22. Право собственности на природные ресурсы. Понятие,содержание и формы
Право собственности как юридическая категория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном.
Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.
Законодательство: Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном мире» (ст. 4) и др.
Осуществляемые в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной экономики, затрагивают в первую очередь отношения собственности. Конституция РФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федерации юридически признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы.
В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения.Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.Право пользования - это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.
Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий.
Субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.). 23. Концепция национальной безопасности РФ об ухудшении экологической ситуации в стране и истощении природных ресурсов.
Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: - рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; - предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; - предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; - экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; - безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; - создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.
- 1. Конституционные основы обеспечения экологической безопасности в России
- 3. Экологическая составляющая Стратегии Национальной безопасности рф до 2020г
- 4. Экологическая доктрина рф
- 5. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности рф
- 6. Система органов гос. Власти России в сфере обеспечения экологической безопасности: состав,цели и основные функции
- 7. Совет безопасности рф : правовое положение,структура,основные направления деятельности
- 8. Деятельность межведомственной комиссии совета безопасности рф по экологической безопасности
- III. Порядок формирования и деятельности Комиссии
- 9. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) : правовое положение,цели,задачи,основные функции
- 10. Федеральная служба по надзору за природопользованием (Росприродонадзор): правовое положение,цели,задачи,основные функции
- 11. Система обеспечения экологической безопасности территорий
- 12. Уровни экологической безопасности и их классификация
- 13. Критерии оценки экологической безопасности
- 14. Система,структура и функции гос. Органов в сфере обеспечения экологической безопасности
- 15. Глобальные угрозы цивилизации и масштабы экологического кризиса
- 16. Экологическая ситуация в рф
- 17. Экологическая сертификация и экологический аудит
- 18. Причины кризисного состояния окружающей среды в рф
- 19. Пути решения экологических проблем в рф
- 20. Источники и принципы экологического права
- 22. Право собственности на природные ресурсы. Понятие,содержание и формы
- 24. Защита от акустического загрязнения окружающей среды
- 26. Защита от инфразвука в окружающей и производственной среде
- 27. Понятие и виды отходов производства и потребления. Способы их утилизации и ликвидации
- 28. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления
- 34. Перспективы использования ветроэнергетики
- 36. Гелиоэнергетика
- 37. Приливная и волновая энергетика
- 38. Водородная энергетика
- 39. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду
- 40. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
- 41. Мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу автотранспортом
- 42. Классификация чс по масштабу возможных последствий и степени ущерба
- 43. Министерство по чс России-федеральный орган управления в области предупреждения и ликвидации чс
- История
- Деятельность
- Управления
- Территориальные органы
- Спасательные воинские формирования
- Научно-исследовательские учреждения
- Высшие учебные заведения
- Главные военные эксперты мчс России
- Главные государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору
- Символика
- Ведомственные медали
- Силы и средства
- Авиация мчс
- Интересные факты
- 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс: еепостоянно действующие органы управления и органы повседневного управления
- Координационными органами рсчс являются:
- Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
- Органами повседневного управления единой системы являются:
- Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
- 45. Силы и средства предупреждения и ликвидации чс
- 46. Режимы функционирования единой гос. Системой предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
- 47. Свойства Чс :неаддитивность,синергитичности,мультпликативности,целостности,совместимости и эмерджентности
- 48. Чс природного характера и защита от них
- 49. Чс техногенного характера и защита от них
- 50. Чс социального характера и защиты от них
- 51. Предупреждение чс. Мероприятия по снижению возможности возникновения чс и снижению масштабов их последствий
- 52. Понятие об устойчивости обьектов хозяйствования в чс
- 53. Повышение надежности инженерно-технических комплексов. Эвакуация и рассредоточение