4. Территориальное размещение опасных объектов в республике беларусь
Для Беларуси характерно наличие довольно большого количества объектов , представляющих потенциальную угрозу экологической безопасности жизнедеятельности населения. По состоянию на 1 января 1999 года на территории нашей страны функционировало 539 химически опасных и свыше 400 взрывопожароопасных предприятий с большими запасами токсичных, сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
Химически опасные объекты характеризуются высокой степенью опасности обращающихся в производстве веществ и материалов, физически сильно износившимся технологическим оборудованием, отсутствием надежных контролирующих и диагностирующих приборов технологической автоматики. Многие из них не располагают необходимыми средствами для модернизации производства. Эти предприятия в большей степени, чем другие, подвержены угрозе возникновения аварий и катастроф.
Наибольшее число химически опасных объектов сосредоточено в Минской и Могилевской областях. При этом 93 объекта расположены в 35 наиболее крупных городах, включая Минск, Гродно, Могилев, Гомель.
Область
Категория химической опасности
Итого
I
II
III
IY
Брестская
-
-
70
11
81
Витебская
1
-
80
-
81
Гомельская
-
1
77
-
78
Гродненская
1
2
31
37
71
Минская
1
5
107
15
128
Могилевская
-
-
43
57
100
Степень опасности для населения каждого химически опасного объекта определяется его категорией. Согласно ныне действующему Приложению к Директиве начальника гражданской обороны СССР № 3 от 04.12.1990 г. критерием для отнесения объекта народного хозяйства к той или иной категории химической опасности служит количество населения, попадающего в зону возможного химического заражения СДЯВ. При попадании в зону возможного химического заражения, вызванного аварией на химически опасных объектах , в результате которой происходит выброс (вылив) СДЯВ из единичной наибольшей емкости, более 75 тыс. человек объект относится к I степени химической опасности, от 40 до 75 тыс. человек - ко II и при менее 40 тыс. человек - к III степени химической опасности. Если же зона возможного химического заражения не выходит за пределы территорий объекта , то он относится к IV степени химической опасности.
Из общего количества химически опасных объектов , расположенных на территории Республики Беларусь , первую категорию химической опасности имеют Новополоцкое ПО «Полимер», Гродненское ГПО «Азот» и очистная водопроводная станция ПО «Минскводоканал». В состав предприятий второй категории химической опасности входят Гомельский химический завод, Гродненское ПО «Химволокно», Гродненский мясокомбинат, Минский мясоперерабатывающий завод №3, Минская очистная станция аэрации ПО «Минскводоканал», ГП «Минский мясокомбинат» и АП «Криница».
Перечисленные выше предприятия представляют наибольшую потенциальную опасность как для обслуживающего персонала, так и для населения прилегающих районов, а также для окружающей природы. На них используется большое количество сильнодействующих ядовитых веществ, которые обладают пожаровзрывоопасными и иными вредными свойствами. При этом производственные процессы, в которых используются СДЯВ, чаще всего протекают при высоких давлениях, а также при высоких либо, наоборот, очень низких температурах, что существенно увеличивает вероятность возникновения различного рода аварийных ситуаций. В составе СДЯВ наибольший удельный вес занимают: аммиак - 50,7%, метанол - 25,7% и нитрил акриловой кислоты - 10%.
Согласно расчетам, проведенным в НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь , в случае разлива СДЯВ в поддон из одной наибольшей емкости со СДЯВ с каждого функционирующего в настоящее время в стране химически опасного объекта площадь возможного химического заражения составит 30,5 тыс. км2, на которой проживает почти 1,5 млн. человек. При этом более 80% этой площади и свыше 60% населения приходится на три указанных ранее наиболее опасные химические объекты .
Положение серьезно усугубляется тем, что на большинстве химически опасных предприятий имеет место высокая степень износа основных фондов, сочетающаяся с низкими темпами их обновления и крайне недостаточным обеспечением запасными частями, не позволяющим своевременно производить замену износившихся деталей. Вдобавок длительные простои привели к значительному увеличению коррозии трубопроводов, оборудования и средств противоаварийной защиты. Практически повсеместно снизился уровень профилактической работы по охране труда и технике безопасности, а также производственной, технологической и трудовой дисциплины. На ряде предприятий не проводится обучение работающих навыкам выполнения производственных операций повышенной опасности и не внедряются современные технические средства обучения. С трудом осуществляется процедура декларирования опасных производств. Все это свидетельствует о снижении управляемости безопасностью на предприятиях повышенного риска. Следствием его является всевозрастающее количество производственных неполадок.
