Эвакуация в военное время
С объявлением военного положения из ряда городов население будет эвакуировано. В первую очередь население будет эвакуировано из городов, имеющих важное экономическое, политическое и военное значение. Таким городам может быть правительством присвоена первая, вторая или третья категория. Города, которым категория не присвоена, называют некатегорированными. Из этих городов эвакуация населения, как правило, не проводится. Решение на эвакуацию принимает правительство. Эвакуация обычно проводится в загородную зону, где избыточное давление во фронте ударной волны в случае применения ядерного оружия по городу не превышает 10 кПа.
Эвакуация организуется по территориально-производст- венному принципу, т.е. ее организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители объектов. Тех, кто работает или учится, эвакуируют руководители объектов, неработающее население эвакуируют местные органы власти силами жилищно-экплуатационных служб (ЖЭС), домоуправлений. К эвакуации планируется все население, за исключением нетранспортабельных больных, военнообязанных уже имеющих на руках мобилизационные предписания, некоторые другие категории по решению органов власти.
Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:
в первую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), предприятия которых будут продолжать работу в городе;
во вторую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), которые переносят производственную деятельность в загородную зону;
в последнюю очередь эвакуируют неработающее население и учащихся (кроме школьников).
Об эвакуации население оповещается по радио, телевидению, через руководителей объектов, через домоуправления, ЖЭСы, с помощью передвижных громкоговорителей. Узнав об эвакуации, граждане должны взять с собой: СИЗ, документы, деньги, продукты на 2–3 суток, воду, медикаменты, необходимые вещи и явиться на сборный эвакуационный пункт (СЭП).
Эвакуация проводится в загородную зону. Эвакуированных в загородной зоне размещают так, чтобы в них люди проживали цехами, отделами и т.п. Размещают людей, как правило, в служебно-бытовых и других помещениях, а также подселяют к местным жителям из расчета, чтобы на одного человека было не менее 3 м2 площади. Работающих в городе обычно размещают в населенных пунктах ближе к городу так, чтобы время поездки на работу и обратно не превышало 4-х часов.
При эвакуации применяют комбинированный способ, т.е. всеми видами транспорта и пешком. Транспортом обычно эвакуируют население первой группы, а также престарелых, больных, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до 10 лет.
Для организации и проведения эвакуации создаются следующие органы:
в городе – эвакуационные комиссии (ЭК) и сборные эвакопункты (СЭП);
в сельской местности – приемные эвакуационные комиссии (ПЭК), приемные эвакуационные пункты (ПЭП) и промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).
ЭК формируются исполнительными органами власти и руководителями объектов. Они планируют, организуют и проводят мероприятия по эвакуации. Им подчиняются СЭП, они имеют связь с различными службами города, района, объектов, с ПЭК сельских районов. СЭП обычно размещаются на вокзалах, на оконечных маршрутах городского транспорта, возле ЖЭСов, домоуправлений, на объектах и т.п. Каждому СЭП присваивается номер. На СЭП эвакуированных регистрируют, при необходимости может быть оказана медицинская помощь, формируются группы, колонны для отправки пешком и различными видами транспорта. Пункты посадки на транспорт размещаются вблизи пунктов сбора.
ПЭК в сельской местности планируют, организуют и проводят мероприятия по приему, размещению, решению бытовых и других вопросов эвакуированных. На ПЭП эвакуированных людей встречают и распределяют по местам проживания.
ППЭ создаются в основном для эвакуированных людей пешим порядком. На ППЭ люди могут отдохнуть, получить медицинскую помощь, горячее питание. ППЭ обычно размещают на пути движения колонн для отдыха после 5–6 часов перехода.
При формировании колонн для движения пешим порядком учитывают контингент эвакуированных, их возраст, количество и т.д. Обычно колонны формируются по 500–1000 человек во главе с начальниками колонн. Каждую колонну разбивают на группы по 50–100 человек, во главе со старшими групп. Скорость движения 4–5 км/ч, дистанции между колоннами – до 500м. Пешие маршруты рассчитаны на один суточный переход, совершаемый за 10–12 часов движения. Через 1–1,5 часа делают малые привалы на 10–15 минут, а через 5–6 часов движения делают большой привал на 1–2 часа.
