Факторы окружающей среды и здоровье человека
Из заключения экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) следует, что состояние здоровья человека лишь на 8–10% определяется уровнем развития медицины и состоянием медицинской помощи, на 10–20% – наследственными факторами, на 20–25% — состоянием природной среды и на 50% – образом жизни и поведением человека в различной экологической среде (табл.2.). Это означает, что экологическая среда играет решающую роль для здоровья человека.
Основная цель выживания человека в экологических ЧС – сохранить здоровье и не допустить сокращения продолжительности жизни.
Уточним понятие «здоровье» и критерии его оценки, необходимые для дальнейшего рассмотрения путей его сохранения в экологических ЧС.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды, к естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ, Устав, 1968).
Это определение недостаточно конкретно, его уточняет определение здоровья, как состояния сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни.
Критериями, по которым оценивается здоровье, являются: отсутствие болезни; нормальная работа организма; равновесие организма в системе «природа – человек»; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; способность приспосабливаться к изменениям в окружающей природной среде; способность полноценно учиться, трудиться, общаться с людьми; стремление к творчеству.
Здоровье человека держится на духовности, психике и физиологии. Главными составляющими здоровья являются его духовное и физическое состояние.
Таблица 2
Факторы, определяющие индивидуальное здоровье человека
Факторы, влияющие на здоровье
| Примерный удельный вес, % |
Группы факторов риска |
Образ жизни и игнорирование естественных экологических факторов | 49–53% | Незнание и неучет воздействия на здоровье естественных экологических факторов, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая степень урбанизации, несбалансированное и неправильное питание, вредные условия проживания и др. |
Генетика, биология | 15–20% | Предрасположенность к наследственным болезням человека |
Экологические загрязнения природной среды | 20–25% | Химические, физические и биологические загрязнения природной среды |
Состояние и уровень медицинской помощи | 8–10% | Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания, побочные эффекты от применения мед препаратов |
Современная медицина подразделяет здоровье на общественное (популяционное) и индивидуальное. Общественное здоровье отражает любые изменения, происходящие в сфере экономики, труда, быта, культуры, досуга. Показателями, отражающими общественное здоровье, принято считать среднюю продолжительность жизни, общую смертность, уровень детской смертности населения.
Индивидуальное здоровье обуславливает сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальную трудоспособность и социальную активность при наибольшей продолжительности активной жизни.
В общем случае на здоровье человека влияют различные факторы и условия окружающей среды (рис.11.). Эти факторы могут быть как естественные, так и антропогенные. В настоящее время нет точных общепризнанных данных о долевом вкладе различных факторов в формирование индивидуального и популяционного здоровья людей. Но большинство ученых согласны, что в ближайшие 30–40 лет здоровье населения будет зависеть от качества среды обитания. Отмечается, что здоровье человека, как и биосферы, надо рассматривать в комплексе, и приводятся данные, характеризующие зависимость между здоровьем человека и здоровьем биосферы. В настоящее время во внешней среде зарегистрировано более 4 млн. токсичных веществ, и ежегодно их количество возрастает на 6000; в организм человека попадает около 100 тыс. ксенобиотиков. Каждый четвертый житель Земли страдает аллергией и аутоиммунными заболеваниями; более 80% болезней обусловлено экологическим напряжением. Самое тяжелое следствие загрязнения биосферы заключается в генетических последствиях. Уже сейчас известно более 2500 видов нарушений здоровья, локализованных на генном и хромосомном уровнях; 10% новорожденных имеют отклонения от нормального развития; около 50% генофонда европейского населения из-за экологического напряжения не воспроизводится в следующем поколении. Это еще раз подтверждает, что экологическая среда – основной источник ухудшения здоровья человека на современном этапе развития человеческого общества.
Из вышеприведенного анализа вытекает, что на первый план в выживании человека в современной окружающей среде выходит его поведение в этой среде (образ жизни). Поэтому каждому человеку необходимо:
знать состояние экологической среды в местах проживания и работы;
учитывать воздействие естественных экологических факторов;
принимать меры по снижению воздействия антропогенных экологических загрязнений на основные источники жизни (воздух, пищу, воду, свет и другие источники энергии);
вести здоровый образ жизни (выполнять санитарно-гигиенические мероприятия; соблюдать умеренное и сбалансированное питание, режим труда и отдыха; уметь управлять своими эмоциями; отказаться от вредных привычек; соблюдать меры безопасности в быту, на улице и по месту работы; не допускать физических и психических перегрузок и др.);
проводить комплекс мероприятий по укреплению здоровья и выживанию в экологических ЧС на базе достижений современной науки;
учитывать наличие хронических заболеваний, как наследственных, так и приобретенных в процессе жизнедеятельности, или предрасположенность к ним;
периодически очищать свой организм от шлаков.
Общая схема, характеризующая мероприятия по обеспечению выживания людей в условиях экологического кризиса и экологических ЧС показана на рис.12.
Считается, что государственные структуры по защите населения и природной среды комплексом мероприятий по предупреждению экологических ЧС не должны допустить их появления в местах проживания и работы людей. Однако на практике исключить ЧС экологического характера нельзя. Действия человека и условия по выживанию в экологических ЧС отражены на рис.13.