Как уже было отмечено ранее, химически опасные производства по территории страны размещены неравномерно, причем не только в разрезе областей, но и районов, а также отдельных населенных пунктов.
В Брестской области наиболее значительная часть химически опасных объектов находится в системе Минсельхозпрода (50,6%). Это - мясоконсервные и мясокомбинаты, молочные комбинаты, фирма «Мороженое», комбинаты пищевых продуктов, консервные заводы, птицефабрики, холодильники, масло- и сырзаводы, фруктохранилища, зверохозяйства. Наибольшие запасы аммиака сосредоточены на мясокомбинатах в городах Брест, Барановичи и Пинск (соответственно, 80,2, 70,0 и 60,0 т). На Брестской производственной фирме «Мороженое» сосредоточено 15,3 т аммиака. Кстати, расположена она в центре города, вследствие чего в случае аварии ее последствия могут отрицательно сказаться на здоровье 20 тысяч человек.
Белкоопсоюзу принадлежит 26 опасных объектов . Они представлены в основном небольшими холодильными установками, запасы аммиака на которых колеблются от 0,2 до 9,9 т.
В системе Беллегпрома имеется лишь одно химически опасное предприятие - ОАО «Брестский чулочный комбинат». Запасы аммиака на нем составляют 32 т. Расположен данный комбинат в районе, население которого составляет пять тысяч человек. В случае аварии на Брестском чулочном комбинате максимальная глубина зоны химического заражения может достигнуть 0,5 км, а ее общая площадь - 0,75 км2.
Следует при этом иметь в виду, что по территории области по всем направлениям железнодорожных и автомобильных путей осуществляются перевозки опасных грузов.
Кроме того, ее территорию пересекают продуктопроводы, магистральные газопроводы и нефтепровод «Дружба». В непосредственной близости от Брестской области на территории соседней Украины расположены Ровенская и Чернобыльская атомные электростанции. Все это создает дополнительную угрозу жизни и безопасности людей и окружающей природной среде.
В Витебской области химически опасные объекты наибольшую угрозу представляют для населения городов Новополоцк и Орша. Новополоцкое ПО «Полимер» (концерн Белнефтехим) является одним из наиболее химически опасных объектов страны, использующим большое количество сильнодействующих ядовитых веществ высокой токсичности (аммиак, синильная кислота, нитрил акриловой кислоты, хлор, ацетонциангидрин, ацетоннитрил, окись этилена, серная и фосфорная кислоты, метилакрилат, хлораллил, хлорвинил и др.). Наиболее опасными из них являются нитрил акриловой кислоты (5076 т), ацетонциангидрин (1158 т) и окись этилена (72 т). Не менее опасным является ПО «Нафтан» (концерн Белнефтехим), также расположенное в Новополоцке. Это не только химически, но и взрывопожароопасный объект , использующий в своем производстве аммиак и сероводород. Согласно расчетам, глубина распространения ядовитых паров при аварии на этих предприятиях может составить до 20 км, а общая площадь заражения - до 1256 км2. В зону заражения попадают г. Новополоцк и Полоцкий сельский район с общей численностью населения до 194,2 тыс. человек. По совокупной потенциальной опасности расположенных в нем объектов город Новополоцк и Полоцкий сельский район отнесены к химически опасным 1 степени (в зону возможного химического заражения попадает более 50% населения).
В г. Орша действует 9 химически опасных объектов , на которых хранятся и используются в производстве хлор и аммиак. Наиболее опасными среди них являются предприятия Минсельхозпрода (мясокомбинат, завод плавленых сыров, молококомбинат и пивзавод), запасы аммиака на которых составляют 68 т, хлора - 9 т. Кроме этих химически опасных объектов большую угрозу для населения Орши представляет железнодорожный узел, через который по 6 железнодорожным направлениям (Минск, Смоленск, Могилев, Витебск, Лепель, Кричев) осуществляется перевозка грузов в объеме более 5000 вагонов в сутки, в том числе до 270 вагонов с химически- и взрыво-пожароопасными грузами. Расчеты показывают, что при аварии с выбросом (выливом) СДЯВ из одной наибольшей емкости на всех химически опасных объектах города Орши площадь зон возможного заражения может составить до 20 км2, на которых проживает около 30% населения города. Глубина распространения зараженного воздуха может достигать 2,15 км от хлора и 0,95 км от аммиака.
