Силы и средства гсчс
В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС, наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.
Силы и средства ликвидации ЧС состоят из:
органов и подразделений МЧС;
территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;
организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения;
штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстано- вительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;
учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;
специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.
Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС. Координацию деятельности и методическое руководство силами аварийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС.
Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС. Эти формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.
Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.
Невоенизированные формирования ГО создаются на предприятиях, в некоторых организациях и учреждениях по решению Правительства. В мирное время эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, когда сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного положения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного времени. Невоенизированные формирования имеют различную структуру, назначение, состав, могут быть оснащены различной техникой.
В них могут быть зачислены: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины – от 16 до 55 лет, за исключением беременных и имеющих детей до 8 лет. В состав невоенизированных формирований не включаются инвалиды первой и второй группы. Подготовка этих формирований к проведению спасательных и других работ производится по специальным программам непосредственно на объектах, а командно-начальствующий состав – и в учебных центрах (курсах ГО).
Организационно формирования состоят из отрядов (220–375 человек, отряды – из команд (90–120 человек), команды – из групп (14–60 человек), группы – из звеньев (4–8 человек). Могут также быть отдельные команды и группы. В связи с совершенствованием системы ГО могут быть изменения, как в структуре, так и в составе невоенизированных формирований.
Невоенизированные формирования классифицируют:
по назначению – на формирования общего назначения и формирования служб;
по подчиненности – на территориальные и объектовые;
по степени готовности – на обычной готовности (на сбор формирования отводится 24 часа) и повышенной готовности (на сбор формирования отводится 6 часов).
Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды.
Задачами этих сил являются:
сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;
представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;
прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;
контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;
проведение экологической экспертизы текущих и перспективных производств;
контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;
прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.
- Часть I защита населения и хозяйственых объектов в чрезвычайных ситуациях Курс лекций
- От автора
- Раздел 1. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях 9
- Тема 1. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, характерных для республики беларусь 9
- Тема 2. Прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 90
- Тема 3. Действия населения в чрезвычайных ситуациях 115
- Тема 4. Государственная система защиты населения в чрезвычайных ситуациях 130
- Тема 5. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях 172
- Основные понятия
- Опасности для человека, экономики и природной среды в Республике Беларусь
- Классификация чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера Краткая характеристика природных чрезвычайных ситуаций
- Краткая характеристика техногенных чрезвычайных ситуаций
- Опасные транспортные происшествия
- Дорожно-транспортые происшествия
- Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте
- Аварии и катастрофы на воздушном транспорте
- Аварии и катастрофы на водном транспорте
- Аварии на трубопроводном транспорте
- Пожары и взрывы на объектах хозяйствования
- Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными происшествиями на химически опасных объектах
- Краткая характеристика биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
- Классификация болезнетворных микробов
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Экологические чрезвычайные ситуации Источники и классификация экологических чрезвычайных ситуаций
- Классификация экологических чрезвычайных ситуаций
- Чрезвычайные ситуации, вызванные естественными экологическими факторами
- Воздействие Луны на здоровье человека
- Воздействие Солнечной активности на человека и природную среду
- Чрезвычайные ситуации, вызванные физическими загрязнениями среды
- Механическое загрязнение
- Тепловое загрязнение
- Электромагнитное загрязнение
- Шумовое загрязнение
- Чрезвычайные ситуации, вызванные химическими загрязнениями среды
- Загрязнение атмосферы
- Загрязнение гидросферы
- Загрязнения литосферы
- Комбинированное действие вредных факторов
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные применением современного оружия Ядерное оружие
- Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва
- Характеристика очага ядерного поражения
- Возможные последствия ядерной войны
- Химическое оружие и биологическое оружие Химическое оружие
- Биологическое оружие
- Обычные средства поражения
- Терроризм
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций
- Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций
- Экологическое прогнозирование
- Прогнозирование биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
- Оценка чрезвычайных ситуаций
- Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций
- Оценка риска
- Предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций
- Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
- Мероприятия по предупреждению или уменьшению последствий природных чрезвычайных ситуаций
- Основные мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций
- Основные мероприятия по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
- Основные мероприятия по предупреждению экологических чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Техногенные чрезвычайные ситуации
- Особенности выживания при пожарах и взрывах на объектах
- Особенности выживания в чрезвычайных ситуациях, вызванных транспортными авариями и катастрофами
- Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
- Особенности выживания в экологических чрезвычайных ситуациях
- Факторы окружающей среды и здоровье человека
- Учет воздействия естественных экологических факторов на здоровье человека
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Основные задачи
- Структура гсчс
- Основные органы управления. Силы и средства гсчс
- Координирующие органы и их задачи
- Органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям
- Силы и средства гсчс
- Оперативное управление и информационное обеспечение гсчс
- Функции министерств по защите населения в чрезвычайных ситуациях
- Министерство по чрезвычайным ситуациям
- Организация гражданской обороны объекта
- Функции других основных республиканских органов государственного управления Министерство внутренних дел
- Министерство здравоохранения
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Министерство лесного хозяйства
- Министерство промышленности, концерны «Белэнерго», «Белнефтехим», «Белтопгаз», предприятие «Белтрансгаз»
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- Государственный комитет по гидрометеорологии
- Комитет государственной безопасности
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Основные мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях и условия их применения Общие положения. Эвакуация населения в мирное и военное время
- Эвакуация населения
- Эвакуация в военное время
- Эвакуация в мирное время
- Использование средств коллективной и индивидуальной защиты
- Укрытие населения в защитные сооружения
- Использование средств индивидуальной защиты
- Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Управление спасательными и другими работами
- Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Тема 5. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях Лекция 9. Основы устойчивости работы объектов Стратегия устойчивого развития экономики
- Природные ресурсы
- Экономика
- Человек
- Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику
- Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях
- Факторы, влияющие на устойчивость работы промышленного объекта
- Мероприятия по обеспечению устойчивости объекта в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент в эколого-производственной системе
- Менеджмент в эколого-производственной системе
- Контрольные вопросы к лекции №9
- Экзаменационные вопросы по разделу «защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях»
- Литература
- Пустовит Василий Трофимович Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность.
- Часть I
- Курс лекций
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.