logo
otvety_Ganieva

59 Какие объекты относят к зонам особой значимости. Как осуществляется защита зон особой значимости в случае возникновения или угрозы чс.

К особо важным государственным объектам и объектам жизнеобеспечения относятся:гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, водозаборы, водохранилища, гидроузлы, насосные станции и т. д.);

объекты энергетики (ГЭС, ГРЭС, АЭС, ТЭС, ТЭЦ, силовые и трансформаторные подстанции, крупные высоковольтные линии);

объекты транспорта (аэродромы, морские и речные порты, портовые сооружения, крупные железнодорожные станции и узлы, метрополитен);

промышленные предприятия по производству продуктов питания;

склады и базы (арсеналы, склады взрывчатых и ядовитых веществ, горючего, техники, лекарств, наркотиков, сырья и готовой продукции);

объекты хранения и переработки нефтепродуктов (нефте- и газохранилища, магистральные нефтепроводы);

объекты с хранением и применением ядовитых, взрывчатых и опасных бактериологических веществ (химические заводы, объекты пищевой, лёгкой, тяжёлой, микробиологической промышленности, технические холодильники с хлором и аммиаком).

Терроризм, к сожалению, стал одной из примет нашего времени. Современные террористы хорошо вооружены, обучены, осведомлены, поэтому им должны быть противопоставлены высокоэффективные меры.

Сложность борьбы с терроризмом состоит в том, что целью террористической акции могут стать различные объекты, например, экологически опасные промышленные, в том числе военные и, военно-промышленные объекты, транспортные средства, перевозящие опасные грузы и т.п., вплоть до объектов социального назначения и жилых зданий.

В связи с этим разработан и применяется широкий спектр антитеррористических мероприятий, в которые вовлечены не только силовые ведомства, администрации регионов, но и организации промышленности и население.

Можно выделить основные группы этих мероприятий:

превентивные или профилактические меры;

меры противодействия при попытке, реализации террористического акта;

ликвидация последствий, если этот акт все-таки был совершен.

Значительный вклад в реализацию этих мероприятий, особенно второй группы, вносят системы физической защиты (СФЗ) особо важных объектов. СФЗ представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение противоправных действий (диверсия, хищение, террористические акты) потенциальных нарушителей на объекте.

Следует отметить, что СФЗ в той или иной мере (контрольно-; пропускной режим, сигнализация и т.п.) имеются практически на любом объекте- Однако особое внимание построению СФЗ уделяется на особо важных объектах (ОВО).

Известно, что в состав системы физической защиты любого особо важного объекта входят:

организационная подсистема;

физические барьеры;

комплекс технических средств физической защиты.

Результаты исследований показывают, что большой вклад в повышение эффективности СФЗ вносит именно комплекс технических средств физической защиты, который, а свою очередь, содержит:

средства и системы обнаружения вторжения нарушителей в охраняе-

мые зоны, попыток проноса оружия, взрывчатых веществ на ядерный объект, выноса с объекта запрещенных предметов;

системы наблюдения за обстановкой в охраняемых зонах, на контрольно-пропускных пунктах;

системы управления доступом персонала и транспортных средств на объект и в отдельные его зоны ;

специальные системы связи для управления силами охраны и обеспечения их взаимодействия с соответствующими службами.

обеспечивающие системы (электропитания, освещения и то.), создающие условия для нормального функционирования вышеперечисленных систем.

Совершенствование комплекса технических средств физической защиты может проводиться в следующих направлениях:

создание и модернизация традиционно используемых в СФЗ технических средств и систем (сигнализационные датчики, телекамеры, пропускные кабины и турникеты и т.п.);

более высокая степень интеграции технических средств, в том числе на основе применения средств вычислительной техники , программных методов и продуктов;

разработка и применение в составе комплекс технических средств физической защиты новых видов технических средств, таких как: устройства обнаружения проноса (провоза) через контрольно-пропускные пункты (КПП) объекта различны запрещенных предметов (ядерных материалов, оружия, взрывчатых вешеств);

средства контроля за действиями часовых;

активные пломбы и т.п.;

разработка и применение в процессе проектирования СФЗ научно-обоснованных методов анализа и синтеза комплекса технических средств физической защиты, позволяющих оптимизировать его структуру и состав по критерию : "эффективность-стоимость".

Реальные положительные результаты в деле построения ; высокоэффективных КТСФЗ может дать только комплексное использование всех рассмотренных возможностей. Однако в условиях ограниченного финансирования тематики развития СФЗ необходимо установить приоритеты, при этом последнее из указанных выше направлений может служить своего рода "барометром" эффективности тех или иных мероприятий, соответствующих первым трем.

