logo search
ЧаэС

4. Территориальное размещение опасных объектов в республике беларусь

 

Для  Беларуси  характерно наличие довольно большого количества  объек­тов , представляющих потенциальную угрозу экологической безопасности жизнедеятельности населения. По состоянию на 1 января 1999 года на терри­тории нашей страны функционировало 539 химически  опасных  и свыше 400 взрывопожароопасных предприятий с большими запасами токсичных, сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).

Химически  опасные   объекты  характеризуются высокой степенью опас­ности обращающихся в производстве веществ и материалов, физически сильно износившимся технологическим оборудованием, отсутствием надеж­ных контролирующих и диагностирующих приборов технологической авто­матики. Многие из них не располагают необходимыми средствами для мо­дернизации производства. Эти предприятия в большей степени, чем другие, подвержены угрозе возникновения аварий и катастроф.

Наибольшее число химически  опасных   объектов  сосредоточено в Мин­ской и Могилевской областях. При этом 93 объекта располо­жены в 35 наиболее крупных городах, включая Минск, Гродно, Могилев, Гомель.

 

Область

Категория химической опасности

Итого

I

II

III

IY

Брестская

-

-

70

11

81

Витебская

1

-

80

-

81

Гомельская

-

1

77

-

78

Гродненская

1

2

31

37

71

Минская

1

5

107

15

128

Могилевская

-

-

43

57

100

 

Степень опасности для населения каждого химически  опасного   объекта  определяется его категорией. Согласно ныне действующему Приложению к Директиве начальника гражданской обороны СССР № 3 от 04.12.1990 г. критерием для отнесения  объекта  народного хозяйства к той или иной кате­гории химической опасности служит количество населения, попадающего в зону возможного химического заражения СДЯВ. При попадании в зону воз­можного химического заражения, вызванного аварией на химически  опасных   объектах , в результате которой происходит выброс (вылив) СДЯВ из еди­ничной наибольшей емкости, более 75 тыс. человек  объект  относится к I степени химической опасности, от 40 до 75 тыс. человек - ко II и при менее 40 тыс. человек - к III степени химической опасности. Если же зона возмож­ного химического заражения не выходит за пределы территорий  объекта , то он относится к IV степени химической опасности.

Из общего количества химически  опасных   объектов , расположенных на территории  Республики   Беларусь , первую категорию химической опасности имеют Новополоцкое ПО «Полимер», Гродненское ГПО «Азот» и очистная водопроводная станция ПО «Минскводоканал». В состав предприятий вто­рой категории химической опасности входят Гомельский химический завод, Гродненское ПО «Химволокно», Гродненский мясокомбинат, Минский мя­соперерабатывающий завод №3, Минская очистная станция аэрации ПО «Минскводоканал», ГП «Минский мясокомбинат» и АП «Криница».

Перечисленные выше предприятия представляют наибольшую потенци­альную опасность как для обслуживающего персонала, так и для населения прилегающих районов, а также для окружающей природы. На них использу­ется большое количество сильнодействующих ядовитых веществ, которые обладают пожаровзрывоопасными и иными вредными свойствами. При этом производственные процессы, в которых используются СДЯВ, чаще всего протекают при высоких давлениях, а также при высоких либо, наоборот, очень низких температурах, что существенно увеличивает вероятность воз­никновения различного рода аварийных ситуаций. В составе СДЯВ наи­больший удельный вес занимают: аммиак - 50,7%, метанол - 25,7% и нитрил акриловой кислоты - 10%.

Согласно расчетам, проведенным в НИЭИ Минэкономики  Республики   Беларусь , в случае разлива СДЯВ в поддон из одной наибольшей емкости со СДЯВ с каждого функционирующего в настоящее время в стране химически  опасного   объекта  площадь возможного химического заражения составит 30,5 тыс. км2, на которой проживает почти 1,5 млн. человек. При этом более 80% этой площади и свыше 60% населения приходится на три указанных ранее наиболее  опасные  химические  объекты .

