20. Источники и принципы экологического права
Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.
1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.
2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».
Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Особенностью является то, что особое место отведено международно—правовым актам: 1.Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.); 2.Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %; 3.Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.
В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.
Большинство общественных отношений в области природопользования регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.
Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм (например,предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ).
Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.
Основные принципы (ст. 3 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды»):
- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
- соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
- гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; 21. Федеральный закон РФ об экологической экспертизе. экологические правоотношения. Обьекты и субьекты экологических правоотношений
Федеральный закон "Об экологической экспертизе» Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Включает след. положения : Полномочия Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления,Государственная экологическая экспертиза ,Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза; Права и обязанности заказчиков документации; подлежащей экологической экспертизе;Финансирование экологической экспертизы ; Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;Разрешение споров в области экологической экспертизы; Международные договоры Российской Федерации.
Экологические правоотношения - это общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права. Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Так, в соответствии со статьей 4 Закона "Об охране окружающей природной среды" 'следует различать правовые отношения в сфере:
естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;
земельных, горных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов;
особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.).
Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей природной среды.
Объекты экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории:
интегрированные - окружающая природная среда в целом;
дифференцированные - отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);
особо охраняемые - государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания (ст. 4 Закона "Об охране окружающей природной среды").
- 1. Конституционные основы обеспечения экологической безопасности в России
- 3. Экологическая составляющая Стратегии Национальной безопасности рф до 2020г
- 4. Экологическая доктрина рф
- 5. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности рф
- 6. Система органов гос. Власти России в сфере обеспечения экологической безопасности: состав,цели и основные функции
- 7. Совет безопасности рф : правовое положение,структура,основные направления деятельности
- 8. Деятельность межведомственной комиссии совета безопасности рф по экологической безопасности
- III. Порядок формирования и деятельности Комиссии
- 9. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) : правовое положение,цели,задачи,основные функции
- 10. Федеральная служба по надзору за природопользованием (Росприродонадзор): правовое положение,цели,задачи,основные функции
- 11. Система обеспечения экологической безопасности территорий
- 12. Уровни экологической безопасности и их классификация
- 13. Критерии оценки экологической безопасности
- 14. Система,структура и функции гос. Органов в сфере обеспечения экологической безопасности
- 15. Глобальные угрозы цивилизации и масштабы экологического кризиса
- 16. Экологическая ситуация в рф
- 17. Экологическая сертификация и экологический аудит
- 18. Причины кризисного состояния окружающей среды в рф
- 19. Пути решения экологических проблем в рф
- 20. Источники и принципы экологического права
- 22. Право собственности на природные ресурсы. Понятие,содержание и формы
- 24. Защита от акустического загрязнения окружающей среды
- 26. Защита от инфразвука в окружающей и производственной среде
- 27. Понятие и виды отходов производства и потребления. Способы их утилизации и ликвидации
- 28. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления
- 34. Перспективы использования ветроэнергетики
- 36. Гелиоэнергетика
- 37. Приливная и волновая энергетика
- 38. Водородная энергетика
- 39. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду
- 40. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
- 41. Мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу автотранспортом
- 42. Классификация чс по масштабу возможных последствий и степени ущерба
- 43. Министерство по чс России-федеральный орган управления в области предупреждения и ликвидации чс
- История
- Деятельность
- Управления
- Территориальные органы
- Спасательные воинские формирования
- Научно-исследовательские учреждения
- Высшие учебные заведения
- Главные военные эксперты мчс России
- Главные государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору
- Символика
- Ведомственные медали
- Силы и средства
- Авиация мчс
- Интересные факты
- 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс: еепостоянно действующие органы управления и органы повседневного управления
- Координационными органами рсчс являются:
- Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
- Органами повседневного управления единой системы являются:
- Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
- 45. Силы и средства предупреждения и ликвидации чс
- 46. Режимы функционирования единой гос. Системой предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
- 47. Свойства Чс :неаддитивность,синергитичности,мультпликативности,целостности,совместимости и эмерджентности
- 48. Чс природного характера и защита от них
- 49. Чс техногенного характера и защита от них
- 50. Чс социального характера и защиты от них
- 51. Предупреждение чс. Мероприятия по снижению возможности возникновения чс и снижению масштабов их последствий
- 52. Понятие об устойчивости обьектов хозяйствования в чс
- 53. Повышение надежности инженерно-технических комплексов. Эвакуация и рассредоточение