Из рис.13. следует, что выживание в экологических ЧС возможно только при ведении здорового образа жизни и принятии мер противодействия ЧС.
Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: учет воздействия на здоровье естественных экологических факторов, достаточная двигательная активность, соблюдение правил здорового питания, отказ от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), использование лечебной физкультуры и спорта для поддержания или восстановления законов жизни, соблюдение санитарно-гигиенических процедур, соблюдение правил психологии выживания, учет профессиональной деятельности и социального положения, принятие мер по уменьшению воздействия экологических загрязнений природной среды на здоровье, периодическое очищение организма от шлаков и др.
- Часть I защита населения и хозяйственых объектов в чрезвычайных ситуациях Курс лекций
- От автора
- Раздел 1. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях 9
- Тема 1. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, характерных для республики беларусь 9
- Тема 2. Прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 90
- Тема 3. Действия населения в чрезвычайных ситуациях 115
- Тема 4. Государственная система защиты населения в чрезвычайных ситуациях 130
- Тема 5. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях 172
- Основные понятия
- Опасности для человека, экономики и природной среды в Республике Беларусь
- Классификация чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера Краткая характеристика природных чрезвычайных ситуаций
- Краткая характеристика техногенных чрезвычайных ситуаций
- Опасные транспортные происшествия
- Дорожно-транспортые происшествия
- Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте
- Аварии и катастрофы на воздушном транспорте
- Аварии и катастрофы на водном транспорте
- Аварии на трубопроводном транспорте
- Пожары и взрывы на объектах хозяйствования
- Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными происшествиями на химически опасных объектах
- Краткая характеристика биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
- Классификация болезнетворных микробов
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Экологические чрезвычайные ситуации Источники и классификация экологических чрезвычайных ситуаций
- Классификация экологических чрезвычайных ситуаций
- Чрезвычайные ситуации, вызванные естественными экологическими факторами
- Воздействие Луны на здоровье человека
- Воздействие Солнечной активности на человека и природную среду
- Чрезвычайные ситуации, вызванные физическими загрязнениями среды
- Механическое загрязнение
- Тепловое загрязнение
- Электромагнитное загрязнение
- Шумовое загрязнение
- Чрезвычайные ситуации, вызванные химическими загрязнениями среды
- Загрязнение атмосферы
- Загрязнение гидросферы
- Загрязнения литосферы
- Комбинированное действие вредных факторов
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные применением современного оружия Ядерное оружие
- Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва
- Характеристика очага ядерного поражения
- Возможные последствия ядерной войны
- Химическое оружие и биологическое оружие Химическое оружие
- Биологическое оружие
- Обычные средства поражения
- Терроризм
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций
- Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций
- Экологическое прогнозирование
- Прогнозирование биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
- Оценка чрезвычайных ситуаций
- Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций
- Оценка риска
- Предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций
- Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
- Мероприятия по предупреждению или уменьшению последствий природных чрезвычайных ситуаций
- Основные мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций
- Основные мероприятия по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
- Основные мероприятия по предупреждению экологических чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Техногенные чрезвычайные ситуации
- Особенности выживания при пожарах и взрывах на объектах
- Особенности выживания в чрезвычайных ситуациях, вызванных транспортными авариями и катастрофами
- Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
- Особенности выживания в экологических чрезвычайных ситуациях
- Факторы окружающей среды и здоровье человека
- Учет воздействия естественных экологических факторов на здоровье человека
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Основные задачи
- Структура гсчс
- Основные органы управления. Силы и средства гсчс
- Координирующие органы и их задачи
- Органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям
- Силы и средства гсчс
- Оперативное управление и информационное обеспечение гсчс
- Функции министерств по защите населения в чрезвычайных ситуациях
- Министерство по чрезвычайным ситуациям
- Организация гражданской обороны объекта
- Функции других основных республиканских органов государственного управления Министерство внутренних дел
- Министерство здравоохранения
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Министерство лесного хозяйства
- Министерство промышленности, концерны «Белэнерго», «Белнефтехим», «Белтопгаз», предприятие «Белтрансгаз»
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- Государственный комитет по гидрометеорологии
- Комитет государственной безопасности
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Основные мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях и условия их применения Общие положения. Эвакуация населения в мирное и военное время
- Эвакуация населения
- Эвакуация в военное время
- Эвакуация в мирное время
- Использование средств коллективной и индивидуальной защиты
- Укрытие населения в защитные сооружения
- Использование средств индивидуальной защиты
- Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Управление спасательными и другими работами
- Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Тема 5. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях Лекция 9. Основы устойчивости работы объектов Стратегия устойчивого развития экономики
- Природные ресурсы
- Экономика
- Человек
- Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику
- Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях
- Факторы, влияющие на устойчивость работы промышленного объекта
- Мероприятия по обеспечению устойчивости объекта в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент в эколого-производственной системе
- Менеджмент в эколого-производственной системе
- Контрольные вопросы к лекции №9
- Экзаменационные вопросы по разделу «защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях»
- Литература
- Пустовит Василий Трофимович Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность.
- Часть I
- Курс лекций
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.