Положение серьезно усугубляется тем, что на большинстве химически  опасных  предприятий имеет место высокая степень износа основных фон­дов, сочетающаяся с низкими темпами их обновления и крайне недостаточ­ным обеспечением запасными частями, не позволяющим своевременно про­изводить замену износившихся деталей. Вдобавок длительные простои привели к значительному увеличению коррозии трубопроводов, оборудования и средств противоаварийной защиты. Практически повсеместно снизился уро­вень профилактической работы по охране труда и технике безопасности, а также производственной, технологической и трудовой дисциплины. На ряде предприятий не проводится обучение работающих навыкам выполнения производственных операций повышенной опасности и не внедряются современные технические средства обучения. С трудом осуществляется процедура декларирования опасных производств. Все это свидетельствует о снижении управляемости безопасностью на предприятиях повышенного риска. Следст­вием его является всевозрастающее количество производственных неполадок.

Как уже было отмечено ранее, химически  опасные  производства по тер­ритории страны размещены неравномерно, причем не только в разрезе об­ластей, но и районов, а также отдельных населенных пунктов.

В Брестской области наиболее значительная часть химически  опасных   объектов  находится в системе Минсельхозпрода (50,6%). Это - мясокон­сервные и мясокомбинаты, молочные комбинаты, фирма «Мороженое», ком­бинаты пищевых продуктов, консервные заводы, птицефабрики, холодиль­ники, масло- и сырзаводы, фруктохранилища, зверохозяйства. Наибольшие запасы аммиака сосредоточены на мясокомбинатах в городах Брест, Барановичи и Пинск (соответственно, 80,2, 70,0 и 60,0 т). На Брестской производст­венной фирме «Мороженое» сосредоточено 15,3 т аммиака. Кстати, распо­ложена она в центре города, вследствие чего в случае аварии ее последствия могут отрицательно сказаться на здоровье 20 тысяч человек.

Белкоопсоюзу принадлежит 26  опасных   объектов . Они представлены в основном небольшими холодильными установками, запасы аммиака на ко­торых колеблются от 0,2 до 9,9 т.

В системе Беллегпрома имеется лишь одно химически  опасное  предпри­ятие - ОАО «Брестский чулочный комбинат». Запасы аммиака на нем со­ставляют 32 т. Расположен данный комбинат в районе, население которого составляет пять тысяч человек. В случае аварии на Брестском чулочном ком­бинате максимальная глубина зоны химического заражения может достиг­нуть 0,5 км, а ее общая площадь - 0,75 км2.

Следует при этом иметь в виду, что по территории области по всем направлениям железнодорожных и автомобильных путей осуществляются пе­ревозки опасных грузов.

Кроме того, ее территорию пересекают продуктопроводы, магистраль­ные газопроводы и нефтепровод «Дружба». В непосредственной близости от Брестской области на территории соседней Украины расположены Ровенская и Чернобыльская атомные электростанции. Все это создает дополнительную угрозу жизни и безопасности людей и окружающей природной среде.

В Витебской области химически  опасные   объекты  наибольшую угрозу представляют для населения городов Новополоцк и Орша. Новополоцкое ПО «Полимер» (концерн Белнефтехим) является одним из наиболее химически  опасных   объектов  страны, использующим большое количество сильнодейст­вующих ядовитых веществ высокой токсичности (аммиак, синильная кисло­та, нитрил акриловой кислоты, хлор, ацетонциангидрин, ацетоннитрил, окись этилена, серная и фосфорная кислоты, метилакрилат, хлораллил, хлорвинил и др.). Наиболее  опасными  из них являются нитрил акриловой кислоты (5076 т), ацетонциангидрин (1158 т) и окись этилена (72 т). Не менее  опасным  является ПО «Нафтан» (концерн Белнефтехим), также расположенное в Новополоцке. Это не только химически, но и взрывопожароопасный  объект , использующий в своем производстве аммиак и сероводород. Согласно рас­четам, глубина распространения ядовитых паров при аварии на этих пред­приятиях может составить до 20 км, а общая площадь заражения - до 1256 км2. В зону заражения попадают г. Новополоцк и Полоцкий сельский район с общей численностью населения до 194,2 тыс. человек. По совокупной потенциальной опасности расположенных в нем  объектов  город Новополоцк и Полоцкий сельский район отнесены к химически  опасным  1 степени (в зону возможного химического заражения попадает более 50% населения).

