50. Чс социального характера и защиты от них
В социальной сфере опасная ситуация, как и в других сферах жизнедеятельности – это возможное или реальное явление, событие, процесс, способный нанести вред человеку, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле, как месту обитания человека, или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию. Однако в отличие от опасных ситуаций в других сферах, их объектом и субъектом является социум. Иначе говоря, социальные опасности – результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, без выявления и решения которых никакая безопасность обеспечена быть не может.
Социальная угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного его состояния нередко приобретает конкретную правовую характеристику, которая чаще всего и фиксируется в законах, например, в уголовном кодексе (статьи об измене родине, терроризме, контрабанде и т.д.).
Изучение процессов и тенденций, зарождающихся и затухающих противоречий позволяет отслеживать состояние безопасности на каждый конкретный исторический период и определить стратегию ее обеспечения на длительную перспективу. Именно такой подход позволяет своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с угрозами безопасности.
Как уже подчеркивалось, источником формирования социальных угроз безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития как в стране, так и на международной арене в разных сферах жизнедеятельности как постоянно эволюционизирующий процесс. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы общественных отношений и присущих им противоречий именно тех, которые формируют систему общественных отношений в области безопасности.
Механизм действия социальной опасности аналогичен механизму действия опасностей в других сферах жизнедеятельности. Ее воздействие на ту или иную систему есть процесс, имеющий определенную структуру, в котором выделяется статический и динамический аспекты, о которых речь уже шла в предыдущей главе1.
Необходимо подчеркнуть, что помимо опасностей, носящих социальный характер в широком значении, когда объектом выступает социум, а источниками (субъектами) различные сферы его жизнедеятельности (природа, техника, экология и т.д.), существуют социальные опасности в узком понимании, т.е. опасности, объектами и субъектами которых выступает социум. Особенность подобных опасностей заключается в том, что они угрожают прежде всего социумк и обусловлены поведенческими особенностями людей, объединенных в различные социальные группы. В своей основе причины социальных опасностей порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе. «Последствиями глубокого социального кризиса, – отмечается в Концепции национальной безопасности РФ, – являются реальное сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения».
Вместе с тем следует отметить противоречивый характер причин, следствием которых являются социальные опасности. Их главная предпосылка – несовершенство человеческой природы, поэтому наличие развитой системы организации государственной власти и гражданского общества, адекватной правовой системы является важнейшим условием предупреждения социальных опасностей и надежной защитой от них.
Защита от социальных опасностей является важнейшей функцией государственных и общественных структур. Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т.д. Причем в процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.
Исторический опыт человечества свидетельствует, что пренебрежение социальными опасностями, игнорирование их ведет к тому, что они становятся плохо управляемыми, перерастают в экстремальную стадию и превращаются в чрезвычайные ситуации социального генеза, многократно превышающие по своим последствиям чрезвычайные ситуации иного происхождения (природные, техногенные, экологические и т.д.).
Поскольку ЧС социального происхождения в современной научной литературе классифицируются как одна из разновидностей ЧС, то для их анализа и изучения можно применить общую для всех ЧС методологию.
Исходя из официального определения чрезвычайной ситуации, данного в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», можно дать определение ЧС социального происхождения. Ее можно сформулировать как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности социума.
В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений – экономических, политических, межэтнических, конфессиональных, вызывающих серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть различные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и другие. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психологическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депривации, депрессии, суициды и т.д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию на общественные процессы активным участием в социально-политических и военных конфликтах.
Многообразие социальных опасностей требует их классификации, которая включает в себя как общую классификацию опасностей, рассмотренных ранее, как и классификацию, определяющих специфику именно социальных опасностей.
Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т.д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое нарушение равновесие человека (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, курение), суициды и пр., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.
Если вопрос о ЧС природного, техногенного характера и их классификации получил достаточно широкое освещение в официальной, нормативной, специальной и научной литературе, то работ, в которых рассматриваются социальные ЧС, имеется крайне мало. Это, по нашему мнению, объясняется, тем, что природные и техногенные ЧС уже давно рассматриваются в контексте глобальных проблем человечества, в связи с ясностью источников их возникновения, объектов воздействия, конкретностью проявлений, приносимого ими серьезного материального ущерба и человеческих жертв. Опасные и экстремальные ситуации социального характера как чрезвычайные ситуации стали рассматриваться сравнительно недавно, в основном в связи с всплеском экстремизма и терроризма, а ЧС, связанные с ведением военных действий, рассматривались в основном в контексте гражданской обороны.
Так, в Государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера в 2003 году, подготовленного МЧС, одновременно с данными по природным и техногенным ЧС дается данные по биолого-социальным ЧС и отдельным разделом статистическая отчетность по одной из разновидностей социальных ЧС – террористическим акциям. Иначе говоря, даже ведомство, непосредственно занимающееся проблемами защиты населения от ЧС, социальные их разновидности не выделяет в этом докладе в отдельный вид.
Однако нельзя сказать, что классификационные исследования ЧС социального характера совсем не велись. Так, в ряде работ делается попытка выделить такие их классы, как войны, национальные конфликты, забастовки, демонстрации, массовые волнения. Встречаются труды, где социальные ЧС характеризуются как конфликтные, с включением в их классификацию военных столкновений, экономических кризисов, социальных взрывов, национальных и религиозных конфликтов, противостояний разведок, терроризма, разгула уголовной преступности, широкомасштабной коррупции. Есть и другие подходы, но для всех них характерно то, что они либо не охватывают весь спектр ЧС социального генеза, либо чрезмерно его расширяют и делают бессистемным, что весьма затрудняет их теоретическое исследование, всестороннее изучение и практическое использование2.
