамедлитель­ной и безвозмездной публикации информации о возникшей угрозе безопасности туристов в средствах массовой информации. В целях предупреждения заражения особо опасными инфекциями и паразитарными заболеваниями в 1998 году в России Главным государственным санитарным врачом утверждены обязанности руководителей туристических фирм по организации безопасности международного туризма (Туризм: экономика и учет. – 2000. - №8. – С. 8-9).