logo
Uchebnoe_posobie_po_okhrane_truda

2.10.6 Безопасная эксплуатация опрокидывателей, вибропитателей, бункеров

Для разгрузки шахтных вагонеток с глухим кузовом применяются опрокидыватели. Для пуска опрокидывателя в работу необходимо включить электродвигатель. Управление опрокидывателем может быть осуществляться с помощью рукоятки и дистанционно (в последнем случае вместо рукоятки используют электрогидравлический и пневматический приводы).

В опрокидывателе можно разгружать как одиночные вагонетки, так и не расцепленные составы вагонеток с вращающимися сцепками.

Вагонетки с грузом закатываются внутрь барабана опрокидывателя и устанавливаются на платформу. При вращении барабана вагонетки от выпадения удерживаются двумя продольными уголками, которые охватывают верх кузова. Для фиксации положения вагонетки и для предохранения вагонетки от выкатывания установлены задерживающие стопоры, которые держат вагонетку за колеса.

При разгрузке вагонеток происходит образование пыли. Для ее отсасывания над опрокидывателем устанавливается зонт и с помощью трубопровода отсасывается в специально предназначенное место, откуда затем убирается. Иногда для борьбы с пылью применяется орошение.

В момент опрокида блокируется движение электровоза и наоборот.

Питатели предназначены для равномерной подачи груза из бункеров на конвейеры, грохоты, дробилки. При остановке питатели выполняют роль затвора, перекрывая выпускное отверстие бункера. Питатели могут быть качающимися - состоит из подвижного стола, установленного на роликах под выпускным отверстием бункера. Стол совершает возвратно-поступательное движение. Эти питатели очень компактны, имеют малые габариты, обеспечивают постоянную производительность, не требуют особо тщательного ухода при работе; цепными - состоят из нескольких цепей. Эти питатели не надежны в работе и не обеспечивают равномерной подачи материала; пластинчатыми - это короткий пластинчатый конвейер, они стоят дорого, большая металлоемкость и габариты; ленточными - ничем не отличаются от ленточных конвейеров, но имеют меньшую длину, меньшее расстояние между опорными роликами на грузовой ветви. Быстро изнашивается лента.

На вибропитателе предусмотрена муфта предельного момента, которая горит, защищая двигатель от возгорания.

Полезное ископаемое от шахты до потребителя чаще всего доставляется в железнодорожных вагонах и редко автотранспортом или водным путем. Подача железнодорожных вагонов под погрузку полезного ископаемого производится с перерывами. Для быстрой загрузки их на шахте всегда должен находиться запас груза, аккумулирование которого производят в специальных бункерах.

Погрузочные бункера устанавливаются на колоннах над железнодорожными путями или вдоль них. Груз в вагоны поступает под действием силы тяжести через погрузочные отверстия. Бункера изготавливают из железобетона, металла, дерева. Форма поперечного сечения и устройство днища могут быть самыми различными. Загрузка в бункера может быть боковой, центральной. Для маневрирования составов под люками применяются маневровые лебедки, которые характеризуются большими тяговыми усилиями и малой скоростью каната. Управление лебедкой производится дистанционно с места погрузки вагонов. Возврат каната осуществляется второй вспомогательной лебедкой.