logo
DO_ak_znas1

Тема 5. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях 172

Лекция 9. Основы устойчивости работы объектов 172

Стратегия устойчивого развития экономики 172

Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику 177

Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях 178

Мероприятия по обеспечению устойчивости объекта в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент в эколого-производственной системе 181

Контрольные вопросы к лекции №9 194

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ» 196

ЛИТЕРАТУРА 199

РАЗДЕЛ 1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ТЕМА 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Лекция 1. Введение

Цели, задачи и структура учебной дисциплины

Чрезвычайная ситуация. Эти два слова знает каждый житель планеты Земля, понимая под ними угрозу жизни и здоровью, которая исходит от какого-то опасного источника прямо или косвенно.

Проблемы безопасности стояли перед человеком всегда. Особую опасность для жизни и здоровья человека представляли голод, эпидемии особо опасных заболеваний, войны.

Вторая мировая война была особо жестокой и кровопролитной, в которой погибло более 50 млн. человек. Особенно много мирных граждан погибло не на фронтах, а в глубоком тылу. Чтобы исключить или уменьшить потери мирного населения в военных конфликтах ООН в 1949 году приняла Женевскую Конвенцию, которую подписала и ратифицировала Республика Беларусь. Одним из мероприятий, предусмотренных Конвенцией, было обучение населения выживанию в условиях ведения войны. Такой учебной дисциплиной в вузах была «Гражданская оборона», на изучение которой, отводилось 50 академических часов.

Шло время, развивались наука, экономика. В города все больше переселялось людей из сельской местности, росло количество различной техники, в том числе транспорт. Все больше людей стало погибать в автомобильных катастрофах, при пожарах и взрывах на объектах. Деятельность человека достигла таких масштабов, что его воздействие на природную среду привело к глобальному экологическому кризису, который грозит гибели человеческой цивилизации. А количество людей погибающих в чрезвычайных ситуациях мирного времени стало превышать количество людей, погибающих в локальных конфликтах.

После аварии на Чернобыльской АЭС стало ясно, что нужны специальные государственные структуры по защите населения, а обучение населения выживанию в чрезвычайных ситуациях должно быть пересмотрено. Поэтому, с 1993 года в вузах вместо дисциплины «Гражданская оборона» изучается дисциплина «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность». Программа этой дисциплины рассчитана на 86 академических часов. Дисциплина состоит из двух разделов: «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях» – 50 часов и «Радиационная безопасность» – 36 часов. По окончании изучения дисциплины студенты сдают зачет или экзамен.

В учебной дисциплине изучаются все чрезвычайные ситуации, но особое внимания уделяется экологическим.

Проблема выживания именно в экологических чрезвычайных ситуациях вытекает из статистики смертности населения в Республике Беларусь. Так, ежегодно более 50% умерших – это люди, страдавшие сердечно-сосудистыми заболеваниями, от 13 до 20% умирают от рака, до 13% погибают в техногенных и в других чрезвычайных ситуациях.

По оценкам специалистов состояние здоровья людей только на 7–15% зависит от уровня оказания медицинской помощи. Анализ показывает, что основными причинами заболеваний и преждевременной смертности является неграмотное поведение человека в современной среде обитания. Задача изучения дисциплины такие знания получить. Это будет способствовать улучшению медико-демографической ситуации в Республике Беларусь.

Изучение дисциплины предусмотрено Постановлением СМ РБ и Типовой учебной программой.