В г. Орша действует 9 химически  опасных   объектов , на которых хранят­ся и используются в производстве хлор и аммиак. Наиболее  опасными  среди них являются предприятия Минсельхозпрода (мясокомбинат, завод плавле­ных сыров, молококомбинат и пивзавод), запасы аммиака на которых со­ставляют 68 т, хлора - 9 т. Кроме этих химически  опасных   объектов  боль­шую угрозу для населения Орши представляет железнодорожный узел, через который по 6 железнодорожным направлениям (Минск, Смоленск, Могилев, Витебск, Лепель, Кричев) осуществляется перевозка грузов в объеме более 5000 вагонов в сутки, в том числе до 270 вагонов с химически- и взрыво-пожароопасными грузами. Расчеты показывают, что при аварии с выбросом (выливом) СДЯВ из одной наибольшей емкости на всех химически  опасных   объектах  города Орши площадь зон возможного заражения может составить до 20 км2, на которых проживает около 30% населения города. Глубина рас­пространения зараженного воздуха может достигать 2,15 км от хлора и 0,95 км от аммиака.

В Гомельской области основная доля химически  опасных   объектов  приходится на областной центр. На его территории действует 14 таких  объ­ектов . Ими используется в производственных целях в год до 37 т хлора, 851,5 т аммиака и 6 т соляной кислоты.

Наиболее  опасным  в Гомеле является Советский район, на территории которого расположен Гомельский химический завод. Запасы аммиака на нем составляют в среднем 700 т. Они хранятся в 14 горизонтальных металличе­ских емкостях по 50 т каждая. Это - наиболее  опасные   объекты  завода. В случае разгерметизации одного или нескольких хранилищ, срыва шланга при сливе аммиака из железнодорожных цистерн, а также разгерметизации тру­бопроводов может возникнуть облако зараженного воздуха, представляющее большую опасность для здоровья и даже жизни человека. Значительную потенциальную опасность таят в себе также цеха аммофоса и сложно-смешанных удобрений, использующие в производстве большое количество аммиака. Реальная угроза исходит и от трубопроводов на эстакадах от склада аммиака до цеха аммофоса, установки улавливания хвостовых газов от цеха серной кислоты, от подъездных и заводских железнодорожных путей, по которым доставляются на завод сильнодействующие ядовитые вещества. Всего же на долю Советского района приходится 84,6% от общего коли­чества аммиака, используемого химически  опасными   объектами  г. Гомеля, 67,5% хлора и 100% соляной кислоты. Площадь зоны возможного химиче­ского заражения в случае аварий и катастроф по данному району составляет почти 645 км2. На этой территории проживает 106 тыс. человек, или почти пятая часть всего населения города.

В Гродненской, как и в Гомельской, области также наиболее уязвимым с экологической точки зрения является областной центр. На его долю прихо­дится 98,7% общего объема хранимого и используемого в производстве в целом по области аммиака и 92,2% хлора.

Наибольшую опасность представляет ГПО «Азот», на котором макси­мальные запасы аммиака достигают 21 тыс. т. По расчетам штаба ГО облас­ти и г. Гродно, при аварии на одном из его резервуаров с аммиаком глубина возможного химического заражения может достигать 20 км, а площадь зара­жения - 560 км2. В результате от химического поражения может пострадать до 330 тыс. человек, при этом около 4 тыс. человек могут лишиться жизни.