Процедура проектирования комплекса технических средств физической защиты, как правило, содержит:

раннюю стадию (концептуальное проектирование);

стадию рабочего проектирования.

Особенно важными являются работы на стадии концептуального проектирования, от успешного проведения которых зависит оптимальность проектно-технических решений. Именно здесь применяются методы системного анализа, происходит выбор и обоснование проектных решений. Если проектанты будут пренебрегать этой важной работой, находясь в плену у "иллюзии простоты" поставленной задачи, создаваемый комплекс не обеспечит слаженной работы всех составных частей СФЗ.

Более того, при отсутствии количественных показателей качества комплекса, особенно показателя его эффективности, ошибки проекта комплекса технических средств физической защиты будут незаметны и выявятся лишь в процессе эксплуатации, при этом последствия могут быть катастрофическими.

При разработке применения на практике содержат следующие основные этапы:

обследование конкретного ОАЭ как объекта физической зашиты;

определение жизненно-важных центров ядерного объекта;

разработка для каждого жизненно важного центра перечня возможных угроз и моделей нарушителей ("внешних" и "внутренних"), включая сценарии реализации указанных угроз;

оценка эффективности и других тактико-технических и экономических характеристик существующего комплекса технических средств физической защиты (для действующих ОАЭ);

разработка вариантов структуры комплекса технических средств физической защиты, выбор проектных решений и конкретных технических средств;

оценка тактико-технических экономических характеристик вариантов комплекса технических средств физической защиты, выбор оптимального варианта по критерию "эффективность - стоимость";

разработка технического задания на проектирование комплекса технических средств физической защиты, необходимых организационных мероприятий, строительных заданий на проектирование физических барьеров;

разработка предложений по практической реализации концептуального проекта (план-график проведения работ и т.п.).

Сложность ОАЭ как объектов защиты, априорная неопределенность возможных угроз и путей их реализации, требуют проведения обследования совместными усилиями специалистов различного профиля: технологов и конструкторов основного оборудования ОАЭ, службы безопасности, аналитиков по физической защите проектантов комплекса технических средств физической защиты. Непосредственно на объекте создается группа экспертов, в которую входят указанные специалисты. Они заполняют специальные анкеты, позволяющие формализовать и утвердить для данного объекта перечни проектных угроз и модели нарушителя.

Для оценки эффективности существующего на объекте СФЗ, а также предлагаемых в дальнейшем вариантов его совершенствования разработана методика количественной оценки эффективности применения комплекса технических средств физической защиты в системах физической зашиты ЯО. Она использует математический аппарат теории вероятностей, при этом основным критерием является ответ на вопрос, успевают ли силы реагирования предотвратить акции нарушителя в соответствии с принятым перечнем проектных угроз. Здесь учитываются вероятности обнаружения нарушителя с помощью технических средств временные параметры (времена преодоления им физических барьеров, движения охраны и нарушителя и т.п.).

Принятие Правительством Российской федерации постановления от 15.09.99 №1040 «О мерах по противодействию терроризму» дало новое направление в антитеррористической деятельности на федеральном железнодорожном транспорте.

Во исполнение указанного постановления МПС России осуществлены дополнительные меры по усилению охраны, пропускного режима на особо важных и других объектах жизнеобеспечения железнодорожного транспорта, мест массового пребывания людей железнодорожные вокзалы, учреждения здравоохранения, образования, культуры, общежития и др.), а также искусственныых сооружений, территорий станций, осуществляющих работу с опасным грузом.

За последнее время на объектах федерального железнодорожного транспорта сложилось крайне неблагополучное положение, связанное с хищениями изделий из цветных и черных металлов, особенно в устройствах сигнализации, связи, электроснабжения и деталей подвижного состава. Размеры преступных надругательств столь велики, что ставят под угрозу не только обеспечение безопасности при перевозке пассажиров и грузов, но и сами перевозки, а также создают условия возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Особо обращается внимание на охрану метрополитена.

Остается проблемным вопросом транспортировка и охрана опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. По железной дороге доставка опасных грузов осуществляется на 13 грузовых станциях города, которые находятся вблизи жилых районов. И если на пунктах доставки этих грузов охрана осуществляется, то на железнодорожных станциях и в период транспортировки по городу этот вопрос остается нерешенным. Сейчас рассматривается вопрос о сопровождении железнодорожных составов, перевозящих потенциально опасные вещества по территории города сотрудниками милиции.

В 1999 году перед нами встал вопрос о возможности автоматизированного контроля, обнаружения и мониторинга чрезвычайных ситуаций.

Слабым звеном является вопрос обеспечения безопасности от актов возможного терроризма судов речного транспорта с опасными грузами при нахождении их в речном порту, также при следовании их по каналам, шлюзам и под мостами.