5.1 Функционально-планировочная организация территории системы общегородского центра
5.1.1 Общегородской центр (центр города) - исторически сложившаяся, наиболее важная часть города, в которой сосредочиваются его административные, культурные, деловые и другие общественные функции, а также размещаются наиболее значительные архитектурные ансамбли и здания, образующие систему главных площадей, улиц и бульваров города.
Общегородской центр Астаны – главный элемент системы общественных центров находится на территории трех планировочных районов - Центрального, Юго-восточного и Южного в границах улиц Сарыарка, Манаса, Сыганак, Сарайшык. В настоящее время идет его окончательное формирование, которое в будущем образует ядро общегородского центра.
Общегородской центр представлен объектами центральных государственных и исполнительных органов республиканского, областного и местного значения, посольств и представительств различных зарубежных стран, международных общественных организаций, деловых и финансовых центров, офисов международных и национальных компаний, деловых и коммерческих центров, многофункциональных концертно-развлекательных залов и культовых сооружений и др.
Функционально-планировочная организация и застройка общегородского центра формируются при соблюдении следующих требований:
- проницаемость, открытость для горожан не менее 60 % территорий;
- размеры квартала определяют градостроительными проектами;
- размещение функции проживания должно составлять менее 25 % от общего фонда застройки.
Интенсивность и характер использования территории и участков застройки данного района предусматривают соблюдение следующих условий:
- плотность застройки и застроенность территории в соответствии с требованиями проектирования;
- долю застройки общественного назначения следует составлять не менее 75 %;
-доля застройки активно посещаемых объектов общегородского центра должна составлять не менее 25 % суммарной поэтажной площади застройки общественного назначения;
-ограниченность доступа индивидуальных транспортных средств;
-повышенный уровень доступности общественного транспорта;
-исключение транзитного движения, при невозможности таковых, организация изолированных транспортных коридоров через общегородской центр.
5.1.2 Городской градостроительный узел - архитектурно-градостроительное образование общественного назначения, формируемое на пересечении магистральных улиц общегородского значения и имеющее выходы станций скоростного внеуличного транспорта, образующее многофункциональный центр города.
Границей городского градостроительного узла является суммарная внешняя граница участков, примыкающих к пересечению магистралей или граница квартала многофункционального центра.
Интенсивность и характер использования городского градостроительного узла (территории многофункционального центра) предусматривают соблюдение следующих условий:
- плотность застройки - до 30 тыс. м2 / га;
- застроенность территории - не менее 50 %;
- суммарная поэтажная площадь наземной части застройки - не менее 100 тыс. м2;
- суммарная поэтажная площадь застройки в подземном пространстве должна составлять не менее 30 % суммарной поэтажной площади наземной части застройки;
-доля застройки общественного назначения составляет не менее 60 % суммарной поэтажной площади всей застройки узла;
- из них доля застройки активно посещаемых объектов должна составлять не менее 25 % суммарной поэтажной площади застройки общественного назначения;
-протяженность перехода между наиболее удаленными друг от друга объектами не должна превышать 400 м;
длина перехода из любой точки центра до ближайшей площадки временного хранения автомобилей не должна превышать 400 м;
- длина перехода из любой точки центра до общественного туалета – не более 150 м;
- входы в общественные объекты на основном пешеходном уровне должны располагаться не реже, чем через 20 метров;
- плотность потоков пешеходов, единовременно находящихся на территории пешеходной зоны (вне объектов застройки), определяется из расчета: не менее 0,2 чел/м2 в течение дня и не более 0,3 чел/м2 - в час «пик»;
- общественное пространство многофункционального центра формируется на основе единой пешеходной зоны, обеспечивающей взаимосвязанность объектов центра, непрерывность пешеходных коммуникаций на всех уровнях комплекса, удобство подхода к остановкам транспорта и озелененным рекреационным площадкам;
- не допускается размещение жилых помещений на этажах, примыкающих к пешеходной зоне;
- равномерность в течение дня городской активности многофункционального центра следует создавать размещением в его составе объектов со смещенным режимом привлечения потоков посетителей или занятых.
5.1.3 Примагистральная территория – тер-ритория, примыкающая к магистральным улицам общегородского значения на отрезках, соединяющих центральный район города с городскими узлами или городские узлы между собой на глубину, соответствующую ширине участков примагистральных объектов,
но не более 50 м от красной линии.
Границей примагистральной территории является суммарная (внешняя от магистрали) граница участков зданий, примыкающих к магистрали.