Немалую опасность для населения г. Гродно представляет расположен­ное на расстоянии 2 км от жилого массива города производственное объеди­нение «Химволокно», применяющее в больших количествах хлор. Его запа­сы здесь составляют 1,9 т. В случае аварии на хлораторном участке с выбро­сом хлора только из одного контейнера глубина распространения зараженно­го облака может достигнуть 4 км, а площадь заражения 27 км2, поразив при­мерно 40 тыс. человек.

К числу химически наиболее  опасных   объектов  г. Гродно относятся так­же расположенный на расстоянии километра от жилой застройки мясоком­бинат, на котором хранится до 40 т аммиака, и городские очистные сооруже­ния и водозаборы, использующие от 2 до 10 т хлора. В случае аварии в ком­прессорной установке или холодильных камерах мясокомбината с выбросом аммиака максимальная глубина заражения может достигнуть 4,5 км, а пло­щадь зоны возможного заражения - до 30 км2, на которых проживает около 60 тыс. человек. Авария на одном из городских очистных сооружений и во­дозаборов способна поразить от одной до 24 тыс. человек.

Вторым по степени химической опасности в Гродненской области явля­ется г. Волковыск, на пяти предприятиях которого сосредоточено около 75 т аммиака. Наибольшие его запасы находятся на ОАО «Волковысский мясо­комбинат» (50 т) и ОАО «Беллакт» (20 т). Поскольку названные и иные хи­мически  опасные   объекты  расположены в южной и юго-западной частях города, а роза ветров преимущественно юго-западная, то они представляют серьезную потенциальную угрозу населению весьма значительной части территории города и района. Так, при авариях с выбросом запасов аммиака на ОАО «Волковысский мясокомбинат» и ОАО «Беллакт» максимальная глубина зоны заражения может составить от 3 до 7 км, а площадь зоны воз­можного заражения - от 17 до 70 км2. Всего в зонах возможного заражения проживает 62,3 тыс. человек городского и сельского населения.

Экологически весьма уязвимым является также г. Лида с населением 100,3 тыс. человек. В нем находится 4 химически  опасных   объекта , исполь­зующих в производстве 52,2 т аммиака, из которых 40 т приходится на мясо­комбинат, 7 т - на молочно-консервный комбинат и 5 т - на АОЗТ «Лидский пивзавод». Химически  опасные   объекты  размещены по всей территории города на расстоянии от 50 до 200 м от жилых кварталов. В случае аварии с выбросом всего запаса аммиака отдельно взятого предприятия площадь зоны возможного заражения может достигать от 0,15 до 54 км2. При этом от хи­мического поражения может пострадать до 96 тыс. человек.

Помимо химически  опасных   объектов  народного хозяйства, немалую угро­зу для населения г. Лиды представляют удаленные от нее на расстоянии 25 км склады вооруженных сил. На них хранится до 2400 м окислителя в назем­ных резервуарах и 960 м3 ракетного топлива в заглубленных резервуарах.

Всего же на территории области расположено десять экологически  опас­ных  оборонных  объектов . В случае возникновения на них аварий зоны воз­можного поражения могут достигнуть 50 км2. При этом их поражающему воздействию может подвергнуться до 12 тыс. человек.

К числу экологически  опасных   объектов  Гродненской области, бесспор­но, должны быть отнесены узловые и промежуточные железнодорожные станции, на которых часто скапливается большое количество вагонов с  опас­ными  грузами, включая бензин, пропан-бутан, керосин, дизельное топливо, метанол, капролактам, ортаксилол, едкий натрий, бензол, ацетон. Нередко на промежуточных станциях составы с опасным грузом отстаиваются в непо­средственной близости от путей, по которым следуют пассажирские поезда. Вдобавок эти составы, как правило, не охраняются. Имеют место утечки газа из цистерн, приводящие к его скоплению в низменных местах, что может привести к непредсказуемым последствиям.

