28. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления
Правовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, полупродуктов, продукции (товаров), в результате использования которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении отходов (по договору купли-продажи, мены, дарения).
Собственник опасных отходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу, передавать ему (оставаясь собственником) право владения, пользования или распоряжения ими, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
Лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где имеются брошенные собственником отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или иным законным способом.
Полномочия органов власти в области обращения с отходами разделены между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации, в частности, относятся:
лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;
установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Полномочиями субъектов РФ, в частности, являются:
проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;
организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
29. Техногенные отходы: классификация и способы утилизации Техногенные отходы — отходы, образующиеся на разных стадиях технологических процессов современной промышленности: шлаки черной и цветной металлургии, золы и шлаки тепловых электростанций, вскрышные породы, отходы угледобычи и углеобогащения, отходы химической промышленности, отходы древесины и лесохимии, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, отходы промышлености стройматерилов, вторсырье и т.п.
Проблема заключается в том, что основная масса техногенных отходов и не перерабатывается, и не может быть переработана на тех предприятиях, где образуется. По имеющимся данным, только на территории РФ их накоплено более 80 млрд. т. Между тем они могут быть переработаны и утилизированы с пользой для народного хозяйства.
Вблизи некоторых крупных предприятий за много лет скопились горы (или свалки) техногенных отходов, которые ранее не утилизировались. Эти скопления получили название; техногенных, месторождений. Составы отдельных скоплений техногенных отходов существенно различны, различны и технологии их утилизации. Обычно их подразделяют в зависимости от источника образования:
а) по массе, млн. т/год | |
Вскрышные породы (отвальные и шахтные) |
|
Отходы животноводства и птицеводства |
|
Отходы углеобогащения |
|
Золо-шлаковые отходы |
|
Нефелиновые хвосты |
|
б) по объему, млн. м3/год | |
Твердые бытовые отх. |
|
Осадки городских сточных вод |
|
Древесные отх. |
|
Осадки промышленных сточных вод |
|
Отходы целлюлозно-бумажной промышленности |
|
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что; масса ежегодно образующихся техногенных отходов настолько огромна, что переработка их может явиться одним из путей решения проблем источников сырья.
Широкий спектр источников образования отходов соответственно определяет и разнообразие их состава и технологий утилизации. В тех случаях, когда технологии безопасных и эффективных методов переработки и утилизации некоторых видов отходов еще не разработаны, их складируют отдельно (получил распространение термин "отложенные"). Когда утилизируются отходы, полученные в ходе того или иного производства, состав их обычно известен (к ним применим термин "свежие").
В отечественной литературе широко употребляют выражение использование вторичных ресурсов или использование вторичного сырья. В зарубежной литературе (а в последнее время и в отечественной) применяют термин рециклинг (— повторный цикл). В тех случаях, когда характер отходов позволяет их утилизировать в том же производстве, где они образуются, оправданно применение термина производственный рециклинг. Особое значение он имеет для черной металлургии, где почти все образующиеся отходы утилизируются на самом металлургическом производстве, т. е. в черной металлургии имеет место именно производственный рециклинг.
Мировая практика показала, что основная масса всех образующихся техногенных отходов не может быть переработана (утилизирована) на тех предприятиях, где эти отходы образуются. Все большее распространение получает практика использования отходов смежных отраслей. При решении этой проблемы особая роль отводится черной металлургии. Все большее распространение получает мнение, что предприятия черной металлургии в состоянии утилизировать (с высокой степенью эффективности) подавляющее большинство отходов самых разных отраслей, включая даже бытовые отходы. Для эффективной переработки (утилизации) таких отходов требуется их обогащение. Технологическая цепочка при этом выглядит следующим образом:1) дробление и измельчение; 2) собственно обогащение.
- 1. Конституционные основы обеспечения экологической безопасности в России
- 3. Экологическая составляющая Стратегии Национальной безопасности рф до 2020г
- 4. Экологическая доктрина рф
- 5. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности рф
- 6. Система органов гос. Власти России в сфере обеспечения экологической безопасности: состав,цели и основные функции
- 7. Совет безопасности рф : правовое положение,структура,основные направления деятельности
- 8. Деятельность межведомственной комиссии совета безопасности рф по экологической безопасности
- III. Порядок формирования и деятельности Комиссии
- 9. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) : правовое положение,цели,задачи,основные функции
- 10. Федеральная служба по надзору за природопользованием (Росприродонадзор): правовое положение,цели,задачи,основные функции
- 11. Система обеспечения экологической безопасности территорий
- 12. Уровни экологической безопасности и их классификация
- 13. Критерии оценки экологической безопасности
- 14. Система,структура и функции гос. Органов в сфере обеспечения экологической безопасности
- 15. Глобальные угрозы цивилизации и масштабы экологического кризиса
- 16. Экологическая ситуация в рф
- 17. Экологическая сертификация и экологический аудит
- 18. Причины кризисного состояния окружающей среды в рф
- 19. Пути решения экологических проблем в рф
- 20. Источники и принципы экологического права
- 22. Право собственности на природные ресурсы. Понятие,содержание и формы
- 24. Защита от акустического загрязнения окружающей среды
- 26. Защита от инфразвука в окружающей и производственной среде
- 27. Понятие и виды отходов производства и потребления. Способы их утилизации и ликвидации
- 28. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления
- 34. Перспективы использования ветроэнергетики
- 36. Гелиоэнергетика
- 37. Приливная и волновая энергетика
- 38. Водородная энергетика
- 39. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду
- 40. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
- 41. Мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу автотранспортом
- 42. Классификация чс по масштабу возможных последствий и степени ущерба
- 43. Министерство по чс России-федеральный орган управления в области предупреждения и ликвидации чс
- История
- Деятельность
- Управления
- Территориальные органы
- Спасательные воинские формирования
- Научно-исследовательские учреждения
- Высшие учебные заведения
- Главные военные эксперты мчс России
- Главные государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору
- Символика
- Ведомственные медали
- Силы и средства
- Авиация мчс
- Интересные факты
- 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс: еепостоянно действующие органы управления и органы повседневного управления
- Координационными органами рсчс являются:
- Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
- Органами повседневного управления единой системы являются:
- Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
- 45. Силы и средства предупреждения и ликвидации чс
- 46. Режимы функционирования единой гос. Системой предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
- 47. Свойства Чс :неаддитивность,синергитичности,мультпликативности,целостности,совместимости и эмерджентности
- 48. Чс природного характера и защита от них
- 49. Чс техногенного характера и защита от них
- 50. Чс социального характера и защиты от них
- 51. Предупреждение чс. Мероприятия по снижению возможности возникновения чс и снижению масштабов их последствий
- 52. Понятие об устойчивости обьектов хозяйствования в чс
- 53. Повышение надежности инженерно-технических комплексов. Эвакуация и рассредоточение