7. Промышленный транспорт
Промышленный транспорт – это совокупность транспортных средств, сооружений и путей промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на территории обслуживаемого предприятия.
Промышленный транспорт выполняет технологические перевозки, т.е. перемещение топлива и сырья в локальных границах предприятий (внутренние технологические перевозки), и ввоз (вывоз) грузов на другие виды транспорта (внешние перевозки). Ведущую роль промышленный транспорт играет в работе предприятий черной металлургии, угольной, химической, строительной, лесной, дерево- и нефтеперерабатывающей и других отраслей.
Промышленный транспорт обслуживает нужды своего предприятия и относится к некоммерческому (ведомственному), являясь частью инфраструктуры предприятия. Он осуществляет перевозки внутри цехов и между ними, обеспечивает связь цехов и складов, а также связь с магистральным транспортом при вывозе-завозе сырья и продукции.
В состав промышленного транспорта входят все виды транспорта, составляющие транспортную систему, а также специфические виды транспорта, но основными являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Специфические виды транспорта играют особую роль. Это, прежде всего, транспорт непрерывного действия – трубопроводы, конвейеры, канатно-подвесные и монорельсовые дороги, пневмо- и гидротранспорт.
В промышленном транспорте с учетом перегрузочных работ занято примерно 12% работников сферы материального производства, причем они распределены по отраслям неодинаково. Например, доля работников промышленного транспорта в угольной промышленности составляет примерно 40 %, в лесной – 55%, в металлургической – более 20 %.
Объем перевозок грузов промышленным транспортом примерно в 4 раза превышает объем перевозок грузов транспортом общего пользования, но грузооборот в несколько раз меньше, так как среднее расстояние составляет 1–5 км (перевозки в цехах, между цехами, со склада и на склад). Скорости обычно бывают до 5–10 км/ч, на конвейере 1–5 м/с. Небольшие скорости связаны с локальной (замкнутой) и часто небольшой территорией.
Себестоимость транспортировки массовых навалочных грузов специальными видами транспорта ниже в 2–3 раза, а производительность выше в 3–5 раз по сравнению с автомобильным транспортом. Себестоимость тесно связана с возможностью применения электрической энергии.
Эффективность различных видов промышленного транспорта характеризуется удельными затратами энергии, необходимыми для перемещения 1 т груза на 1 км пробега. В табл. 5 приведены данные для объема перевозок до 4 млн. т в год и средней дальности 5–25 км.
Таблица 5
Вид промышленного транспорта | Затраты энергии, кВт/(т-км) |
Железнодорожный | 0,04-0,02 |
Автомобильный электротранспорт | 0,45-0,31 |
Трубопроводный, пневмоконвейерный | 1,43-0,79 |
Канатно-подвесной | 0,07-0,05 |
Ленточный конвейер | 0,35-0,25 |
Промышленный транспорт работает в соответствии с правилами и нормами, в которых определены требования к строительству и техническому оснащению подъездных путей и порядок их примыкания к станциям магистрального транспорта. Владельцы подъездного пути и магистрального железнодорожного транспорта заключают также договор, четко регламентирующий их взаимоотношения в связи со спецификой технологии работ магистрального транспорта.
Особенности различных видов транспорта, в основном проявляются при применении их в качестве промышленных.
Железнодорожный транспорт используют для перевозки любых видов грузов, размеры которых ограничиваются лишь возможностями перегрузочных устройств и габаритами погрузки железных дорог.
Железнодорожный промышленный транспорт выполняет в 3 раза больший объем перевозок, чем магистральный, и обслуживает, в основном, крупные предприятия добывающей и обрабатывающей промышленностей. Пути сообщения отличаются большой криволинейностью участков с малым радиусом кривой (100 м и менее). 60% подъездных путей имеют длину 1,5–2,5км и характеризуются грузонапряженностью от нескольких тысяч до 20 млн. т-км/км в год.
Большая доля работ приходится на открытые разработки в карьерах, шахтах, рудниках, на крутых уклонах при вскрышных работах и т. п.
