logo
СНИП АСТАНА / CНиП РК Астана ч

5.1 Функционально-планировочная организация территории системы общегородского центра

5.1.1 Общегородской центр (центр города) - исторически сложившаяся, наиболее важная часть города, в которой сосредочиваются его админист­ративные, культурные, деловые и другие общест­венные функции, а также размещаются наиболее значительные архитектурные ансамбли и здания, образующие систему главных площадей, улиц и бульваров города.

Общегородской центр Астаны – главный элемент системы общественных центров находится на территории трех планировочных районов - Центрального, Юго-восточного и Южного в гра­ницах улиц Сарыарка, Манаса, Сыганак, Сарай­шык. В настоящее время идет его окончательное формирование, которое в будущем образует ядро общегородского центра.

Общегородской центр представлен объ­ектами центральных государственных и исполни­тельных органов республиканского, областного и местного значения, посольств и представительств различных зарубежных стран, международных об­щественных организаций, деловых и финансовых центров, офисов международных и национальных компаний, деловых и коммерческих центров, много­функциональных концертно-развлекательных залов и культовых сооружений и др.

Функционально-планировочная организа­ция и застройка общегородского центра формиру­ются при соблюдении следующих требований:

- проницаемость, открытость для горожан не менее 60 % территорий;

- размеры квартала определяют градо­строительными проектами;

- размещение функции проживания должно составлять менее 25 % от общего фонда застройки.

Интенсивность и характер использования терри­тории и участков застройки данного района предусматривают соблюдение следующих условий:

- плотность застройки и застроенность территории в соответствии с требованиями проект­ирования;

- долю застройки общественного назна­чения следует составлять не менее 75 %;

-доля застройки активно посещаемых объ­ектов общегородского центра должна составлять не менее 25 % суммарной поэтажной площади заст­ройки общественного назначения;

-ограниченность доступа индивидуальных транспортных средств;

-повышенный уровень доступности общест­венного транспорта;

-исключение транзитного движения, при не­возможности таковых, организация изолированных транспортных коридоров через общегородской центр.

5.1.2 Городской градостроительный узел - архитектурно-градостроительное образование об­щественного назначения, формируемое на пере­сечении магистральных улиц общегородского зна­чения и имеющее выходы станций скоростного внеуличного транспорта, образующее многофунк­циональный центр города.

Границей городского градостроительного уз­ла является суммарная внешняя граница участ­ков, примыкающих к пересечению магистралей или граница квартала многофункционального центра.

Интенсивность и характер использования город­ского градостроительного узла (терри­тории многофунк­ционального центра) предусматривают соблюдение следующих условий:

- плотность застройки - до 30 тыс. м2 / га;

- застроенность территории - не менее 50 %;

- суммарная поэтажная площадь наземной части застройки - не менее 100 тыс. м2;

- суммарная поэтажная площадь застройки в подземном пространстве должна составлять не менее 30 % суммарной поэтажной площади назем­ной части застройки;

-доля застройки общественного назначения составляет не менее 60 % суммарной поэтажной площади всей застройки узла;

- из них доля застройки активно посещаемых объектов должна составлять не менее 25 % сум­марной поэтажной площади застройки общест­венного назначения;

-протяженность перехода между наиболее удаленными друг от друга объектами не должна превышать 400 м;

длина перехода из любой точки центра до ближайшей площадки временного хранения авто­мобилей не должна превышать 400 м;

- длина перехода из любой точки центра до общественного туалета – не более 150 м;

- входы в общественные объекты на основ­ном пешеходном уровне должны располагаться не реже, чем через 20 метров;

- плотность потоков пешеходов, единовре­менно находящихся на территории пешеходной зо­ны (вне объектов застройки), определяется из расчета: не менее 0,2 чел/м2 в течение дня и не более 0,3 чел/м2 - в час «пик»;

- общественное пространство многофункцио­нального центра формируется на основе единой пешеходной зоны, обеспечивающей взаимо­связан­ность объектов центра, непрерывность пешеходных коммуникаций на всех уровнях комплекса, удобство подхода к остановкам тран­спорта и озелененным рекреационным площадкам;

- не допускается размещение жилых поме­щений на этажах, примыкающих к пешеходной зоне;

- равномерность в течение дня городской ак­тивности многофункционального центра следует создавать размещением в его составе объектов со смещенным режимом привлечения потоков посети­телей или занятых.

5.1.3 Примагистральная территория – тер-ритория, примыкающая к магистральным улицам общегородского значения на отрезках, соединяю­щих центральный район города с городскими узлами или городские узлы между собой на глу­бину, соответствующую ширине участков примаги­стральных объектов,

но не более 50 м от красной линии.

Границей примагистральной территории яв­ляется суммарная (внешняя от магистрали) граница участков зданий, примыкающих к магистрали.