В Гомельской области основная доля химически опасных объектов приходится на областной центр. На его территории действует 14 таких объектов . Ими используется в производственных целях в год до 37 т хлора, 851,5 т аммиака и 6 т соляной кислоты.
Наиболее опасным в Гомеле является Советский район, на территории которого расположен Гомельский химический завод. Запасы аммиака на нем составляют в среднем 700 т. Они хранятся в 14 горизонтальных металлических емкостях по 50 т каждая. Это - наиболее опасные объекты завода. В случае разгерметизации одного или нескольких хранилищ, срыва шланга при сливе аммиака из железнодорожных цистерн, а также разгерметизации трубопроводов может возникнуть облако зараженного воздуха, представляющее большую опасность для здоровья и даже жизни человека. Значительную потенциальную опасность таят в себе также цеха аммофоса и сложно-смешанных удобрений, использующие в производстве большое количество аммиака. Реальная угроза исходит и от трубопроводов на эстакадах от склада аммиака до цеха аммофоса, установки улавливания хвостовых газов от цеха серной кислоты, от подъездных и заводских железнодорожных путей, по которым доставляются на завод сильнодействующие ядовитые вещества. Всего же на долю Советского района приходится 84,6% от общего количества аммиака, используемого химически опасными объектами г. Гомеля, 67,5% хлора и 100% соляной кислоты. Площадь зоны возможного химического заражения в случае аварий и катастроф по данному району составляет почти 645 км2. На этой территории проживает 106 тыс. человек, или почти пятая часть всего населения города.
В Гродненской, как и в Гомельской, области также наиболее уязвимым с экологической точки зрения является областной центр. На его долю приходится 98,7% общего объема хранимого и используемого в производстве в целом по области аммиака и 92,2% хлора.
Наибольшую опасность представляет ГПО «Азот», на котором максимальные запасы аммиака достигают 21 тыс. т. По расчетам штаба ГО области и г. Гродно, при аварии на одном из его резервуаров с аммиаком глубина возможного химического заражения может достигать 20 км, а площадь заражения - 560 км2. В результате от химического поражения может пострадать до 330 тыс. человек, при этом около 4 тыс. человек могут лишиться жизни.
Немалую опасность для населения г. Гродно представляет расположенное на расстоянии 2 км от жилого массива города производственное объединение «Химволокно», применяющее в больших количествах хлор. Его запасы здесь составляют 1,9 т. В случае аварии на хлораторном участке с выбросом хлора только из одного контейнера глубина распространения зараженного облака может достигнуть 4 км, а площадь заражения 27 км2, поразив примерно 40 тыс. человек.
К числу химически наиболее опасных объектов г. Гродно относятся также расположенный на расстоянии километра от жилой застройки мясокомбинат, на котором хранится до 40 т аммиака, и городские очистные сооружения и водозаборы, использующие от 2 до 10 т хлора. В случае аварии в компрессорной установке или холодильных камерах мясокомбината с выбросом аммиака максимальная глубина заражения может достигнуть 4,5 км, а площадь зоны возможного заражения - до 30 км2, на которых проживает около 60 тыс. человек. Авария на одном из городских очистных сооружений и водозаборов способна поразить от одной до 24 тыс. человек.
Вторым по степени химической опасности в Гродненской области является г. Волковыск, на пяти предприятиях которого сосредоточено около 75 т аммиака. Наибольшие его запасы находятся на ОАО «Волковысский мясокомбинат» (50 т) и ОАО «Беллакт» (20 т). Поскольку названные и иные химически опасные объекты расположены в южной и юго-западной частях города, а роза ветров преимущественно юго-западная, то они представляют серьезную потенциальную угрозу населению весьма значительной части территории города и района. Так, при авариях с выбросом запасов аммиака на ОАО «Волковысский мясокомбинат» и ОАО «Беллакт» максимальная глубина зоны заражения может составить от 3 до 7 км, а площадь зоны возможного заражения - от 17 до 70 км2. Всего в зонах возможного заражения проживает 62,3 тыс. человек городского и сельского населения.