На заводских территориях используются, в основном, тепловозы мощностью 150–4000 л. с., в шахтах и на некоторых открытых разработках горно-обогатительных комбинатов используют электровозы мощностью до 2100 кВт. Для вывоза грузов из карьеров глубиной 500 м и более созданы специальные электровозы или тяговые агрегаты (локомотивы, состоящие из нескольких секций для увеличения тяговых усилий). Существуют гибридные локомотивы и тяговые агрегаты, которые при наличии контактных сетей работают как электровозы, а на других участках – как тепловозы с дизельным двигателем. Парк вагонов подразделяется на грузовые (90%) и пассажирские.
Для перевозки отдельных грузов создан специализированный подвижной состав (примерно 70 % от общего). В него, например, входит: чугуновоз для жидкого металла (грузоподъемность 100–600 т); шлаковоз для расплавленного шлака температурой 1400–1500°С; думпкары и вагоны-хопперы (вагоны-самосвалы грузоподъемностью до 200 т) для насыпных грузов; платформы для горячих слитков массой 160 т, негабаритных грузов; цистерны для жидких, вязких, порошкообразных и газообразных грузов (аммиака, хлора, пропана, бутана) и др. Поскольку нагрузка на оси может достигать 230, 300 и даже 400 кН, то применяются сверхпрочные рельсы для движения по ним со скоростью 8–15 км/ч.
Для обеспечения безопасности, оперативного руководства движением поездов на территории предприятия и связи с внешними перевозками широко применяют различные системы.
Для повышения эффективности использования промышленного железнодорожного транспорта образованы объединенные предприятия, а в крупных промышленных узлах – межотраслевые предприятия, обслуживающие грузовладельцев разных ведомств.
Автомобильный транспорт работает в цехах, на открытых горных разработках, является основным в карьерах. Он представлен, в основном, самосвалами различной грузоподъемности (27, 40, 45, 65, 120, 180т и более). За рубежом используют самосвалы грузоподъемностью до 600т и мощностью двигателя 3300 л. с. (например, во Франции на добыче угля). В промышленном транспорте используют также специализированные автомобили (углевозы, шлаковозы, слябовозы9, цементовозы, растворовозы и др.) и автомобили специального назначения (автокраны, автопогрузчики, пожарные и др.). Благодаря замкнутости территории предприятия возможно применение автомобилей без водителей. Например, на химическом предприятии г. Ульме (Германия) идет коммерческая эксплуатация грузовика, вмещающего 14 европоддонов, движущегося по 200-метровому маршруту и управляемого полностью в автоматическом режиме. Годовая производительность такого автомобиля – 120 тыс. т за 10 000 поездок. Движение контролируется специальными датчиками, встроенными в дорожное полотно через определенные интервалы.
Работает автомобильный транспорт с большой нагрузкой. Так, при добыче бриллиантов в кимберлитовых горных породах, содержащих до 8–10 % алмазов, автомобили-самосвалы грузоподъемностью 40 т движутся с интервалом до 1 мин.
Для обеспечения безопасной организации работы в карьерах широко применяют различные информационные системы со средствами автоматики и телемеханики, позволяющие согласовывать работу самосвалов и экскаваторов.
Водный транспорт применяется в промышленном производстве, расположенном на берегах озер, рек и морей, чаще всего на бумагоделательных предприятиях (например, на Балахнинском бумагоделательном комбинате, целлюлозно-бумажном комбинате на берегу озера Байкал).
Воздушный транспорт представлен, в основном, вертолетами и используется как внешний для доставки грузов на предприятия с конвейерной системой производства. Например, первоначально в системе снабжения автозавода ВАЗ использовались 18 вертолетов для предотвращения случаев сбоя поставок на конвейер завода, который снабжается 60 предприятиями-смежниками и выдает каждую минуту с конвейерной ленты один автомобиль.
Конвейерный, канатно-подвесной, пневмо- и гидротранспорт характеризуются стационарным характером и узкой специализацией по видам грузов, а также меньшими издержками. Эти виды транспорта используют для транспортировки сыпучих грузов (эффективной считается перевозка сыпучих грузов на расстояния до 200 км), добычи нерудных строительных материалов, удаления отходов при горнообогатительных работах, а также золы и шлака с предприятий теплоэнергетики, перемещения грунта со строительных площадок, в том числе при намыве плотин и перемычек на объектах энергетики.
Технические характеристики специфических видов промышленного транспорта представлены в табл. 6.
