6. Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт развился за последние 50 лет в связи с изменением топливно-энергетического баланса: доля угля,
древесины и торфа снизилась с 80 до 22%, доля нефти и газа, наоборот, увеличилась до 78 %. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. По тепловому эквиваленту себестоимость добычи газа в 13 раз ниже угольной и в 3 раза ниже нефтяной. Производительность труда при добыче газа в 25 раз выше, чем при добыче угля, и в 3 раза выше, чем при добыче нефти.
Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не соответствует полностью понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения в этом виде транспорта совмещены в одно понятие «трубопровод».
Техническое оснащение: трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра с антикоррозийным покрытием и насосных станций, расположенных на трубопроводе через каждые 100–140 км и работающих в автоматическом режиме. При перекачке газа на трубопроводе также устанавливают через каждые 200 км компрессорные станции для сжатия (сжижения) газа, что повышает производительность перекачки.
К устройствам трубопроводного транспорта относятся также линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков, в том числе при ремонте или авариях. В комплекс технического оснащения входят также средства связи для передачи информации, обеспечивающей функционирование всей системы, и сооружения для изменения физического состояния нефти или газа, например для поддержания определенного уровня температуры, очистки газа и т.д.
Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в районах Севера и Сибири, роль трубопроводного транспорта для доставки этих грузов неоценима: по трубопроводам транспортируется около 95 % сырой нефти, весь природный газ и более 2/3 добываемого топлива. Трубопроводный транспорт характеризуется самыми высокими темпами развития. Это относится, прежде всего, к развитию газопроводной сети.
Доля трубопроводного транспорта в общем объеме перевозок постоянно растет (табл. 4).
Расширение сети трубопроводов вызвано, в том числе, необходимостью снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Грузонапряженность нефтепроводов составляет 7,3 млн. т-км/км, а железной дороги – примерно 16,0 млн. т-км/км. Естественно, необходимо расширение сети газопроводов как единственного экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа.
Таблица 4.
Показатель | 1998 г. | 2000 г. | 2010 г. |
Объем перевозок, млн. т Грузооборот, млрд. т-км | 777,7 1873,2 | 920,0 2123,0 | 1050,0 2395,0 |
Главными трубопроводами России являются:
1) крупнейший нефтепровод мира «Дружба» от Самары до стран Восточной Европы длиной 5116 км для снабжения нефтью Германии, Польши, Венгрии, Чехии и Словакии (3445 км нефтепровода находится на территории нашей страны);
2) трансконтинентальный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, длиной 4450 км;
3) нефтепровод «Транссибирский» по маршруту Туймазы – Иркутск длиной 3700 км;
4) нефтепровод «Союз» от Оренбурга до западной границы нашей страны протяженностью 2750 км;
5) нефтепровод Ямбург – западная граница длиной 4605 км для продажи нефти в Германию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны;
6) нефтепровод Мангышлак – Поволжье – Украина, длиной 2500 км.
Строятся новые трубопроводные нитки Западная Сибирь – Центр, Ямал –Запад и др.
Проектируется трубопровод в обход Украины через Польшу в западные страны.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства трубопроводного транспорта:
– трубопровод может быть проложен на земле, под водой, на болотистых местах и участках вечной мерзлоты на специальных подпорках и т.п.;
– объемы перекачки не ограничены;
– полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;
– отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;
– автоматизация операций по сливу, наливу (начально-конечные операции) и перекачке;
– самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда, что связано не в последнюю очередь с небольшим количеством людей, необходимых для выполнения перекачки;
– незначительная зависимость от климатических условий, что делает процесс перекачки непрерывным;
– меньшие, чем в другие виды транспорта, капиталовложения;
– более короткий путь по сравнению с водными видами транспорта;
– эффективность работы на любых расстояниях перевозки и др.
Рис. 6. Классификация трубопроводного транспорта
Относительные недостатки трубопроводного транспорта:
– неуниверсальность, так как перевозятся грузы ограниченной номенклатуры, преимущественно жидкие и газообразные;
– возможность утечки жидкости или газа (экологическая проблема).
Технология работы трубопроводного транспорта характеризуется непрерывностью перекачки грузов. Для повышения производительности трубопровода, а иногда и просто для осуществления перекачки (например, особо вязких сортов той же нефти), возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов, так как температурный режим, или вязкость, либо другие особенности при их добыче могут отрицательно влиять на производительность подвижного состава. Поэтому в отдельных случаях необходимо осуществлять подогрев или понижение температуры, обезвоживание, смешение, дегазацию (разложение отравляющих веществ, выделяемых химическими соединениями, до нетоксичных продуктов) и другие действия. Например, сорт парафинистой нефти подогревается до 50 °С, различные газы требуют разной температуры для сжижения (бутан сжижается при -48 °С, пропан – при -45 °С, а аммиак – при -33 °С).
Проблемы и тенденции развития трубопроводного транспорта:
– повышение пропускной способности трубопроводов за счет увеличения давления и диаметра труб или строительства вторых линий;
– увеличение мощности насосных станций;
– создание прочных, дешевых и тонкостенных труб;
– защита трубы от внутренней и внешней коррозии8, что связано с особенностями металла, агрессивностью среды, и в том числе с блуждающими токами, характерными для городов;
– поиск материалов, снижающих или исключающих коррозию;
– защита груза от турбулентности, уменьшающей скорость движения, а следовательно, и производительность;
– укладка труб в местах залегания нефти и газа, особенно в условиях вечной мерзлоты;
– замена металла для строительства труб;
– изменение способа спайки и сварки швов для повышения безопасности;
– быстрый поиск неисправностей в трубопроводе;
– расширение номенклатуры перевозимых жидких не нефтяных и твердых грузов и др.
Классификация трубопроводного транспорта представлена на рис. 6.
- Лекция №6
- Учебно-материальное обеспечение
- 2. Автомобильный транспорт
- 3. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4. Морской транспорт
- 5. Воздушный транспорт
- 6. Трубопроводный транспорт
- 7. Промышленный транспорт
- 8. Транспорт энергии
- 9. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Заключение
- Разработчик – кандидат экономических наук