Экологически весьма уязвимым является также г. Лида с населением 100,3 тыс. человек. В нем находится 4 химически опасных объекта , использующих в производстве 52,2 т аммиака, из которых 40 т приходится на мясокомбинат, 7 т - на молочно-консервный комбинат и 5 т - на АОЗТ «Лидский пивзавод». Химически опасные объекты размещены по всей территории города на расстоянии от 50 до 200 м от жилых кварталов. В случае аварии с выбросом всего запаса аммиака отдельно взятого предприятия площадь зоны возможного заражения может достигать от 0,15 до 54 км2. При этом от химического поражения может пострадать до 96 тыс. человек.
Помимо химически опасных объектов народного хозяйства, немалую угрозу для населения г. Лиды представляют удаленные от нее на расстоянии 25 км склады вооруженных сил. На них хранится до 2400 м окислителя в наземных резервуарах и 960 м3 ракетного топлива в заглубленных резервуарах.
Всего же на территории области расположено десять экологически опасных оборонных объектов . В случае возникновения на них аварий зоны возможного поражения могут достигнуть 50 км2. При этом их поражающему воздействию может подвергнуться до 12 тыс. человек.
К числу экологически опасных объектов Гродненской области, бесспорно, должны быть отнесены узловые и промежуточные железнодорожные станции, на которых часто скапливается большое количество вагонов с опасными грузами, включая бензин, пропан-бутан, керосин, дизельное топливо, метанол, капролактам, ортаксилол, едкий натрий, бензол, ацетон. Нередко на промежуточных станциях составы с опасным грузом отстаиваются в непосредственной близости от путей, по которым следуют пассажирские поезда. Вдобавок эти составы, как правило, не охраняются. Имеют место утечки газа из цистерн, приводящие к его скоплению в низменных местах, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Серьезная потенциальная опасность для населения области исходит от Игналинской АЭС, расположенной на территории соседней Литвы. В случае аварии на ней Сморгонский и Островецкий районы с 274 населенными пунктами полностью попадают в 100-километровую зону возможного радиоактивного заражения. В зависимости от размеров аварии вполне возможно, что радиоактивному заражению может быть подвергнута вся область.
Несомненную угрозу населению Гродненской области представляет также магистральный газопровод. Его нитки проходят через многие автомобильные магистрали и железнодорожные пути. В зоне прохождения по территории области магистрального газопровода проживает 4,5 тыс. человек.
В Минской области наибольшее количество экологически опасных народнохозяйственных объектов (38) сосредоточено в ее областном центре, столице нашей страны. Неснижаемый запас сильнодействующих ядовитых веществ на этих объектах Минска составляет: аммиака - 284,92 т, хлора -40,6, соляной кислоты - 184,32, серной кислоты - 271, азотной кислоты -13,81, ацетона - 0,54, моносилана - 0,82, ортофосфорной кислоты - 45, уксусной кислоты - 2 т. Особенно неблагополучны в данном отношении Партизанский, Октябрьский и Ленинский районы города.
В Партизанском районе находятся, в частности, очистная водопроводная станция, мясоперерабатывающий завод, молочный завод № 3, арендное предприятие «Криница», хладокомбинат №1 и его филиал. Всего на химически опасных предприятиях района хранится хлора - 40 и аммиака - 94 т.
В Ленинском районе расположены ОПО «Коммунарка», АП «Минский хладокомбинат № 2», оптово-розничный плодоовощной комбинат и АП «Минский мотовелозавод». Производственные запасы хлора на поименованных предприятиях достигают 67 и соляной кислоты - 50 т.
В Октябрьском районе расположены ПО мясной промышленности, АП «Минский хладокомбинат по переработке, хранению и реализации рыбной продукции», ассоциация «Белрыбпромсбыт», оптово-розничный плодоовощной комбинат и ряд других объектов , на которых сконцентрировано более 100 т аммиака и большое количество других СДЯВ.