- Часть I защита населения и хозяйственых объектов в чрезвычайных ситуациях Курс лекций
- От автора
- Раздел 1. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях 9
- Тема 1. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, характерных для республики беларусь 9
- Тема 2. Прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 90
- Тема 3. Действия населения в чрезвычайных ситуациях 115
- Тема 4. Государственная система защиты населения в чрезвычайных ситуациях 130
- Тема 5. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях 172
- Основные понятия
- Опасности для человека, экономики и природной среды в Республике Беларусь
- Классификация чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера Краткая характеристика природных чрезвычайных ситуаций
- Краткая характеристика техногенных чрезвычайных ситуаций
- Опасные транспортные происшествия
- Дорожно-транспортые происшествия
- Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте
- Аварии и катастрофы на воздушном транспорте
- Аварии и катастрофы на водном транспорте
- Аварии на трубопроводном транспорте
- Пожары и взрывы на объектах хозяйствования
- Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными происшествиями на химически опасных объектах
- Краткая характеристика биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
- Классификация болезнетворных микробов
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Экологические чрезвычайные ситуации Источники и классификация экологических чрезвычайных ситуаций
- Классификация экологических чрезвычайных ситуаций
- Чрезвычайные ситуации, вызванные естественными экологическими факторами
- Воздействие Луны на здоровье человека
- Воздействие Солнечной активности на человека и природную среду
- Чрезвычайные ситуации, вызванные физическими загрязнениями среды
- Механическое загрязнение
- Тепловое загрязнение
- Электромагнитное загрязнение
- Шумовое загрязнение
- Чрезвычайные ситуации, вызванные химическими загрязнениями среды
- Загрязнение атмосферы
- Загрязнение гидросферы
- Загрязнения литосферы
- Комбинированное действие вредных факторов
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные применением современного оружия Ядерное оружие
- Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва
- Характеристика очага ядерного поражения
- Возможные последствия ядерной войны
- Химическое оружие и биологическое оружие Химическое оружие
- Биологическое оружие
- Обычные средства поражения
- Терроризм
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций
- Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций
- Экологическое прогнозирование
- Прогнозирование биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
- Оценка чрезвычайных ситуаций
- Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций
- Оценка риска
- Предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций
- Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
- Мероприятия по предупреждению или уменьшению последствий природных чрезвычайных ситуаций
- Основные мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций
- Основные мероприятия по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
- Основные мероприятия по предупреждению экологических чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Техногенные чрезвычайные ситуации
- Особенности выживания при пожарах и взрывах на объектах
- Особенности выживания в чрезвычайных ситуациях, вызванных транспортными авариями и катастрофами
- Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
- Особенности выживания в экологических чрезвычайных ситуациях
- Факторы окружающей среды и здоровье человека
- Учет воздействия естественных экологических факторов на здоровье человека
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Основные задачи
- Структура гсчс
- Основные органы управления. Силы и средства гсчс
- Координирующие органы и их задачи
- Органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям
- Силы и средства гсчс
- Оперативное управление и информационное обеспечение гсчс
- Функции министерств по защите населения в чрезвычайных ситуациях
- Министерство по чрезвычайным ситуациям
- Организация гражданской обороны объекта
- Функции других основных республиканских органов государственного управления Министерство внутренних дел
- Министерство здравоохранения
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Министерство лесного хозяйства
- Министерство промышленности, концерны «Белэнерго», «Белнефтехим», «Белтопгаз», предприятие «Белтрансгаз»
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- Государственный комитет по гидрометеорологии
- Комитет государственной безопасности
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Основные мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях и условия их применения Общие положения. Эвакуация населения в мирное и военное время
- Эвакуация населения
- Эвакуация в военное время
- Эвакуация в мирное время
- Использование средств коллективной и индивидуальной защиты
- Укрытие населения в защитные сооружения
- Использование средств индивидуальной защиты
- Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Управление спасательными и другими работами
- Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Тема 5. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях Лекция 9. Основы устойчивости работы объектов Стратегия устойчивого развития экономики
- Природные ресурсы
- Экономика
- Человек
- Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику
- Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях
- Факторы, влияющие на устойчивость работы промышленного объекта
- Мероприятия по обеспечению устойчивости объекта в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент в эколого-производственной системе
- Менеджмент в эколого-производственной системе
- Контрольные вопросы к лекции №9
- Экзаменационные вопросы по разделу «защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях»
- Литература
- Пустовит Василий Трофимович Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность.
- Часть I
- Курс лекций
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.