Серьезная потенциальная опасность для населения области исходит от Игналинской АЭС, расположенной на территории соседней Литвы. В случае аварии на ней Сморгонский и Островецкий районы с 274 населенными пунк­тами полностью попадают в 100-километровую зону возможного радиоак­тивного заражения. В зависимости от размеров аварии вполне возможно, что радиоактивному заражению может быть подвергнута вся область.

Несомненную угрозу населению Гродненской области представляет так­же магистральный газопровод. Его нитки проходят через многие автомобильные магистрали и железнодорожные пути. В зоне прохождения по тер­ритории области магистрального газопровода проживает 4,5 тыс. человек.

В Минской области наибольшее количество экологически  опасных  на­роднохозяйственных  объектов  (38) сосредоточено в ее областном центре, столице нашей страны. Неснижаемый запас сильнодействующих ядовитых веществ на этих  объектах  Минска составляет: аммиака - 284,92 т, хлора -40,6, соляной кислоты - 184,32, серной кислоты - 271, азотной кислоты -13,81, ацетона - 0,54, моносилана - 0,82, ортофосфорной кислоты - 45, ук­сусной кислоты - 2 т. Особенно неблагополучны в данном отношении Пар­тизанский, Октябрьский и Ленинский районы города.

В Партизанском районе находятся, в частности, очистная водопроводная станция, мясоперерабатывающий завод, молочный завод № 3, арендное предприятие «Криница», хладокомбинат №1 и его филиал. Всего на химиче­ски  опасных  предприятиях района хранится хлора - 40 и аммиака - 94 т.

В Ленинском районе расположены ОПО «Коммунарка», АП «Минский хладокомбинат № 2», оптово-розничный плодоовощной комбинат и АП «Минский мотовелозавод». Производственные запасы хлора на поименован­ных предприятиях достигают 67 и соляной кислоты - 50 т.

В Октябрьском районе расположены ПО мясной промышленности, АП «Минский хладокомбинат по переработке, хранению и реализации рыбной продукции», ассоциация «Белрыбпромсбыт», оптово-розничный плодоовощ­ной комбинат и ряд других  объектов , на которых сконцентрировано более 100 т аммиака и большое количество других СДЯВ.

Производственные  объекты , использующие в технологическом процессе аммиак, имеются и во всех остальных районах города, представляя немалую потенциальную опасность как для обслуживающего персонала, так и для населения, проживающего вблизи этих предприятий. Согласно расчетам, в случае аварии с выбросом (выливом) СДЯВ в поддон (обваловку) из одной наибольшей емкости со СДЯВ на всех химически  опасных   объектах  народ­ного хозяйства г. Минска площадь возможного химического заражения мо­жет составить от 0,08 до 42,8 км2. В результате в очаге химического зараже­ния может оказаться от 0,2 до 150 тыс. человек.

В Могилевской области, наряду с областным центром, наиболее небла­гополучным с точки зрения совокупной потенциальной химической опасно­сти является г. Бобруйск.

В г. Могилеве находятся, в частности, ПО «Химволокно» им. Ленина, на котором хранится до 20  т хлора, 15 т аммиака и 12480 т метанола, Завод ис­кусственного волокна им. Куйбышева (сероуглерода - 440 и аммиака - 29 т), мясокомбинат (60 т аммиака) и холодильник мясомолторга (30 т аммиака).

Серьезную угрозу экологической опасности Могилевской области пред­ставляют 19  объектов  по транспортировке и хранению взрыво- и пожароопасных веществ, включая семь газо-, нефтепродуктопроводов, шесть предприятий ( объектов ) газового хозяйства и шесть предприятий по обеспе­чению нефтепродуктами. Помимо них к пожароопасным  объектам  области относятся четыре предприятия по добыче и переработке торфа (в Быховском, Бобруйском, Кличевском и Осиповичском районах), семь предприятий по переработке льна (в городах Шклов, Мстиславль, Чаусы, Кировск, Круглое, Хотимск и Горки) и десять предприятий по производству хлебопродуктов.