Производственные объекты , использующие в технологическом процессе аммиак, имеются и во всех остальных районах города, представляя немалую потенциальную опасность как для обслуживающего персонала, так и для населения, проживающего вблизи этих предприятий. Согласно расчетам, в случае аварии с выбросом (выливом) СДЯВ в поддон (обваловку) из одной наибольшей емкости со СДЯВ на всех химически опасных объектах народного хозяйства г. Минска площадь возможного химического заражения может составить от 0,08 до 42,8 км2. В результате в очаге химического заражения может оказаться от 0,2 до 150 тыс. человек.
В Могилевской области, наряду с областным центром, наиболее неблагополучным с точки зрения совокупной потенциальной химической опасности является г. Бобруйск.
В г. Могилеве находятся, в частности, ПО «Химволокно» им. Ленина, на котором хранится до 20 т хлора, 15 т аммиака и 12480 т метанола, Завод искусственного волокна им. Куйбышева (сероуглерода - 440 и аммиака - 29 т), мясокомбинат (60 т аммиака) и холодильник мясомолторга (30 т аммиака).
Серьезную угрозу экологической опасности Могилевской области представляют 19 объектов по транспортировке и хранению взрыво- и пожароопасных веществ, включая семь газо-, нефтепродуктопроводов, шесть предприятий ( объектов ) газового хозяйства и шесть предприятий по обеспечению нефтепродуктами. Помимо них к пожароопасным объектам области относятся четыре предприятия по добыче и переработке торфа (в Быховском, Бобруйском, Кличевском и Осиповичском районах), семь предприятий по переработке льна (в городах Шклов, Мстиславль, Чаусы, Кировск, Круглое, Хотимск и Горки) и десять предприятий по производству хлебопродуктов.
Экологическая безопасность Беларуси в значительной мере предопределяется осуществляемыми по ее территории перевозками экологически опасных грузов, включая сильнодействующие ядовитые вещества. В настоящее время основным видом транспорта страны по перевозкам сильнодействующих ядовитых веществ и других опасных грузов является железная дорога.
Белорусской железной дорогой перевозится 2600 наименований опасных грузов, в том числе более 18 видов сильнодействующих ядовитых веществ. Среди них - аммиак, ангидрид уксусный, двуокись азота, ацетальдегид, аце-тоннитрил, ацетонциангидрин, бензол, дихлорэтан, азотная кислота, соляная кислота, метил хлористый, перекись водорода, сероводород, толуол, три-хлорпропан, нитрил акриловой кислоты и др.
Опасные вещества обычно перевозятся в цистернах емкостью 50-60 т, группами или целыми составами с учетом заявок потребителей и возможности дороги. Ежемесячно железнодорожным транспортом перевозится до 700 вагонов СДЯВ. Наиболее грузонапряженными направлениями экологически опасных грузопотоков являются: Аульс-Мосты-Волковыск-Барановичи-Лунинец-Калинковичи-Гомель (до 700 вагонов в месяц); Мосты-Лида-Молодечно-Новополоцк (до 470 вагонов в месяц) и Новополоцк-Полоцк-Витебск-Орша-Могилев-Жлобин-Калинковичи (до 200 вагонов в месяц).
На ряде сортировочных станций железнодорожных узлов в месяц перерабатываются от 600 до 1700 вагонов опасных грузов, включая вагоны с СДЯВ. Особенно большое количество опасных грузов отправляется со станций Новополоцк и Аульс - соответственно по 7000 и 1000 вагонов в месяц, в том числе около 500 вагонов с СДЯВ.
Положение усугубляется тем, что нынешний общий уровень безопасности железнодорожных грузовых перевозок не отвечает современным высоким требованиям. Об этом недвусмысленно свидетельствуют, в частности, данные межобластной инспекции по надзору за перевозкой опасных грузов на железнодорожном транспорте о чрезвычайных ситуациях, произошедших на Белорусской железной дороге в 1996-1998 гг.
Наибольшее количество аварий и инцидентов в 1998 году произошло на железнодорожных станциях: Свислочь - 16; Полоцк - 13; Витебск -11; Барановичи - 8; Гомель -7; Могилев, Калинковичи и Орша - по 6 случаев. В результате одного только крушения грузового поезда были сняты с баланса 5 вагонов. Экономический ущерб составил 4649,3 млн. рублей.