Интенсивность и характер использования примагистральных территорий предусматривают соблюдение следующих условий:
- плотность застройки не менее 20 тыс.м2/га при застроенности не менее 30 %;
- доля общественного фонда не менее половины от общего фонда застройки;
- из них доля активно посещаемых объектов не менее 15 %;
- доля общей площади квартир жилых зданий в общем фонде застройки - не менее 30 %;
- расчетная плотность потоков пешеходов, единовременно находящихся на территории пешеходной зоны (вне объектов застройки) более 0,1 чел/м2 в течение дня, но не должна превышать 0,3 чел/м2 в час «пик»;
- застройка уличного фронта должна иметь суммарную протяженность интервалов между зданиями - не более 25 %, при линейной и при точечной застройке протяженность интервалов между зданиями не лимитируется;
- первые этажи общественных и жилых зданий и сооружений, выходящих на уличный фронт следует занимать объектами с открытым для посетителей режимом; размещение жилых помещений на 1-х этажах исключается;
- не допускается на примагистральной территории размещение участков производственных территорий площадью более 0,5 га;
- интервалы между остановками различных систем массового пассажирского транспорта не должны превышать 250 метров;
- подъезд грузового автомобильного транспорта к объектам, расположенным в примагистральной зоне должен быть организован с боковых и параллельных улиц, без пересечения пешеходного пути;
- приобъектные стоянки продолжительной парковки (более 15 мин.) должны быть размещены вне уровня пешеходного движения и не далее, чем в 100-метровой удаленности от объекта;
- приобъектные стоянки краткосрочной паркования (менее 15 мин.) должны размещаться не более, чем в 50 метровой удаленности от объектов;
- общественное пространство примагистральной территории формируется пешеходной частью магистрали (тротуаром), площадками перед зданиями, имеющими отступ от линии застройки, скверами, примыкающими к линии застройки и контактными с пешеходным уровнем этажами зданий;
- плазы, скверы или озелененные участки размером до 0,1 га, оборудованные уличной мебелью для отдыха, должны быть организованы не реже, чем через 350 метров;
- на озелененных участках проекция крон деревьев и кустарников должна составлять не менее 40 % территории;
- улицы примагистральных территорий, шириной в красных линиях, не превышающих 60 метров, рекомендуется организовывать как единую общественную зону с устройством общественных пространств с объектами торговли, обслуживания на подземном уровне, соединяющем стороны магистральной улицы;
- на примыкающих к объектам обслуживания частях тротуаров, имеющих не менее 12 м ширины и плотность пешеходных потоков не более 1,5 чел/м2, допускается размещение дополнительных площадей обслуживания и торговли сезонного характера, при этом, для пешеходного движения должно оставаться не менее 0,5 ширины тротуара, расстояние от любой точки зоны до общественного туалета не должна превышать 200 м.
5.1.4 Многофункционально-парковая зона - территория более 10 га, ограниченная магистральными улицами общегородского и районного значения, примагистральными территориями, формируется кварталами площадями территорий, как правило, не более 5 га общественной застройки, смешанной общественной застройки и озелененных территорий скверов, бульваров, садов, парков.
В многофункционально-парковой зоне доля участков общественной застройки и озелененных территорий природных комплексов (ПК) составляет, соответственно, не менее 30 % и 40 %.
Плотность застройки кварталов территории многофункциональной зоны следует принимать не менее 10 тыс. м2/га.
Приобъектные стоянки общественных зданий с продолжительностью парковки транспорта более 15 мин. следует размещать на подземном уровне и на линии удалении не более 150 метров.
Следует организовывать пешеходные зоны и улицы, объединяющие достопримечательные объекты и участки городской среды.
Длина пешеходного перехода от любой точки многофункциональной зоны до ближайшей остановки массового пассажирского транспорта не должна превышать 400 м, до общественного туалета - 200 м.
5.1.5 Специализированная общественная зона - территория площадью более 25 га, формируемая кварталом или группой кварталов с застройкой общественного назначения (учебные, деловые, спортивные, культурно-информационные, развлекательные и/или другие объекты в зависимости от специализации зоны), имеющие не менее 60 % суммарной поэтажной площади застройки общественной зоны. Эта зона ограничивается магистральными улицами общегородского и районного значения.
Размещение специализированной общественной зоны определяется Генеральным планом развития города Астаны. Площади территории зоны, интенсивность ее использования, суммарная емкость объектов, соотношение застроенных и незастроенных территорий, архитектурно-пространственная организация устанавливаются в планах градостроительного развития городских планировочных (административных) районов, проектах планировки и проектах застройки.
- Строительные нормы и правила планировка и застройка города астаны planning and development of astana
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Основные функциональные
- 5 Общественные зоны
- 5.1 Функционально-планировочная организация территории системы общегородского центра
- 5.2 Функционально-планировочная организация территории локальных общественных центров
- 5.3 Функционально-планировочная организация участка общественной застройки
- 6 Жилые зоны
- 6.0 Общие положения
- 6.1 Функционально-планировочная организация территории жилых единиц, смешанной жилой единицы
- 6.2 Функционально-планировочная организация территории жилой группы, смешанной жилой группы
- 6.3 Функционально-планировочная организация территории микрорайона
- 6.4 Функционально-планировочная организация территории жилого района
- 6.5 Типы жилых зданий при планировке и застройке города
- 7 Производственные зоны
- 7.1 Общие положения
- 7.2 Промышленный кластер
- 7.3 Научно-производственный кластер
- 7.4 Коммунально-складские кластеры
- 7.5 Градостроительная классификация
- 8 Рекреационные и пригородные зоны
- 8.1 Рекреационные территории
- 8.2 Пригородные зоны
- 8.2.10 Проектирование рекреационных территорий города Астаны и пригородной зоны следует производить в соответствии с Генеральным планом озеленения города Астаны и его пригородов.
- 9.2 Особо охраняемые природные территории
- 10 Охрана окружающей среды и здоровья человека
- 10.1 Общие положения
- 10.2 Охрана атмосферного воздуха
- 10.3 Защита от шума
- 10.4 Охрана геологической среды
- 10.5 Охрана почв
- 10.6 Очистка территории от промышленных и бытовых отходов
- 10.7 Охрана водных ресурсов
- 10.8 Защита жилых территорий от воздействия электромагнитных полей
- 10.9 Защита жилых территорий от
- 10.10 Защита жилых территорий от
- 10.11 Инсоляция и освещенность
- 10.12 Благоустройство территории города
- 11 Общественное обслуживание
- 12 Инженерная подготовка территории
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Жилые территории
- 12.3 Общественные территории
- 12.4 Производственные территории
- 12.5 Рекреационные территории
- 12.6 Водные бассейны города Астаны Городские водоемы и их градостроительное значение
- Городские пруды
- Инженерная защита территории пляжа
- 13 Транспортная инфраструктура
- 13.0 Общие положения
- 13.1 Улично-дорожная сеть