Экологическая безопасность  Беларуси  в значительной мере предопреде­ляется осуществляемыми по ее территории перевозками экологически  опас­ных  грузов, включая сильнодействующие ядовитые вещества. В настоящее время основным видом транспорта страны по перевозкам сильнодействую­щих ядовитых веществ и других опасных грузов является железная дорога.

Белорусской железной дорогой перевозится 2600 наименований опасных грузов, в том числе более 18 видов сильнодействующих ядовитых веществ. Среди них - аммиак, ангидрид уксусный, двуокись азота, ацетальдегид, аце-тоннитрил, ацетонциангидрин, бензол, дихлорэтан, азотная кислота, соляная кислота, метил хлористый, перекись водорода, сероводород, толуол, три-хлорпропан, нитрил акриловой кислоты и др.

Опасные вещества обычно перевозятся в цистернах емкостью 50-60 т, группами или целыми составами с учетом заявок потребителей и возможно­сти дороги. Ежемесячно железнодорожным транспортом перевозится до 700 вагонов СДЯВ. Наиболее грузонапряженными направлениями экологи­чески опасных грузопотоков являются: Аульс-Мосты-Волковыск-Барановичи-Лунинец-Калинковичи-Гомель (до 700 вагонов в месяц); Мосты-Лида-Молодечно-Новополоцк (до 470 вагонов в месяц) и Новополоцк-Полоцк-Витебск-Орша-Могилев-Жлобин-Калинковичи (до 200 вагонов в месяц).

На ряде сортировочных станций железнодорожных узлов в месяц пере­рабатываются от 600 до 1700 вагонов опасных грузов, включая вагоны с СДЯВ. Особенно большое количество опасных грузов отправляется со стан­ций Новополоцк и Аульс - соответственно по 7000 и 1000 вагонов в месяц, в том числе около 500 вагонов с СДЯВ.

Положение усугубляется тем, что нынешний общий уровень безопасно­сти железнодорожных грузовых перевозок не отвечает современным высо­ким требованиям. Об этом недвусмысленно свидетельствуют, в частности, данные межобластной инспекции по надзору за перевозкой опасных грузов на железнодорожном транспорте о чрезвычайных ситуациях, произошедших на Белорусской железной дороге в 1996-1998 гг.

Наибольшее количество аварий и инцидентов в 1998 году произошло на железнодорожных станциях: Свислочь - 16; Полоцк - 13; Витебск -11; Барановичи - 8; Гомель -7; Могилев, Калинковичи и Орша - по 6 случаев. В результате одного только крушения грузового поезда были сняты с баланса 5 вагонов. Экономический ущерб составил 4649,3 млн. рублей.

Как показал анализ, 54% аварий на железной дороге связано с недостат­ками в содержании и ремонте технических средств, приведшими к их отка­зам в процессе эксплуатации, а также неудовлетворительной организацией выявления возникающих неисправностей. Прямые нарушения непосредст­венными исполнителями действующих правил и невыполнение ими требова­ний по обеспечению безопасности движения явились причиной 23% общего количества аварий.

Одновременно с ростом количества аварийных ситуаций и инцидентов при перевозке опасных грузов возрастает тяжесть их последствий. Особую тревогу вызывают сходы и столкновения подвижного состава, загруженного  опасными  грузами, с частичной утратой последних в черте крупных городов, что создает потенциальную опасность для их жителей. За трехлетний период в результате аварийных происшествий на железнодорож­ном транспорте в окружающую среду попало более 730 т нефтепродуктов и 40 т различных химических веществ, в том числе ядовитых.

В больших объемах происходит загрязнение расположенных поблизости от железнодорожных станций почв, подземных и поверхностных вод перево­зимыми по железной дороге сыпучими веществами. К примеру, потери ми­неральных удобрений при их транспортировке достигают 7-9%. Если учесть, что в стране ежегодно производится, загружается в вагоны и вывозится бо­лее 1300 тыс. т минеральных удобрений, то нетрудно представить, сколь велики их потери, загрязняющие окружающую природную среду.