Как показал анализ, 54% аварий на железной дороге связано с недостатками в содержании и ремонте технических средств, приведшими к их отказам в процессе эксплуатации, а также неудовлетворительной организацией выявления возникающих неисправностей. Прямые нарушения непосредственными исполнителями действующих правил и невыполнение ими требований по обеспечению безопасности движения явились причиной 23% общего количества аварий.
Одновременно с ростом количества аварийных ситуаций и инцидентов при перевозке опасных грузов возрастает тяжесть их последствий. Особую тревогу вызывают сходы и столкновения подвижного состава, загруженного опасными грузами, с частичной утратой последних в черте крупных городов, что создает потенциальную опасность для их жителей. За трехлетний период в результате аварийных происшествий на железнодорожном транспорте в окружающую среду попало более 730 т нефтепродуктов и 40 т различных химических веществ, в том числе ядовитых.
В больших объемах происходит загрязнение расположенных поблизости от железнодорожных станций почв, подземных и поверхностных вод перевозимыми по железной дороге сыпучими веществами. К примеру, потери минеральных удобрений при их транспортировке достигают 7-9%. Если учесть, что в стране ежегодно производится, загружается в вагоны и вывозится более 1300 тыс. т минеральных удобрений, то нетрудно представить, сколь велики их потери, загрязняющие окружающую природную среду.
Значительный вклад в загрязнение гидросферы вносят локомотивные и вагонные депо, пункты подготовки вагонов, промывочно-пропарочные станции. Загрязнение атмосферного воздуха в довольно больших масштабах производится подвижными средствами железнодорожного транспорта. Из выхлопных труб тепловозов и дизельных поездов в воздух выбрасывается огромное количество сажи, летучих углеводородов, окислов углерода, серы и азота. Виной тому, помимо всего прочего, является и то, что обеспеченность подвижных средств системами нейтрализации отработанных газов не превышает 3%.
Интенсивному загрязнению подвержено более 17% развернутой длины железнодорожных линий, вблизи которых находятся города и поселки с высокими уровнями плотности проживающего населения. Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м сточных вод и выбрасывается до 12 т сухого мусора. В процессе печного отопления пассажирских вагонов с применением угля в атмосферу выбрасывается значительное количество веществ рефлекторного действия. Параллельно с этим производится интенсивное загрязнение сточными водами с примесями вредных веществ пристанционных земель и водоемов при мытье подвижного состава, особенно на территории и вблизи пунктов его обмывки и промывки. Не меньшую угрозу экологической безопасности Республики Беларусь представляет магистральный трубопроводный транспорт, на долю которого приходится около 40% общего объема транспортировки грузов. Уже в настоящее время по территории нашей страны проходит целая сеть взрывопожароопасных магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов. Протяженность одних только магистральных газопроводов в пересчете на однониточные составляет около 6 тыс. км. При этом проложенные по территории Беларуси газо-, нефтепродуктопроводы более чем в 200 местах пересекаются с главными путями Белорусской железной дороги. Кроме того, на протяжении многих десятков километров газопроводы проходят вдоль железных дорог на удалении всего 75-200 м (в зависимости от диаметра труб), а нефте- и неф-тепродуктопроводы - 50-100 м. Вдобавок, магистральные газопроводы и его отводы имеют 16 переходов через реки, Днепро-Бугский канал и водохранилища, по которым проложено 46 ниток. Во многих местах магистральные трубопроводы пересекаются с автомобильными дорогами, а также проходят по густонаселенной местности. Вблизи них находится более 600 населенных пунктов. Все это серьезно усиливает угрозы экологической безопасности жизнедеятельности населения Беларуси , исходящие от магистрального трубопроводного транспорта.
Как показали исследования, основными источниками отказов (аварий) на трубопроводах являются дефекты проектирования, низкое качество труб, арматуры и строительства. Их роль в возникновении аварий неуклонно возрастает по мере «старения» трубопроводов. С этой точки зрения особую опасность для Беларуси представляют участки трубопроводов Унеча-Полоцк-1 (введен в эксплуатацию в 1964 г.), Полоцк-Вентспилс (1968 г.), Унеча-Полоцк-2(1974 г.).