Интенсивность и характер использования примагистральных территорий предусматривают соблюдение следующих условий:

- плотность застройки не менее 20 тыс.м2/га при застроенности не менее 30 %;

- доля общественного фонда не менее поло­вины от общего фонда застройки;

- из них доля активно посещаемых объектов не менее 15 %;

- доля общей площади квартир жилых зданий в общем фонде застройки - не менее 30 %;

- расчетная плотность потоков пешеходов, едино­временно находящихся на территории пеше­ходной зоны (вне объектов застройки) более 0,1 чел/м2 в течение дня, но не должна превышать 0,3 чел/м2 в час «пик»;

- застройка уличного фронта должна иметь суммарную протяженность интервалов между зда­ниями - не более 25 %, при линейной и при точеч­ной застройке протяженность интервалов между зданиями не лимитируется;

- первые этажи общественных и жилых зда­ний и сооружений, выходящих на уличный фронт следует занимать объектами с открытым для посе­тителей режимом; размещение жилых помеще­ний на 1-х этажах исключается;

- не допускается на примагистральной тер­ритории размещение участков производственных территорий площадью более 0,5 га;

- интервалы между остановками различных систем массового пассажирского транспорта не должны превышать 250 метров;

- подъезд грузового автомобильного тран­спорта к объектам, расположенным в прима­гистральной зоне должен быть организован с боко­вых и параллельных улиц, без пересечения пеше­ходного пути;

- приобъектные стоянки продолжительной парковки (более 15 мин.) должны быть размещены вне уровня пешеходного движения и не далее, чем в 100-метровой удаленности от объекта;

- приобъектные стоянки краткосрочной пар­кования (менее 15 мин.) должны размещаться не более, чем в 50 метровой удаленности от объектов;

- общественное пространство примагистраль­ной территории формируется пешеходной частью маги­страли (тротуаром), площадками перед зда­ниями, имеющими отступ от линии застройки, скве­рами, примыкающими к линии застройки и контакт­ными с пешеходным уровнем этажами зданий;

- плазы, скверы или озелененные участки размером до 0,1 га, оборудованные уличной ме­белью для отдыха, должны быть организованы не реже, чем через 350 метров;

- на озелененных участках проекция крон де­ревьев и кустарников должна составлять не менее 40 % территории;

- улицы примагистральных территорий, ши­риной в красных линиях, не превышающих 60 метров, реко­мендуется организовывать как единую общественную зону с устройством общественных пространств с объектами торговли, обслуживания на подземном уровне, соединяющем стороны магистральной улицы;

- на примыкающих к объектам обслуживания частях тротуаров, имеющих не менее 12 м ширины и плотность пешеходных потоков не более 1,5 чел/м2, допускается размещение дополнительных площадей обслуживания и торговли сезонного характера, при этом, для пешеходного движения должно оставаться не менее 0,5 ширины тротуара, расстояние от любой точки зоны до общественного туалета не должна превышать 200 м.

5.1.4 Многофункционально-парковая зона - территория более 10 га, ограниченная магистраль­ными улицами общегородского и районного зна­чения, примагистральными территориями, форми­руется кварталами площадями территорий, как правило, не более 5 га общественной застройки, смешанной общественной застройки и озелененных территорий скверов, бульваров, садов, парков.

В многофункционально-парковой зоне доля участков общественной застройки и озелененных территорий природных комплексов (ПК) состав­ляет, соответственно, не менее 30 % и 40 %.

Плотность застройки кварталов территории многофункциональной зоны следует принимать не менее 10 тыс. м2/га.

Приобъектные стоянки общественных зданий с продолжительностью парковки транспорта более 15 мин. следует размещать на подземном уровне и на линии удалении не более 150 метров.

Следует организовывать пешеходные зоны и улицы, объединяющие достопримечательные объ­екты и участки городской среды.

Длина пешеходного перехода от любой точки многофункциональной зоны до ближайшей оста­новки массового пассажирского транспорта не должна пре­вышать 400 м, до общественного туа­лета - 200 м.

5.1.5 Специализированная общественная зона - территория площадью более 25 га, фор­мируе­мая кварталом или группой кварталов с застройкой общественного назначения (учебные, деловые, спор­тивные, культурно-информационные, развлека­тельные и/или другие объекты в зависимости от специализации зоны), имеющие не менее 60 % суммарной поэтажной площади застройки общественной зоны. Эта зона ограничивается магистральными улицами общегород­ского и районного значения.

Размещение специализированной общест­венной зоны определяется Генеральным планом развития города Астаны. Площади территории зо­ны, интенсивность ее использования, суммарная емкость объектов, соотношение застроенных и незастроенных территорий, архитектурно-простран­ственная организация устанавливаются в планах градостроительного развития городских плани­ровочных (административных) районов, проектах планировки и проектах застройки.