Значительный вклад в загрязнение гидросферы вносят локомотивные и ва­гонные депо, пункты подготовки вагонов, промывочно-пропарочные станции. Загрязнение атмосферного воздуха в довольно больших масштабах произво­дится подвижными средствами железнодорожного транспорта. Из выхлопных труб тепловозов и дизельных поездов в воздух выбрасывается огромное коли­чество сажи, летучих углеводородов, окислов углерода, серы и азота. Виной тому, помимо всего прочего, является и то, что обеспеченность подвижных средств системами нейтрализации отработанных газов не превышает 3%.

Интенсивному загрязнению подвержено более 17% развернутой длины железнодорожных линий, вблизи которых находятся города и поселки с вы­сокими уровнями плотности проживающего населения. Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м сточных вод и выбрасывается до 12 т сухого мусора. В процессе печного отопления пассажирских вагонов с применением угля в атмосферу выбрасывается зна­чительное количество веществ рефлекторного действия. Параллельно с этим производится интенсивное загрязнение сточными водами с примесями вред­ных веществ пристанционных земель и водоемов при мытье подвижного состава, особенно на территории и вблизи пунктов его обмывки и промывки. Не меньшую угрозу экологической безопасности  Республики   Беларусь  представляет магистральный трубопроводный транспорт, на долю которого приходится около 40% общего объема транспортировки грузов. Уже в на­стоящее время по территории нашей страны проходит целая сеть взрывопожароопасных магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов. Протяжен­ность одних только магистральных газопроводов в пересчете на однониточные составляет около 6 тыс. км. При этом проложенные по территории Бела­руси газо-, нефтепродуктопроводы более чем в 200 местах пересекаются с главными путями Белорусской железной дороги. Кроме того, на протяжении многих десятков километров газопроводы проходят вдоль железных дорог на удалении всего 75-200 м (в зависимости от диаметра труб), а нефте- и неф-тепродуктопроводы - 50-100 м. Вдобавок, магистральные газопроводы и его отводы имеют 16 переходов через реки, Днепро-Бугский канал и водохрани­лища, по которым проложено 46 ниток. Во многих местах магистральные трубопроводы пересекаются с автомобильными дорогами, а также проходят по густонаселенной местности. Вблизи них находится более 600 населенных пунктов. Все это серьезно усиливает угрозы экологической безопасности жизнедеятельности населения  Беларуси , исходящие от магистрального тру­бопроводного транспорта.

Как показали исследования, основными источниками отказов (аварий) на трубопроводах являются дефекты проектирования, низкое качество труб, арматуры и строительства. Их роль в возникновении аварий неуклонно воз­растает по мере «старения» трубопроводов. С этой точки зрения особую опасность для  Беларуси  представляют участки трубопроводов Унеча-Полоцк-1 (введен в эксплуатацию в 1964 г.), Полоцк-Вентспилс (1968 г.), Унеча-Полоцк-2(1974 г.).

По данным проведенных расследований, около 60% общего количества аварий на магистральных нефтепродуктопроводах происходит в ходе выпол­нения капитального ремонта трассы, проведения пуско-наладочных работ, а также по причине наличия дефектов в трубах. Около 10% аварий случается по причине производства колхозами и совхозами строительных работ вблизи трубопроводов без согласования с районным управлением нефтепровода и 15% аварий - из-за нарушения согласованного порядка проведения работ по всей трассе нефтепровода.