Таблица 6.
-
Вид транспорта
Производительность, тыс. т/ч
Дальность транспортировки, км
Конвейерный
До 40
15-50
Канатно-подвесной
До 1,0
8-10
Пневматический
0,3-0,5
10-15
Гидравлический
До 1,0
25-200
Конвейерный транспорт применяют для насыпных грузов (кокса, мела, песка, гипса, глины, гравия, торфа, угля, минеральных удобрений, щебня, щепы и др.) при производстве нерудных строительных материалов (от карьера до завода, обогатительной фабрики или причала); на металлургических, машиностроительных предприятиях (от фабрики в бункера доменного или сталеплавильного цеха, до ТЭЦ, на обжиг, в отвалы для горелой земли и т.д.); на тепловых электростанциях (топливо от приемных устройств в бункера мельниц или котельных); в гид-роэнергостроительстве (от карьеров до мест строительства плотин, дамб и т.п.); в химической промышленности (для технологии производства и отходов в отвалы); на открытых горных разработках (от мест добычи до склада мест переработки или вскрышных пород в отвалы) и др. Фракции бывают до 400мм. Часто применяют ленточные конвейеры, стационарные или передвижные, с резинотканевой, резинотросовой, стальной или специальной лентой, ленточно-канатные, пластинчатые, скребковые, ковшовые, винтовые, подвесные конвейеры для замкнутой трассы и др. типы транспортеров.
Канатно-подвесной транспорт используется для транспортировки штучных и тарных грузов (рулонов бумаги, грузов в мешках, бревен и т.п.), а также для насыпных грузов фракций до 150–200 мм (боксита, гравия, дробленого камня, кокса, соды, руды, угля и др.), особенно в условиях пересеченной и горной местности. Строятся канатные дороги на опорах.
При затруднении использования наземного транспорта в горных условиях могут применяться переносные канатные дороги. Груз размещается в вагонетках.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства канатно-подвесного транспорта: малая зависимость от рельефа местности; большие допустимые уклоны пути и пролеты между опорами, что позволяет прокладывать их по кратчайшему пути и пересекать естественные и искусственные преграды; малая зависимость от атмосферных условий и полная автоматизация погрузки-выгрузки и транспортировки. Производительность канатной дороги с вагонетками может достигать 450 т/ч. За рубежом есть канатные дороги довольно большой длины (например, в Швеции – 98 км, в Норвегии – 62 км).
Монорельсовый подвесной транспорт используется для тарных и штучных грузов (грузы в бочках, контейнерах, ящиках, длинномерные, на поддонах, в упаковке и др.), а также для затаренных сыпучих и жидких грузов для внутри- и межцеховых перевозок. Широко применяется в текстильной и легкой промышленности, а также для перевозки пассажиров в сети подземных выработок с различными уклонами неограниченной длины.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства монорельсового транспорта: механизация и автоматизация перегрузочных и транспортных работ и исключение отрицательного воздействия на окружающую среду.
Относительные недостатки монорельсового транспорта: значительные капитальные вложения на строительство эстакады для перемещения транспортного средства.
Пневматический транспорт используется для насыпных грузов (бытовых отходов, угольной пыли, цемента, гравия, окатышей, щебня, золы, щепы и др.).
Пневматический транспорт эффективно применяется для транспортировки пылевидных, зернистых и мелкокусковых грузов (фракции до 100–150 мм) на небольшие расстояния (редко до 2 км). Груз перемещается по трубе в струе воздуха, нагнетаемого компрессорами, воздуходувками, вентиляторами или вакуум-насосами. Перемещение груза происходит за счет разности давлений в начале и конце трубопровода.
Применяется также пневмоконтейнерный транспорт, в котором по трубе диаметром 200–1200 мм благодаря нагнетанию воздуха движется цилиндрический контейнер-патрон с грузом. Контейнеры могут оборудоваться ходовыми колесами. Такие системы расширяют номенклатуру перевозимых грузов.
Разновидностью пневмотранспортных устройств являются пневмо-желоба с перфорированным дном для насыщения воздухом порошкообразных грузов, что ускоряет их продвижение.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства пневмотранспорта: герметичность системы, отсутствие потерь груза и защита его от внешнего воздействия, легкость обслуживания и безопасность для обслуживающего персонала, возможность одновременно с транспортировкой проводить такие необходимые технологические процессы, как сушка, охлаждение и др.