Наиболее удачная классификация социальных опасностей по их природе дается, на наш взгляд, в учебном пособии Русака О.Н., Малаяна К.Р. и Занько И.Г. «Безопасность жизнедеятельности», среди которых выделяются опасности, связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.); с физическим воздействием на человека (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество); с употреблением веществ, разрушающих организм человека, (наркомания, алкоголизм, курение); с болезнями (СПИД, венерические заболевания); опасности суицидов3. Хотя здесь речь идет все-таки о классификации социальных опасностях, а не ЧС социального происхождения, но ее можно взять за основу, так как указанные опасности, если не сдерживать их проявления, могут привести к ЧС.
Наиболее обстоятельная классификация ЧС социального характера, основанная на этом подходе, приводится в статье А. и С. Лисиных, опубликованной в журнале «ОБЖ. Основы безопасности жизни». Особенность их классификации заключается в том, что они разделяют ЧС социального характера (см. рис.1) и ЧС военного характера (см. рис. 2)4.
В подобном делении есть определенный смысл, но оно, по нашему мнению, является более приемлемым для специалистов, профессионально занимающихся обеспечением военных аспектов безопасности. Специалистам безопасности традиционных сфер жизнедеятельности целесообразно рассматривать военные ЧС в общем контексте ЧС социального характера.
Исходя из рассмотренных подходов, опасные и чрезвычайные ситуации социального характера могут быть классифицированы по следующим признакам.
По природе: а) связанные с психическим воздействием на человека
(шантаж, мошенничество, воровство, шарлатанство и т.д.);
б) связанные с физическим насилием (войны и вооруженные
конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм,
террор, изнасилование, заложничество и пр.);
в) связанные с употреблением веществ, негативно действующих
на психическое и физическое состояние организма человека
(наркомания, алкоголизм, табакокурение);
г) связанные с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические
заболевания, инфекционные заболевания и т.д.);
д) связанные с суицидами (самоубийствами)
- 1. Конституционные основы обеспечения экологической безопасности в России
- 3. Экологическая составляющая Стратегии Национальной безопасности рф до 2020г
- 4. Экологическая доктрина рф
- 5. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности рф
- 6. Система органов гос. Власти России в сфере обеспечения экологической безопасности: состав,цели и основные функции
- 7. Совет безопасности рф : правовое положение,структура,основные направления деятельности
- 8. Деятельность межведомственной комиссии совета безопасности рф по экологической безопасности
- III. Порядок формирования и деятельности Комиссии
- 9. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) : правовое положение,цели,задачи,основные функции
- 10. Федеральная служба по надзору за природопользованием (Росприродонадзор): правовое положение,цели,задачи,основные функции
- 11. Система обеспечения экологической безопасности территорий
- 12. Уровни экологической безопасности и их классификация
- 13. Критерии оценки экологической безопасности
- 14. Система,структура и функции гос. Органов в сфере обеспечения экологической безопасности
- 15. Глобальные угрозы цивилизации и масштабы экологического кризиса
- 16. Экологическая ситуация в рф
- 17. Экологическая сертификация и экологический аудит
- 18. Причины кризисного состояния окружающей среды в рф
- 19. Пути решения экологических проблем в рф
- 20. Источники и принципы экологического права
- 22. Право собственности на природные ресурсы. Понятие,содержание и формы
- 24. Защита от акустического загрязнения окружающей среды
- 26. Защита от инфразвука в окружающей и производственной среде
- 27. Понятие и виды отходов производства и потребления. Способы их утилизации и ликвидации
- 28. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления
- 34. Перспективы использования ветроэнергетики
- 36. Гелиоэнергетика
- 37. Приливная и волновая энергетика
- 38. Водородная энергетика
- 39. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду
- 40. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
- 41. Мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу автотранспортом
- 42. Классификация чс по масштабу возможных последствий и степени ущерба
- 43. Министерство по чс России-федеральный орган управления в области предупреждения и ликвидации чс
- История
- Деятельность
- Управления
- Территориальные органы
- Спасательные воинские формирования
- Научно-исследовательские учреждения
- Высшие учебные заведения
- Главные военные эксперты мчс России
- Главные государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору
- Символика
- Ведомственные медали
- Силы и средства
- Авиация мчс
- Интересные факты
- 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс: еепостоянно действующие органы управления и органы повседневного управления
- Координационными органами рсчс являются:
- Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
- Органами повседневного управления единой системы являются:
- Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
- 45. Силы и средства предупреждения и ликвидации чс
- 46. Режимы функционирования единой гос. Системой предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
- 47. Свойства Чс :неаддитивность,синергитичности,мультпликативности,целостности,совместимости и эмерджентности
- 48. Чс природного характера и защита от них
- 49. Чс техногенного характера и защита от них
- 50. Чс социального характера и защиты от них
- 51. Предупреждение чс. Мероприятия по снижению возможности возникновения чс и снижению масштабов их последствий
- 52. Понятие об устойчивости обьектов хозяйствования в чс
- 53. Повышение надежности инженерно-технических комплексов. Эвакуация и рассредоточение