По данным проведенных расследований, около 60% общего количества аварий на магистральных нефтепродуктопроводах происходит в ходе выполнения капитального ремонта трассы, проведения пуско-наладочных работ, а также по причине наличия дефектов в трубах. Около 10% аварий случается по причине производства колхозами и совхозами строительных работ вблизи трубопроводов без согласования с районным управлением нефтепровода и 15% аварий - из-за нарушения согласованного порядка проведения работ по всей трассе нефтепровода.
Количество аварий на линейной части трубопровода (по сравнению с их количеством на других объектах магистрального трубопровода), как правило, невелико, однако степень опасности таких аварий чрезвычайно большая, в связи с чем их предупреждению уделяется особое внимание. Как свидетельствует многолетний опыт эксплуатации магистральных трубопроводов, разрушения линейной части трубопроводов вызываются действием главным образом следующих двух групп факторов: снижением несущих способностей элементов трубопровода и увеличением воздействия на них внешних факторов (нагрузок) сверх допустимых норм (различные силовые нагрузки, температурные изменения и т. п.).
Всего в Беларуси в 1993 году на газо- и нефтепродуктопроводах зафиксировано 6 аварий, в 1994 году - 14, в 1995-м - 19, в 1996-м - 14, в 1997-м -10 и в 1998 году - 12 аварий. Из общего количества аварий, произошедших за шесть анализируемых лет на магистральных трубопроводах, на долю строительных дефектов приходится от 13 до 19%. Несмотря на это, повышения качества строительства, к сожалению, не наблюдается. Не снижается количество аварий на действующих магистральных трубопроводах и по причине механических повреждений труб (пробоев, разрывов). В этой связи повышенную тревогу вызывают «старые» газопроводы низкого технического уровня с использованием труб из низкосортной стали, в частности газопроводы Дашава-Минск и Ивацевичи-Слоним-Вильнюс. Хотя они и переведены на эксплуатацию с пониженным рабочим давлением, тем не менее остаются весьма опасными , особенно с учетом того, что проходят вблизи автомобильных магистралей и населенных пунктов.
В настоящее время на территории Беларуси развернуто строительство нового газопровода Ямал-Западная Европа. Только в одном 1998 году было сварено в нитку 354 км газопровода, а 125 км уложено в траншею. На белорусском участке газопровода планируется построить 5 компрессорных станций общей мощностью 752 тыс. киловатт. Трасса газопровода закладывается в две нитки, по которым будет транспортироваться газ под давлением в 82 атмосферы. Такое высокое давление в газопроводе будет применяться впервые в мире. К сказанному выше следует добавить, что строительство нового магистрального газопровода предполагает сооружение 75 водных переходов, 10 переходов железных дорог, 42 перехода автомобильных дорог, а также пересечение 3 линий электропередач, 11 трубопроводов и 5 магистральных кабелей. Часть трассы (365 км) будет проложена одним «коридором» с действующей технической системой газопровода Торжок-Минск-Ивацевичи. После ввода в строй нового магистрального газопровода Ямал-Западная Европа транзит российского газа через Республику Беларусь увеличится в два раза. Наряду с получением немалой экономической выгоды это создаст для нашей страны и значительные дополнительные угрозы экологической безопасности жизнедеятельности населения.
Третьим по объему грузоперевозок транспортом, существенно загрязняющим окружающую природную среду, является в Беларуси автомобильный. Угрозы экологической безопасности исходят от него прежде всего по линии загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами и перевозки экологически опасных грузов. Основной причиной чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах является утечка сильнодействующих ядовитых веществ при авариях транспортных средств, перевозящих эти вещества, а также на предприятиях, использующих их в производственной деятельности.
Помимо этого, источником заражения автомобильных дорог могут служить аварии на железнодорожном транспорте, а также на нефте-, газо-, продуктопроводах, которые пересекают автомобильные дороги более 500 раз. Эти аварии могут привести к нарушению экологической обстановки в районе дороги и послужить причиной пожаров в полосе отвода автомобильной дороги и за ее пределами.