Относительные недостатки пневмотранспорта: высокий удельный расход энергии, изнашивание трубопроводов (особенно в местах поворотов трубы), воздействие влажности, налипание, слеживаемость груза.
Гидравлический транспорт перемещает насыпные грузы с размерами частиц 50–100мм (уголь, глину, концентраты, песок и песчано-гравийную смесь, строительные растворы, золу, шлаки и другие отходы, фосфогипс и др.) из шахт и карьеров на перерабатывающие предприятия и обогатительные фабрики, а затем – на другие предприятия для дальнейшего производства, утилизации или на строительные объекты, в отвал и т.п. С помощью гидротранспорта перемещаются грузы, пребывание которых в воде, как правило, не ухудшает их качеств.
Система гидротранспорта состоит из ряда взаимоувязанных сооружений, установок и устройств, с помощью которых осуществляется приемка исходного материала, перекачка по трубам с помощью насосов, а затем обезвоживание материала и передача его получателю. Перекачка груза может осуществляться самотеком при уклонах трубы (лотка); используется, в основном, как гидросмыв при уборке шлаков, грунта, для закладки выработанного пространства.
Относительные недостатки гидравлического транспорта: ограничения по видам груза, необходимость его размельчения и перемешивания с водой (образование пульпы), опасность замерзания в зимних условиях, значительный расход воды, износ оборудования при работе с абразивными материалами и трудности обезвоживания.
Главным же преимуществом гидравлического транспорта можно считать исключение трудоемких погрузочно-разгрузочных и перегрузочных работ, отсутствие пыли и другого неблагоприятного воздействия на окружающую среду, отсутствие потерь груза и др.
Гидротранспорт используется во всем мире для транспортировки простых сортов угля, руды и других полезных ископаемых. Гидротранспорт может выходить за пределы промышленного при осуществлении непосредственной связи нескольких предприятий.
Например, между Норильским горно-обогатительным и Оскольским металлургическим комбинатами осуществляется перевозка рудных концентратов (расстояние – 40 км), шахта Инская Кемеровской области переправляет кузнецкий уголь на ТЭЦ Новосибирска (расстояние – 260 км), в Западной Сибири перевозка угля осуществляется с 1966 г. по 10-километровому маршруту с шахты на металлургический завод, в США много лет эксплуатируют углепровод протяженностью 173 км и производительностью 1 млн. т в год, в Канаде есть углепровод протяженностью 500 км.
Для транспортировки грузов, при больших пассажиропотоках, в частности в метро (например, в Вене), может использоваться лифт. Лифт бывает прерывного и непрерывного действия. Лифты непрерывного действия используются как правило в учреждениях.
При выборе видов промышленного транспорта и сравнении вариантов следует учитывать транспортные издержки по всему процессу между начально-конечными пунктами.
Технология работы промышленного транспорта определяется его видом.
В России и за рубежом широко используется система дистанционного управления подвижным составом промышленного транспорта, особенно железнодорожного, поскольку он привязан к колее. Такая система работает в автоматическом режиме без водителя (например, система «Ритм» на Московской и Юго-Восточной железных дорогах при перевозке руды на Новолипецкий металлургический комбинат; обслуживание комбинатом «Экибастуз-уголь» 15 крупных электростанций по кольцевому маршруту; перевозка угля в США по круговой железной дороге; перевозка руды по 10-километровой трассе в Канаде составом грузоподъемностью 100 т и т.д.).
Проблемы и тенденции развития промышленного транспорта: удовлетворение условий технологического процесса обслуживаемого предприятия; соответствие технического состояния транспорту общего пользования, с которым он взаимодействует; развитие различных видов транспорта непрерывного действия и широкое внедрение автоматизированных систем.
- Лекция №6
- Учебно-материальное обеспечение
- 2. Автомобильный транспорт
- 3. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4. Морской транспорт
- 5. Воздушный транспорт
- 6. Трубопроводный транспорт
- 7. Промышленный транспорт
- 8. Транспорт энергии
- 9. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Заключение
- Разработчик – кандидат экономических наук