Количество аварий на линейной части трубопровода (по сравнению с их количеством на других  объектах  магистрального трубопровода), как прави­ло, невелико, однако степень опасности таких аварий чрезвычайно большая, в связи с чем их предупреждению уделяется особое внимание. Как свиде­тельствует многолетний опыт эксплуатации магистральных трубопроводов, разрушения линейной части трубопроводов вызываются действием главным образом следующих двух групп факторов: снижением несущих способностей элементов трубопровода и увеличением воздействия на них внешних факто­ров (нагрузок) сверх допустимых норм (различные силовые нагрузки, темпе­ратурные изменения и т. п.).

Всего в  Беларуси  в 1993 году на газо- и нефтепродуктопроводах зафик­сировано 6 аварий, в 1994 году - 14, в 1995-м - 19, в 1996-м - 14, в 1997-м -10 и в 1998 году - 12 аварий. Из общего количества аварий, произошедших за шесть анализируемых лет на магистральных трубопроводах, на долю строительных дефектов приходится от 13 до 19%. Несмотря на это, повыше­ния качества строительства, к сожалению, не наблюдается. Не снижается количество аварий на действующих магистральных трубопроводах и по при­чине механических повреждений труб (пробоев, разрывов). В этой связи повышенную тревогу вызывают «старые» газопроводы низкого технического уровня с использованием труб из низкосортной стали, в частности газопро­воды Дашава-Минск и Ивацевичи-Слоним-Вильнюс. Хотя они и переведе­ны на эксплуатацию с пониженным рабочим давлением, тем не менее оста­ются весьма  опасными , особенно с учетом того, что проходят вблизи авто­мобильных магистралей и населенных пунктов.

В настоящее время на территории  Беларуси  развернуто строительство нового газопровода Ямал-Западная Европа. Только в одном 1998 году было сварено в нитку 354 км газопровода, а 125 км уложено в траншею. На бело­русском участке газопровода планируется построить 5 компрессорных стан­ций общей мощностью 752 тыс. киловатт. Трасса газопровода закладывается в две нитки, по которым будет транспортироваться газ под давлением в 82 атмосферы. Такое высокое давление в газопроводе будет применяться впервые в мире. К сказанному выше следует добавить, что строительство нового магистрального газопровода предполагает сооружение 75 водных переходов, 10 переходов железных дорог, 42 перехода автомобильных дорог, а также пересечение 3 линий электропередач, 11 трубопроводов и 5 магист­ральных кабелей. Часть трассы (365 км) будет проложена одним «коридо­ром» с действующей технической системой газопровода Торжок-Минск-Ивацевичи. После ввода в строй нового магистрального газопровода Ямал-Западная Европа транзит российского газа через  Республику   Беларусь  увели­чится в два раза. Наряду с получением немалой экономической выгоды это создаст для нашей страны и значительные дополнительные угрозы экологи­ческой безопасности жизнедеятельности населения.

Третьим по объему грузоперевозок транспортом, существенно загряз­няющим окружающую природную среду, является в  Беларуси  автомобиль­ный. Угрозы экологической безопасности исходят от него прежде всего по линии загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами и перевозки экологически  опасных  грузов. Основной причиной чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах является утечка сильнодействующих ядовитых веществ при авариях транспортных средств, перевозящих эти вещества, а также на предприятиях, использующих их в производственной деятельности.

Помимо этого, источником заражения автомобильных дорог могут слу­жить аварии на железнодорожном транспорте, а также на нефте-, газо-, продуктопроводах, которые пересекают автомобильные дороги более 500 раз. Эти аварии могут привести к нарушению экологической обстановки в районе дороги и послужить причиной пожаров в полосе отвода автомобильной до­роги и за ее пределами.

Завершая анализ  размещения  экологически  опасных   объектов  по терри­тории  Республики   Беларусь , следует сказать, что к настоящему времени в нашей стране осталось слишком мало мест, жители которых с экологической точки зрения могут чувствовать себя в полной безопасности. Указанное об­стоятельство обусловливает настоятельную необходимость сохранения таких мест при одновременном радикальном усилении внимания вопросам эколо­гической безопасности проживания населения во всех остальных регионах страны и прежде всего в крупных городах.