Завершая анализ размещения экологически опасных объектов по территории Республики Беларусь , следует сказать, что к настоящему времени в нашей стране осталось слишком мало мест, жители которых с экологической точки зрения могут чувствовать себя в полной безопасности. Указанное обстоятельство обусловливает настоятельную необходимость сохранения таких мест при одновременном радикальном усилении внимания вопросам экологической безопасности проживания населения во всех остальных регионах страны и прежде всего в крупных городах.
- Содержание:
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 1.Структура дисциплины, распределение учебной нагрузки
- Тема 1. Виды, классификация чс
- Тема 2. Теоретические основы радиационной безопасности
- Тема 3. Защита населения и хозяйственных объектов в чс
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Лекционные занятия
- Тема 1. Виды, классификация чс. Очаги поражения.
- Тема 2. Теоретические основы радиационной
- Тема 3. Защита населения и хозяйственных объектов в чс
- 3.2. Практические занятия
- 4. Технические средства обучения
- Введение
- 1. Источники опасности, чрезвычайных и экстремальных ситуаций для человека и биологического мира
- 2. Алгоритмы решения задач защиты населения, объектов и природной среды в республике беларусь
- 3. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, характерных для республики беларусь
- 3.1 Опасные ветры.
- 3.2 Грозы, молнии и другие опасные атмосферные явления
- 3.3 Опасные гидрологические явления и процессы
- 3.4 Опасные геологические явления и процессы
- 3.5 Опасные космические явления и процессы
- 3.6 Чрезвычайные и экстремальные ситуации, вызванные температурно-влажностным состоянием среды
- 3.7 Краткая характеристика техногенных чрезвычайных ситуаций
- 3.8 Чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами и взрывами на хозяйственных объектах .
- 3.9 Ядерное оружие
- 3.10 Химическое оружие
- 4. Территориальное размещение опасных объектов в республике беларусь
- Заключение
- 1. Прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций.
- 1.1 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
- 1.2 Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций
- 1.3 Предупреждение чрезвычайных ситуаций.
- 2. Правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 2. 1 Проблемы выживания человека в чс
- 2.2 Правила поведения населения при землетрясениях и действия по ликвидации их последствий
- 2.3 Правила поведения населения при наводнениях и действия по ликвидации их последствий
- 2.4 Правила поведения населения при снежных заносах и действия по ликвидации их последствий
- 2.5 Правила поведения населения при селевых потоках и оползнях и действия по ликвидации их последствий
- 2.6 Правила поведения населения при пожарах и действия по их тушению
- 2.7 Чрезвычайные ситуации, связанные со взрывами
- 1. Организация защиты населения, объектов хозяйствования и природной среды в чрезвычайных ситуациях
- 1.1 Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (гсчс)
- 1.2 Коллективные средства защиты населения
- 1.3 Средства индивидуальной защиты
- 1.4 Основные мероприятия защиты населения в чс
- 1.5 Ликвидация чрезвычайных ситуаций
- 2. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях и экологическая безопасность
- 2.1 Стратегия устойчивого развития экономики
- 2.2 Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономические категории
- 2.3 Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях
- 2.4 Проблемы устойчивого развития агропромышленного комплекса в чрезвычайных ситуациях
- 2.5 Устойчивое развитие транспорта и экологическая безопасность
- Заключение
- 1. Основы ядерной физики
- 1.1 Явления радиоактивности
- 1.2 Протонная радиоактивность
- 2. Виды ионизирующих излучений
- 2.1 Способы обнаружения и измерения ионизирующих излучений
- 2.2. Приборы для обнаружения и измерения ионизирующих излучений
- 3. Естественные и антропогенные источники ионизирующих излучений
- 4. Основы радиационной безопасности биологических систем
- 4.1. Биологическое действие ионизирующих излучений
- 4.2 Особенности радиоустойчивости органов при внутреннем облучении
- 4.3 Принципы и критерии радиационной безопасности
- 1. Чернобыльская атомная электростанция
- 2. Основные принципы работы аэс
- 3. Основные причины аварии
- 4. Ликвидация последствий аварии
- 5. Распространение радиации
- 6. Медицинские аспекты аварии
- 7. Последствия радиоактивного загрязнения
- 7.1 Выбросы и особенности радиоактивного загрязнения местности
- 7.2 Особенности миграции радионуклидов и прогнозирование радиоактивного загрязнения местности.
- 8. Мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на чаэс